Проект «Буккроссинг как средство приобщения к чтению и развитию речи
детей с ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями речи)»
Проблема:
- снижение интереса к чтению у современных детей;
- необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учётом современных реалий.
Актуальность:
В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга - это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится обычной бумагой. И для того чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, создан инновационный проект «Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению и развитию речи детей с ОВЗ».
Цель проекта:
Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению литературы, традициям семейного чтения, развитие речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с современным движением «Буккроссинг»;
- расширить знания о различных жанрах художественной литературы;
- привлечь родителей к совместному с ребенком прочтению художественных произведений;
- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой
- воспитывать у участников проекта бережное отношение к самой книге;
- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей (законных представителе) по вопросу приобщения детей к чтению книг;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умение вести диалог, выразительно рассказывать, умение импровизировать.
Предполагаемый результат:
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- обогатить словарь, развить лексико-грамматический строй, связную речь детей;
- сформировать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;
- возрождать чтение в кругу семьи, традицию посещения библиотеки;
- активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.
Этапы реализации буккроссинга
1 этап – подготовительный.
Мы принесли в группу старинный чемодан и наполнили его книгами, предложили детям выбрать понравившуюся им книгу и взять ее домой для семейного чтения. Затем ребёнок делал зарисовку понравившегося сюжета из прочитанной ему книги, а потом снова возвращал её в чемодан группы, а также приносил детям свою интересную книгу из дома.
Сначала у нас исчезли все книги из чемодана группы, потом родители, благодаря нашему проекту, стали покупать книги своему ребёнку, он приносил их в сад, рассказывал содержание книги другим детям, и они уже, в свою очередь, брали эту книгу для прочтения домой. Зарисовки детей к книгам тоже оказались как нельзя, кстати, они показывали ихсрврстникам, что вызывало интерес к книге у большего количества детей группы.
Мы рассказывали им, как обращаться с книгами, создали библиотеку группы с читательскими билетами и «Книжкиной больницей», в которой ребёнок мог самостоятельно починить странички книги. Организована «Библиотека выходного дня», книги из которой родители могут брать для чтения домой.
Мы провели для родителей:
- вводную беседу по проекту «Буккроссинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешения детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы;
- подготовили консультации для родителей по буккроссингу на бумажных носителях при входе в группу;
- разместили их на официальном сайте нашего ДОУ Вконтакте;
- попросили родителей рассказать о своих впечатлениях о нашем проекте и как они к нему относятся, записали их отзывы на видеосюжет;
- провели анкетирование, которое показало, что наша идея буккроссинга захватила не только детей, но и родителей.
2 этап – практический.
Наш чемоданчик наполняется теперь не только книгами группы, но и домашними книгами и журналами детей, которые раньше пылились у них на полках. Мы создали для детей лэпбук, в котором использовали карточки для составления рассказов по сказкам; различные виды плоскостного, настольного театра, театра на шпажках, пальчикового театра. Дети с удовольствием показывали друг другу сказки, распределяя между собой роли.
Из рисунков детей, которые они выполнили по прочитанным книгам, мы создали альбом и поставили его в книжный уголок, чтобы любой ребенок мог с ним ознакомиться.
Дети стали пересказывать прочитанные произведения и составлять свои собственные рассказы. Мы записали их рассказы и создали «Сборник сказок собственного сочинения» детей нашей группы.
А также мы выполнили с детьми совместную картину ниткографией, состоящую из эпизодов из наиболее полюбившихся детям сказок. В центре выполнили часы как символ сказки о потерянном времени.
Мы призываем – не терять напрасно время, а читать больше книг для формирования правильной речи и обогащения словарного запаса детей.
3 этап — итоговый.
Благодаря этой технологии у детей расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, формируется связная речь. У ребят возникает ежедневная потребность в использовании художественной литературы. Происходит возрождение семейных традиций чтения в кругу семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.