Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»
Методика выполнения. Ребенку дается инструкция: «На листе белой бумаги
нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные
объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения
можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
«Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Его можно
потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
Кактус растет один или с какимто растением по соседству? Когда кактус
подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)»?
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные
всем графическим методам: пространственное расположение, размер рисунка,
характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели,
специфические именно для данной методики. Важно учитывать характеристику
«образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),
характеристику иголок (размер, расположение, количество).
Качества испытуемых
Признаки рисунка
Агрессия
Наличие иголок. Сильно торчащие,
длинные, близко расположенные друг от
друга иголки показывают высокую
степень агрессивности
Импульсивность
Отрывочность линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление лидерству
Крупный рисунок, центр листа
Неуверенность в себе, зависимость
Демонстративность, открытость
Скрытность, осторожность
Оптимизм
Тревога
Маленький рисунок, расположение в
низу листа
Наличие выступающих отростков в
кактусе, вычурность форм
Расположение зигзагов по контуру или
внутри кактуса
Использование ярких цветов,
«радостные» кактусы
Использование темных цветов,
преобладание внутренней штриховкиЖенственность
Экстравертированность
прерывистыми линиями
Наличие украшений, цветов, мягких
линий и форм
Наличие на рисунке других кактусов или
цветов
Интровертированность
На рисунке изображен один кактус
Стремление к домашней защите, чувство
семейной общности
Наличие цветочного горшка на рисунке,
изображение комнатного растения
Отсутствие стремления к домашней
защите, чувство одиночества
Дикорастущие, «пустынные» кактусы