Годы написания — 1822-1824, год публикации – 1825.
История создания — Грибоедов отчасти подражал комедии Мольера «Мизантроп», герой которой беспощадно высмеивал пороки общества.
Жанр — комедия в стихах, комедия.
Направление — реализм с элементами классицизма и романтизма.
Основная идея — Российскому обществу нужны перемены, об этом говорит социальный раскол, который обозначился уже внутри дворянского сословия.
Тема — Борьба прогрессивно настроенного дворянства против фамусовского общества, которое охраняет традиционный уклад и устаревшие ценности.
Проблема — Таких людей, как Чацкий, очень мало, поэтому его протест тонет в сплетнях и клевете. Все прогрессивное объявляется сумасшедшим.
Композиция: завязка приезд Чацкого в Москву и дом Фамусова;
развитие сюжета Чацкий пытается выяснить, кто является предметом интереса Софьи, критикует фамусовское общество;
кульминация Чацкий объявлен сумасшедшим;
развязка Чацкий и Софья узнают всю правду о Молчалине, Чацкий уезжает.
«Горе от ума» —это пьеса А.С. Грибоедова, первая реалистическая комедия в русской литературе. История названия произведения. Комедия «Горе от ума» первоначально называлась «Горе уму». Но при изменении названия изменилась и идея произведения. В первоначальном варианте названия ум пассивен, не в состоянии что-либо изменить, отсюда и драматический конфликт. Во втором же названии ум активен и сам на себя навлекает горе, и потому он смешон.
К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов ( званый вечер в высшем обществе). Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.
История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.
Смысл названия
Главный герой обладает умом, но получает от этого общепризнанного блага лишь страдания. Любимая женщина предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество и вовсе признает его помешанным. Тот же ум не дает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, что делает его одиноким. В этом и заключается смысл заглавия «Горе от ума».
Название венчает обличение двойных стандартов московского дворянства. Внешне люди стремятся создать впечатление ума, но внутренне они противятся разуму и считают его враждебной силой.
Система персонажей
В пьесе развитая система персонажей. Все герои обладают и положительными, и отрицательными качествами, что отличает эту комедию от произведений классицизма. Главные персонажи:
Чацкий имеет такие положительные качества, как образованность, прогрессивность, но в то же время он вспыльчив и бесцеремонен;
Фамусов берет взятки, ограничен в своих суждениях, но он уважаемый человек в Москве, хороший отец, который переживает за будущее своей дочери;
Софья искренняя, наивная и решительная, но иногда она поступает жестоко и безрассудно по отношению к Чацкому;
Молчалин карьерист, может прибегнуть к любым способам для достижения своих целей.
Описание второстепенных персонажей помогает раскрыть образы главных героев комедии. К ним относятся Лиза и Скалозуб. Внесценические персонажи не появляются на сцене, но упоминаются в произведении. Они помогают понять исторический и культурный контекст комедии. В произведении множество говорящих фамилий, они отражают главную черту того или иного персонажа. Это черта классицизма. Например, фамилия Молчалин говорит, что герой не имеет собственного мнения, соглашается с остальными.
Направление, жанр и размер
Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что в этой комедии сочетаются элементы сразу трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
От классицизма пьеса получила единство действия, времени и места. Есть и говорящие фамилии.
От романтизма в пьесе присутствует одинокий главный герой, который превосходит окружающих его людей в моральном плане, но обладает гораздо меньшим влиянием. Он вступает в заведомо проигрышный конфликт с обществом и, терпя сокрушительное поражение, покидает людей, чтобы найти себе новое место в этом мире.
Элементы реализма в произведении представлены большем количеством, по сравнению с классицистической традицией, персонажей. Автор стремился детально отобразить реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей углублены, и их нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.
Жанровая принадлежность книги тоже неоднозначна.
Поэтому Многомудрый Литрекон перечислит признаки комедии в пьесе «Горе от ума» и художественные методы автора:
Комические несоответствия. Например, Фамусов, который «монашеским известен поведением», волочится за служанкой, пока никто не видит. Он же о своей службе в казенном доме говорит: «Подписано и с плеч долой». Положение героев не соответствует их действиям и словам, чего они сами как будто не замечают.
Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, народный, разговорный и наполнен крылатыми выражениями.
Прием «разговор глухих». Например, беседа бабушки-графини с князем Тугоуховским.
Комические амплуа героев, традиционные для театра того времени: хитрая служанка, герой-любовник, его неудачливый оппонент, обманутый отец и т.д.
Комедия нравов «Горе от ума» написана ямбом.
Композиция
Структура пьесы «Горе от ума» свойственна направлению классицизма. Сюжет делится на четыре действия.
Первое действие отведено под экспозицию, представление и раскрытие основных действующих лиц.
Во втором действии происходит завязка, когда противоречия начинают складываться осознанное противостояние между персонажами: любовный конфликт, спор отцов и детей и общественный конфликт консерваторов и реформаторов. Тут же происходит развитие конфликта.
В третьем действии происходит кульминация, когда обозначенные ранее конфликты доходят до своей высшей точки и разрешаются в ту или иную сторону.
Четвёртое действие – финал, подведение итогов произошедшего. Определение дальнейшей судьбы основных персонажей.
От классицизма «Горе от ума» получила и классический любовный треугольник, лежащий в основе конфликта.
Всего в пьесе присутствует два главных конфликта – любовный и социальный. Они взаимосвязаны друг с другом, развиваются и переплетаются между собой по мере развития сюжета. Главный конфликт — противостояние века нынешнего и века минувшего. Построение комедии «Горе от ума» позволяет читателю в полной мере проникнуть в позицию каждой из сторон.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика комедии «Горе от ума» многогранны и актуальны по сей день:
Спор поколений – Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
Нравы дворянства – Драматург изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
Тема лишнего человека – Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
Тема семьи – Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него. Развитие страны – На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой
.
Тема мечты – По мнению Грибоедова, только очень искренние и открытые люди способны мечтать. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — построить новый лучший мир. Однако писатель показывает, что зачастую мечты, оторванные от реальности и не имеющие под собой личного опыта, ведут человека к провалу. Софья поддалась на обман мерзавца Молчалина, а Чацкий был публично посрамлён и отвергнут.
Образование – Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
Судьба – Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
Традиции – Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди. Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
Любовь – Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи.
Крепостное право – На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы. Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
Идеалы декабристов – Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
Проблема языка – Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».
Основная идея
Грибоедов чётко отобразил конфликт между старой Россией Фамусова, задыхающейся от самодурства, невежества, пошлости, грубости, эгоизма и лицемерия, и новой России Чацкого, где ценятся, ум, благородство, честность и открытость. Смысл пьесы «Горе от ума» — обличить пороки, ставшие нормой в российском обществе, и указать путь перемен.
Писатель подчеркнул трудность этой борьбы, однако в то же время показал, что у «Чацких» всё-таки есть надежда на победу, и гибель старого мира неизбежна. Главная мысль автора — необходимость прогресса и важность его отстаивания.
Речь Чацкого отражает авторскую позицию в пьесе «Горе от ума». Поэтому А.С. Пушкин и сказал, что умен в комедии только автор, который прописал подобные монологи.
Конфликт произведения
В пьесе «Горе от ума» два конфликта.
1. Общественно-политический: Чацкий противостоит обществу Фамусова. Этот конфликт не может быть улажен из-за непримиримых противоречий, приведших к расколу даже внутри дворянства.
2. Любовный: Чацкий влюблен в Софью, а та заинтересована в Молчалине. Этот треугольник разрушается, когда Чацкий понимает, кого выбрала девушка.
Оба конфликта объединены элементом сумасшествия главного героя.
Литературные приёмы
✓Герой в обществе, но изолирован: Чацкий не может найти общий язык ни с кем, даже с Софьей, которая ему дорога. Он не замечает, как над ним посмеиваются, иронизируют, не принимают всерьез. Он умный человек, но страдает от клеветы глупых людей о его сумасшествии.
✓Пародийные параллельные ситуации
- Репетилов пародирует образ Чацкого, создавая контраст и возвышая главного героя, но и комически снижая его;
- разговор глухой графини с глухим князем: оба не слышат, но делают выводы (подчеркивается, что не обязательно слышать, чтоб осудить);
- Чацкий падает, но романтично («чуть свет – и я у ваших ног»), падает и Молчалин («тьфу, оплошал»).
✓Приемы комедии положений и водевиля —
- герой попадает не туда (Молчалин «шел в комнату – попал в другую»);
- подслушивание, только благодаря которому становится известна правда (Чацкий нечаянно подслушивает разговоры уезжающих гостей; Софья случайно, а Чацкий специально – разговор Молчалина и Лизы).
✓Речевая характеристика героев (длинные монологи Чацкого, армейский грубый юмор Скалозуба, французские слова вперемешку с русскими в речи дворян, предвзятое отношение Софьи к Чацкому и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.