ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО МИРА.
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Аннотация. В статье проанализированы и обобщены пути решения проблем в процессе модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования Донецкой Народной Республики через призму ценностей Русского мира. Великая русская культура, духовные ценности Русского мира и богатая событиями отечественная история могут стать надёжной основой для создания базы для воспитания патриотов.
Ключевые слова: гражданское общество, патриотизм, воспитание, духовность.
Современные политические события в Донбассе подтверждают очевидность присутствия у населения региона традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание граждан целесообразно через призму Русского мира. Но, к большому сожалению, к патриотизму нельзя призывать лозунгами или агитировать. Его нужно воспитывать с самого малого возраста. Это высокое чувство начинается с малого: с любви к своим родителям, близким, родному дому, улице, городу и вырастает до любви к своему народу, Родине.
Актуальность проблемы. После тяжелых испытаний, которые пришлось преодолеть народу Донбасса в процессе отстаивания своих духовных ценностей, в Донецкой Народной Республике наметился переход к укреплению государственности. Возрождение культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций способствует устойчивому развитию общества. Постепенно в Республике формируется демократическое, правовое государство и всё уверенней происходит становление гражданского общества.
Целью исследования. Дать анализ и обобщить пути решения проблем в процессе модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования Донецкой Народной Республики через призму ценностей Русского мира.
Основное содержание. Будущее нашей молодой Республики зависит от сегодняшних школьников, студентов. Это прописная истина, но и избитая оскомина. Следует отметить, что в сложившей ситуации особое значение имеет сплоченность граждан Республики на основе Российских духовно-патриотических ценностей. Становится очевидным, что воспитательный процесс подрастающего поколение должен проходить через призму Русского мира. Великая русская культура, духовные ценности Русского мира и богатая событиями отечественная история могут стать надёжной основой для создания базы для воспитания патриотов. Мы храним историю и культуру своего края и свято чтим память о Великой Отечественной войне и ее героях, несмотря на отрицание этих ценностей и полное исковеркивание исторических фактов.
На современных условиях патриотизм становится тем необходимым компонентом, который может обеспечить надёжную защиту национальных интересов Республики, а также способствовать возрождению и укреплению российской цивилизации на основе отечественного менталитета. Будущее молодого государства зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите национальных интересов своей Родины. Безусловно, что патриотическое воспитание имеет уже сложившиеся проверенные временем традиции. Но новые реалии в международной политике требуют совершенствования старых и введения новых методов духовного воспитания подрастающего поколения.
Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования Донецкой Народной Республики связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах.
В Донецкой Народной Республике патриотическое воспитание граждан происходит в условиях создания государственной идеологии. В этом трудоёмком процессе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения. За довольно короткий период в Республике предпринято ряд мероприятий в данном направлении. Так, 30 апреля 2020 г. была утверждена «Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы». Разработчиком Республиканской программы является Министерство молодёжи, спорта и туризма ДНР. Однако, следует отметить, работа над направлениями программы проводилась совместно с Министерством образования и науки ДНР, Министерством культуры ДНР, Министерством информации ДНР, также с Военным комиссариатом ДНР. Основанием для утверждения этой программы послужили ранее принятые в Республике Законы и постановления. Но реализации принятой программы требует активного участия не только органов власти, но и общества, каждой отдельно взятой семьи. [4]
В современных условиях нужно прививать молодому поколению не только уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины, но и раскрывать особое понимание каждому ученику, студенту, да и просто гражданину Республики своей сопричастность к сегодняшним событиям на территории Л/ДНР. Воспитывать чувство глубокого уважения к героям противостояния украинской агрессии. Осознавать свою роль в борьбе за право народа Донбасса на самоопределение в условиях тотального предательства интересов региона со стороны так называемых «народных избранников» и ориентированных на киевский режим представителей региональных финансово-промышленных групп.
Выводы. Таким образом, сложившаяся ситуация в Донецкой Народной Республике, которая характеризуется не прекращающейся украинской агрессией, требует коренной переориентации воспитания подрастающего поколения. Необходимо формировать новую систему ценностей, основанную на внедрение в сознание молодёжи чёткого понимания, что Донбасс является частью Русского мира, принадлежность к которому народ Донбасса ежедневно доказывает своим противостоянием киевскому режиму.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для проведения учебных занятий в вузах и колледжах, на факультетах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для проведения учебной и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов, занимающихся изучением проблем гражданско-патриотического воспитания.
Список литературы
1. Григорьев Д. В. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев
// Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23-27.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 211 с.
3. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. – М.: Наука, 1993. – 432 с.
4. «Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы» / Постановление Правительства ДНР от 30. 04. 2020 г. № 22-3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.