Грамотный пешеход
Оценка 4.8

Грамотный пешеход

Оценка 4.8
docx
12.09.2021
Грамотный пешеход
исследовательская работа.docx

Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

Исследовательский проект

 

 

«Грамотный пешеход»

Г. Ялуторовск Тюменской области

 

Работу подготовила

Гусева Вера

 

                                                                                

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

4»Б» класс

 

Руководитель:

Катлинских Лидия Готфридовна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №3

 

 

 

Г. Ялуторовск

2019 год

Аннотация

 

Тема исследовательской работы «Грамотный пешеход».

Проблема исследования – какие пути формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе будут наиболее эффективными?

Цель исследования -   определить и  обосновать  эффективные пути формирования информационной культуры у младших школьников.

Задачи исследования:

1.     Проанализировать литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил  дорожного движения

2. Для  уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

3. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

4. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

5. Показать, насколько опасной является проезжая часть для всех участников дорожного движения.

Методы:  Изучение литературы по проблеме, наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

Цель, задачи работы

Гипотеза

Методы

Глава 1…………………………………………………………………………5

История появления правил дорожного движения

Глава 2………………………………………………………………………….7

Определение понятия «Грамотный пешеход»

Глава 3………………………………………………………………………….8

Анализ литературы по теме исследования

Глава 4 ………………………………………………………………………….9

Практические материалы:

Результаты анкетирования

Наблюдения на дороге

Заключение…………………………………………………………..…………11

Список литературы…………………………………………………………….12

Приложение №1 (анкета)……………………………………………………...13

Приложение №2 (маршрутный лист безопасного пути)…………………....14

Приложение №3  (буклет )……………………………………………………15

 

 

 

 

Введение

Добрый день. Меня зовут Гусева Вера. Я ученица 4 «Б» класса. Когда 4 года назад я пришла в школу, учительница познакомила меня с азбукой и  цифрами. Сейчас, когда я повзрослела, в своей жизни я столкнулась с другой азбукой – Азбукой дороги и узнала другие, очень страшные цифры. Оказывается каждый год в нашей стране на дорогах происходят сотни аварий, гибнет более 30 тысяч человек. Свыше 200 тысяч получают травмы.  В нашем городе тоже очень часто происходят аварии, в которых погибают часто дети. Но почему же это происходит? Ведь каждый из нас с детства знаком с Правилами дорожного движения: маленьких детей обучает правилам мама, учеников в школе учат как вести себя на дороге их учителя, водители изучают Правила в автошколах. Газеты и телевидение постоянно знакомят нас  со страшными авариями, которые часто заканчиваются плачевно. Всё это обозначило явное противоречие между знаниями правил дорожного движения и не умением применять их в жизни. Это противоречие позволило выявить проблему моего исследования.  Какие пути формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе будут наиболее эффективными? Исходя из этого я поставила перед собой цель -   определить и  обосновать  эффективные пути формирования информационной культуры у младших школьников.

Начиная исследование, я предположила, что эффективное формирование «Грамотного пешехода» в начальной школе невозможно без уточнения понятие «Грамотный пешеход»»;

Я также предположила, что  формирование «Грамотного пешехода» в начальной школе осуществляется через специально организованные занятия, которые предполагают приобретение знаний и умений в использовании правил дорожного движения, а также  применение полученного опыта в жизни.

 Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи исследования:

2.     Проанализировать литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил  дорожного движения

2. Для  уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

3. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

4. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

5. Показать, насколько опасной является проезжая часть для всех участников дорожного движения. Использовала следующие методы:  Изучение литературы по проблеме, наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов.

 

Глава 1

История появления правил дорожного движения

 

Правила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля должен был бежать мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью в 12 верст в час зловонного чудовища.

Возникающие во время движения конфликты между экипажами и пешеходами привели к необходимости осуществления надзора и контроля, в некоторых случаях и наказания злостных нарушителей. Известно, например, что в Древнем Риме, где одним из средств передвижения были колесницы, на улицах вводили одностороннее движение, а за соблюдением правил следили специально выделенные для этого люди.

С течением времени функции контроля  за безопасностью дорожного движения государство было вынуждено взять на себя. Во времена правления на Руси Ивана III (XV век) были известны общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло на перекладных лошадях довольно быстро преодолевать большие расстояния.

Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях. С созданием в 1718 г. полицейских органов контроль за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге был возложен на полицию. Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Анна Иоанновна предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно», ослушников же «бить кнутом и ссылать на каторгу».

Со временем правила дорожного движения были несколько детализированы. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVIII века находим такие указания: «когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться»; «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».

Конкретизация правил продолжалась и в XIX веке. Обеспечение безопасности движения, как свидетельствуют документы, постепенно становилось одной из основных функций полиции. Изданная в 1883 г. «Инструкция городовым Московской полиции» вручалась каждому городовому, который обязан был всегда иметь ее при себе и руководствоваться в своих действиях. Обязанностям городовых «по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах, дорогах и бульварах» посвящены в Инструкции 30 параграфов из 144-х.

Попытки ввести правила  езды  на улицах  и дорогах делались ещё тогда, когда там господствовали конные экипажи.

Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче и имели вид дорожных столбов. Их называли километровыми указателями.

За прошедшие века дорожные знаки - указатели сильно изменились и стали очень разнообразными. Сейчас они украшены в яркие цвета и видны издалека.

В  России первый светофор был установлен в Москве в 1929 году, имел форму круга (красный, желтый, зеленый). Регулировщик поворачивал стрелку. В помощь регулировщикам в 1932 году была разработана модель первого отечественного светофора. Первый светофор был установлен на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост.

Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход или водитель, откуда бы он ни приехал, мог свободно в них ориентироваться.

Если сравнить правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки -  это буквы, по которым эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира.

Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, они облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах.

Когда появились первые автомобили, стало ясно, что на дорогах нужны особые правила.         

Первые правила появились в России 21 сентября 1898 года.

Сегодня «Правила дорожного движения» - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. Они обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Определение понятия «Грамотный пешеход»

 

За безопасность и порядок на дорогах отвечает Государственная инспекция безопасности дорожного движения. (ГИБДД).

 Она старается сделать все для того, чтобы водители и пешеходы как можно реже пересекались. Но иногда в процессе движения транспортного средства по дороге, происходит столкновение,  при котором травмируются или погибают люди, повреждаются машины. Это событие  называется дорожно-транспортным происшествием или ДТП. Пешеход – это участник дорожного движения. А грамотный пешеход – это  участник дорожного движения, который знает и соблюдает ПДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Анализ литературы

Анализ литературы по теме исследования позволил мне выявить основные причины ДТП.

 На первом месте - нарушение правил водителями, а на втором месте оказались нарушения правил дорожного движения  и невнимательность самих пешеходов.

Мы не можем отвечать за действия водителей, но обязаны быть в ответе за себя.

Аварии происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы.

 Причина -  недопустимое поведение пешеходов, подражание   другим   лицам, нарушающим Правила.

Иногда , забывая об опасности, дети повторяют то, что делают взрослые. А взрослые не всегда соблюдают Правила Дорожного движения. Они пытаются перебежать улицу. И перебегают. А дети? Они копирую поведение взрослых, но в силу своего возраста не могут правильно оценить дорожную ситуацию и поэтому попадают в ДТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

Практические материалы

Я решила выявить  наиболее типичные обстоятельства ДТП в нашем городе. Данные были предоставлены старшим инспектором по пропаганде отдела ГИБДД Девятковой А.Л.

 Аварии происходят чаще всего в то время, когда дети идут домой из школы и находятся без присмотра.

Попадают в ДТП в основном  учащиеся начальной школы

 Маршрут, на котором происходит авария – дом-школа  и прогулка

Место совершения ДТП – проезжая часть

И в половине случаев Виновник был сам ребёнок, он переходил дорогу в неустановленном месте.

А чтобы убедиться в том, соблюдают ли дети и горожане ПДД я вышла на улицу города и вот  что я увидела (видеоролик). За небольшое время я стала очевидцем многих опасных ситуаций. Оказывается главным и основным фактором дорожного травматизма является сам человек. Как со стороны пешехода так и со стороны водителя. Следовательно, крайне важно изучать правила поведения на дороге, а главное их соблюдать и уважительно относить друг к другу.

Возникает вопрос? Какими методами и с помощью чего можно добиться улучшения ситуации на дорогах, и уменьшения дорожно-транспортного травматизма в нашем городе?

Вместе с учителем я выявила, что к методам сокращения дорожно-транспортного травматизма относятся:

-                     - обучение детей  в детских садах и школах правилам дорожного движения;

-                     - применение наглядных пособий и современных технологий в процессе обучения;

-                     -проведение массовых мероприятий с учащимися по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

-                     - в учебных заведениях увеличить время  занятий по правилам дорожного движения;

-                     -обязательное участие в массовых мероприятиях по правилам дорожного движения родителей и сотрудников ГИБДД.

 

Чтобы  выявить отношение одноклассников  к соблюдения ПДД, я провела анкетирование.  В анкетировании принимало участие 18 человек моего класса.  Вопросы анкеты: -Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения? Кто именно?

Родители - 8

Педагоги - 12

-Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?

Да - 18

-Читал ли ты статьи в газетах о детях, которые пострадали при ДТП ?

Да - 18

-Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

Да - 18

Вместе с папой мы нарисовали безопасный маршрут от дома до школы, с названиями всех улиц, которые приходится пересекать. По схеме этого маршрута я определила самый безопасный путь.

Участвуя в выступлениях агитбригады Юных инспекторов движения, в городских конкурсах по профилактике ПДД, в мероприятиях по обучению детей правилам поведения на дороге  я пришла к выводу, что это  и есть те самые пути формирования грамотного пешехода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, выдвинутая мною  гипотеза подтвердилась.  

Чтоб жить, не зная огорченья,

Играть, трудиться и мечтать,

Ты должен правила движенья

Всегда и всюду соблюдать!

 Я считаю, что цель и задачи, поставленные мною в начале работы, были достигнуты.

Дорогие дети! Берегите себя! Помните, что приближение к дороге – это приближение к зоне повышенной опасности. Пусть глупый учится на своих, ошибках. Умному достаточно чужого опыта. Соблюдайте правила и уважайте друг друга.

Удачи и безопасности вам на дорогах!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Астахов П., Я и дорога. – Москва 2010

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. –     

   Москва 1997г.

3. Усольцева О. , ПДД для детей. Учебное издание – Москва 2011г.

4. Кирьянова В.Н. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.       

 – М.:Издательский Дом Третий Рим 2007.56 с.

5. Морозов О., Фаляхова В.. Методическое пособие для учителей школ  

    по безопасности дорожного движения. - Казань-1992год.

6. Садовский М., Садовская Л., Дорожная азбука в картинках.-Москва  

   2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Анкета

-Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения? Кто именно?___________________________________________________________                                                 

-Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?_________________________________________________________

 -Читал ли ты статьи в газетах или слышал от взрослых о детях, которые попали в ДТП ? __________________________________________________________________

-Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге? __________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

Приложение №3


 

Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

Аннотация Тема исследовательской работы «Грамотный пешеход»

Аннотация Тема исследовательской работы «Грамотный пешеход»

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

Введение Добрый день. Меня зовут

Введение Добрый день. Меня зовут

Глава 1 История появления правил дорожного движения

Глава 1 История появления правил дорожного движения

Попытки ввести правила езды на улицах и дорогах делались ещё тогда, когда там господствовали конные экипажи

Попытки ввести правила езды на улицах и дорогах делались ещё тогда, когда там господствовали конные экипажи

Глава 2 Определение понятия «Грамотный пешеход»

Глава 2 Определение понятия «Грамотный пешеход»

Глава 3 Анализ литературы

Глава 3 Анализ литературы

Глава 4 Практические материалы

Глава 4 Практические материалы

Да - 18 -Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

Да - 18 -Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

Заключение Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась

Заключение Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.

Приложение №1 Анкета -Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

Приложение №1 Анкета -Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

Приложение №2

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №3
Скачать файл