Грамота у дошкольников
Обучение
грамоте дошкольников – особая ступень овладения первоначальными умениями
письма и чтения (стартовая площадка для школы).
Обучение грамоте - начальный этап в процессе обучения русскому языку в школе
Задачи обучения грамоте
1. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
2. сформировать элементарный навык чтения и письма;
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль – схема предложения.
Слово- единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
Слог - делим слово на слоги (части) разными способами (хлопки, подбородок, скандирование – ребёнок сам выбирает удобный способ)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант.
Звуки – речевые и неречевые (собрать слово можно только из тех звуков, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду.
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, твердые, мягкие и т.д.
Виды деятельности в подготовительный период:
Фонетическая работа •
• выделение отдельных слов в предложении;
• выделение слогов в словах;
• выделение ударного слога;
• подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
• упражнения в звукоподражании;
• выделение первого (последнего) звука в слове;
• подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
• выделение каждого звука в слове;
• определение на слух количества звуков в слове;
• выделение в слове гласных (согласных) звуков;
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами "слово", "звук".
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами "слово", "звук" практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей основам чтения и письма.
Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.