Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы
Оценка 4.8

Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Оценка 4.8
docx
07.11.2023
Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы
Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы.docx

Гуманизация  личности в процессе преподавания русского языка и литературы

    Современный этап развития среднего профессионального образования осуществляется  в условиях коренных изменений в государственно- политическом и социально-экономическом  развитии страны . В соответствии с особенностями  современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение  потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности, высокий интеллектуальный уровень и высокий  нравственный уровень. Наиболее полно соответствует  этим задачам гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создает оптимальные условия для раскрытия , коррекции и развития личности студента.  Поэтому я не случайно в течение ряда лет работаю над  педагогической   проблемой«Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы».

 Актуальность обусловлена тем, что проблема  гуманизации общества  в целом, и образования, в  частности,  является приоритетной.  Я считаю, что всему педагогическому сообществу  следует сосредоточить внимание на данной проблеме.   Гуманизация образования,  будучи одной из мировых тенденций,  является и основным  принципом реформирования  образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими

проблемами,  экспансией  техносферы,  дегуманизацией общества. Какими  станут наши специалисты, какой багаж понесут в будущее, какое у них будет здоровье, культура общения и труда,  это и определит будущее нашей страны. Образование  имеет уникальную возможность решения этих задач.

         Гуманизация – ключевой момент нового педагогического  мышления. Нет сомнения в том, что необходимо другое образование, по сравнению с традиционным, основанное на свободном развитии личности.

         В чем изменилась стратегия образования на современном этапе? Традиционное образование определялось понятиями: знания, качество знаний, обучение, оценка. Современное образование оперирует понятиями: развитие творческих способностей, формирование личности, воспитание человечности в человеке. Поэтому столь актуальна сейчас проблема гуманизации личности в процессе обучения русскому языку и литературе.

        Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Появляясь как индивид, человек становится личностью. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

         Я считаю, что одним  из важнейших требований гуманизации  является воспитание потребности в труде, самостоятельности;  пробуждение творческих, созидательных сил, интереса к знаниям. Интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей жажды знания и понимания.

       Важнейшая моя задача  – воспитание интереса к предмету, который бы стимулировал активную познавательную деятельность  студентов и обучающихся.  Я считаю, что своей цели  достигну  лишь тогда, когда увижу, что  обучающемуся  хочется учить мой предмет, когда на моих занятиях  он будет чувствовать  радость, обретет человеческую гордость.

Как  преподаватель  русского языка и литературы я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения гуманизации своих воспитанников.

В основу совершенствования моей педагогической практики легли такие ведущие идеи,  как обучение, основанное на совместном труде и совместной требовательности педагога  и  обучающихся; наполнение   индивидуальными подходами; применение не готовых ответов и решений, а побуждение к самостоятельному  поиску, идя от личного восприятия  мира, общества, самих себя; воспитание  гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать и действовать.

     Когда я начинаю работать со студентами 1 курса я  сначала долго наблюдаю за ними. В основном уровень их подготовленности и развития средний.  Как правило, многие   не умеют работать самостоятельно, не умеют  мыслить – думать о том, что происходит  вокруг – и выражать понятое в слове.

    Поэтому свою задачу учителя-словесника я вижу в том, чтобы готовить высокообразованного, культурного специалиста , владеющего выразительной русской речью и приобщённого к общечеловеческим ценностям. А для этого я должна перед собой в любом  студенте  видеть личность и помочь её сформировать.

Наличие теоретической базы опыта.

       Над проблемой я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.  По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения  к   личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала,  в повышении его ответственности за судьбы мира,  то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования.  Гуманизация  образования  большинством исследователей понимается  как создание условий,  направленных на раскрытие и развитие способностей человека,  его позитивную самореализацию,  в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей,  содержания,  организации и  средств  его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

       Теоретической базой опыта считаю   работы многих педагогов,  на которые я опираюсь при подготовке к занятиям , при решении проблем, возникающих в процессе совместной деятельности с обучающимися и студентами.  Гуманистические стратегии XXI века достаточно полно изложены в «Гуманистическом манифесте 2000»,   в котором рассматривается  гуманизм как этическая, научная и  философская  система ценностей, изменяющая наш мир.

      Использую   культурно-историческую концепцию   Л.С.Выготского,  вместе с ним считая   личность   участником    историко-эволюционного процесса,   носителем социальных ролей и обладающего возможностью  выбора  жизненного пути,  в  ходе  которого  ею  осуществляется преобразование природы,  общества и  самой  себя.

      Ю. Бабанский,  М.Поташник, А. Белкин, В. Сериков выделили  среди целей  гуманизации   главную  -  общесоциальную  (для общества).  А мы должны этой цели достичь - воспитать личность будущего, которая нашла бы применение своим способностям и знаниям в жизни, не растворилась бы  в ней.

       Нельзя обойти точку зрения  И.В.Бестужева-Лады  к понятию «гуманное образование». Он объединил в его характеристике следующие составляющие:  дифференциацию образования сообразно  общественным потребностям и личным склонностям-способностям учащихся; демократизацию образования; щадящие технологии  обучения  и воспитания,  не унижающие личность и не требующие физического и нервного перенапряжения; оптимизацию процесса  обучения и воспитания.

     Вслед за  И.Кантом  я научилась сама каждого  студента   рассматривать как уникальную  целостную личность, для развития которой необходимо создание определенных условий.  Следовательно, целью  моих  занятий   становится развитие личности, а задачей - создание  условий  для  его развития. 

Решать  проблему гуманизации личности  мне также помогает гуманно - личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили, ведущей идеей которой является неразрывное единство обучения и воспитания. Главные принципы этой педагогики: природосообразность, радость и успех. Образовательный процесс   строится на общении, которое утверждает в ребёнке личность, "зажигает" для сотрудничества. Подобное общение повышает мотивацию школьников к учению.

Гуманно - личностная технология Ш. Амонашвили - педагогика на новых принципах духовности, нравственности и высокой гуманности, позволяющая учитывать возрастные и учебные возможности каждого ученика. На первый план выносятся задачи воспитания, хотя и предметные знания не сокращаются.

Ш. Амонашвили считал: "Педагогический процесс тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения". Приоритетным направлением является развитие личности  .

Технология великого педагога заставила меня пересмотреть подход к построению как учебного процесса в целом, так и каждого урока в отдельности. Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала. Я стала чаще обращаться к  притчам, произведениям В. Сухомлинского, В. Осеевой, Л. Толстого, В. Сутеева и др. Особенно нравятся труды Д. С. Лихачёва, так как, мне кажется, он очень близок по взглядам Ш. Амонашвили.

Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик Лихачев придавал особо важное значение. В книге "Русская культура", увидевшей свет уже после кончины Дмитрия Сергеевича и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "… мы должны воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным".

На своих  занятиях   считаю главными  следующие принципы:

 - принцип демократичности и гуманности, реализуемый через игровые технологии, приоритеты  индивидуального подхода, гуманистическую направленность содержания,

 - принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии  студент  – преподаватель, студент – студент.

 - принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития.  

- принцип природосообразности: любой человек  - часть природы, окружающей среды, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения.

Ведущая педагогическая идея - создать среду, которая   является источником мотивации к обучению и должна быть принята  студентами . Это означает, что цели должны либо совпадать  с их целями,  либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения

         Изучение  опыта работы ведущих педагогов, позволили мне   выделить  педагогические условия, способствующие гуманизации  обучения,и успешно применять их на практике. Что я делаю:

         -   учитываю психолого- возрастные  особенности  обучающихся. 

 Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения,  выбор методов, форм и приемов работы и  позволяют индивидуализировать обучение, учитывать личностные особенности каждого;

         -   обучение строю  на этических основаниях, требующих взаимодействия   обучающего и обучаемого с целью содействия  в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям;

         -  одним из незаменимых условий гуманизации уроков русского языка и литературы считаю  дифференцированный подход,  при котором учитываются  потребности, особенности и склонности обучающихся. Составление  программы, планирование,  подбор учебников,  учебных  пособий и других материалов  осуществляются  не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний, форм и условий обучения;

         - применяю  вариативность  содержания  обучения. Она  позволяет предоставлять  учащимся право выбора на  различных  этапах учебной деятельности, что соответствует личностным устремлениям подростков и  высоко ими ценится;

         -   основной технологической единицей обучения ставлю  ситуацию общения. Ситуация общения как особый вид учебной ситуации – это поле совместной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится,  организованное на гуманистических принципах. Данная учебная ситуация - это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения,  креативному подходу к процессу познания и  имеет развитие личности своим конечным результатом;

         -   учебную  ситуацию общения реализую через диалог. Такой подход  незаменимую  роль играет на уроках литературы.  Я думаю, что в ситуации общения,  построенной на принципах гуманизации, при  совместной деятельности обучающего и обучаемого  преподавателю  отводится роль старшего умного, знающего, мудрого собеседника.

         Диалог требует относительно возможного равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, способности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности  в выражении мыслей и чувств.  По моим наблюдениям,  общение в режиме диалога трудно учителю,  но еще труднее  -  обучающимся. Они  не  привыкли  к  нему  в общении со взрослыми в целом.  По наблюдениям социологов, в России во многих семьях принят авторитарный стиль общения с детьми, по отношению к младшим усвоен командный,  поучающий тон, который в своей практике никогда не применяю.

           - при  опоре на  ситуацию общения и диалог как основную технологическую единицу обращаюсь    к  методам самостоятельного  овладения знаниями(проблемным),  которые основаны на активном участии обучающегося в процессе обучения.  С помощью  проблемных  методов создается учебная ситуация,  требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы;

        - стараюсь применять вариативность педагогических технологий в зависимости от ситуативных учебных целей и особенностей его участников.  Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска,  предоставляется свобода выбора и "право на ошибку". На своих уроках я даю  обучающимся  право на ошибку или незнание, исключая   тем самым страх наказания, который порождает беспокойство, создает нервную напряженность, убивает мысль, в конечном счете,  снижает интерес к работе, тормозит процесс познания.  А ведь неостывающее стремление к поиску является одним из замечательных свойств полноценной личности.

         Изучая художественное произведение, мои  студенты и обучающиеся  имеют право на вариативные решения, что  вполне естественно, если иметь в виду  различия в их уровне знаний, особенностях мышления, воображения, темперамента, характера.

                   Я далека от мысли, что только урок литературы может повлиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые их ожесточают. Но многое он все-таки может – вернуть книге значение властителя дум, какой она всегда была.

  -  важным в своей работе словесника считаю  дискуссию. Для позиционного взаимодействия  выбираю проблемы,  не имеющие однозначного решения,  диалогичные в контексте культуры, тогда каждый участник формирует свой взгляд на мир, свое понимание обсуждаемого,

        - создаю   ситуацию  успеха  на  всех  этапах учебной деятельности. Очевидно,  что обучающиеся имеют различную самооценку,  то  или иное  отношение  к  себе:  уверенность  в собственных силах, убежденность в правильности своих  действий  или,  наоборот, боязнь предъявить выполненную работу,  страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих  действий.  Задача  преподавателя  - найти индивидуальный подход к каждому,  заставить  поверить в свои силы,  изменить  взгляд на  свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

В последнее время возрастает   доля   уроков    информационно-коммуникативных технологий.   Я    активный пользователь Интернета. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием ИКТ , on-line тестирование. Это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого , добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, прививать любовь и интерес к русскому  языку и литературе.

 

     

         Эффективность решения проблемы   гуманизации   определяю  следующими факторами:

     - совместной деятельностью  всего студенческого коллектива и самого себя;

     - уважением и доверием к каждому ;

     - возможностью  видеть результаты своего труда и совершенствованием  работы воспитанников;

     - выполнением заданий, требующих интеллектуальных усилий,  применения  умений и навыков, которыми владеют  студенты и обучающие;

     - уверенностью  в возможность самостоятельного выполнения работы;

     - владением  совместного или самостоятельного поиска путей изучения,  решения проблемы;

     - интересной, полезной, увлекательной работой.

   

   Гуманизация   занятий  дает стабильные результаты. Если в 2009-2010 учебном году   75 % студентов и обучающихся  1 курса  считали русский язык  наиболее сложным предметом, то в начале 2013-2014 учебного года    50 %  студентов и обучающихся  считают этот предмет трудным. При этом литература остается наиболее любимым и интересным предметом. 75 %   студентов и обучающихся  считают именно так. Среди причин позитивного отношения к предмету учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу  занятий, эмоциональный комфорт , постоянную поддержку со стороны преподавателя, свободу выбора и право на ошибку.

 Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- наличии стабильных результатов освоения образовательных программ;
-результатах итоговой аттестации в форме  сочинения на литературную тему;
качество знаний учащихся по русскому языку по результатам итоговой аттестации  в 2012-2013 учебном году -40%, уровень – 100%. Средний балл – 3,5.

 -участии студентов и обучающихся  в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Гуманизация личности в процессе преподавания русского языка и литературы

Я считаю, что одним из важнейших требований гуманизации является воспитание потребности в труде, самостоятельности; пробуждение творческих, созидательных сил, интереса к знаниям

Я считаю, что одним из важнейших требований гуманизации является воспитание потребности в труде, самостоятельности; пробуждение творческих, созидательных сил, интереса к знаниям

Теоретической базой опыта считаю работы многих педагогов, на которые я опираюсь при подготовке к занятиям , при решении проблем, возникающих в процессе совместной деятельности с…

Теоретической базой опыта считаю работы многих педагогов, на которые я опираюсь при подготовке к занятиям , при решении проблем, возникающих в процессе совместной деятельности с…

Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала

Очень много времени я стала уделять подбору дидактического материала

Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний,…

Составление программы, планирование, подбор учебников, учебных пособий и других материалов осуществляются не только в соответствии с требованиями государственных стандартов, но и с учетом уровня знаний,…

Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и "право на ошибку"

Важно создать условия, при которых поддерживается мотивация к обучению, существует атмосфера творческого поиска, предоставляется свобода выбора и "право на ошибку"

Эффективность решения проблемы гуманизации определяю следующими факторами: - совместной деятельностью всего студенческого коллектива и самого себя; - уважением и доверием к каждому ; - возможностью…

Эффективность решения проблемы гуманизации определяю следующими факторами: - совместной деятельностью всего студенческого коллектива и самого себя; - уважением и доверием к каждому ; - возможностью…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023