Гражданско-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста
Салманова Р.Э., преподаватель
БПОУ РК «Многопрофильный колледж»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
академик Д.С. Лихачёв.
Важность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях отмечена в ряде нормативных документов, таких как:
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» ставит своей целью «…создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»
Одними из принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО являются:
-«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»;
-«учет этнокультурной ситуации развития детей».
Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.
Сострадание - главный ключ к успешному воспитанию нравственных качеств. Сострадая, ребенок проживает ситуацию, через которую прошли фронтовики, дети войны; сострадание дает возможность ощутить детям ненадолго груз лишений и потерь, сострадая, дети учатся сопереживать, обретают возможность соучастия.
Сопереживание членам своей семьи, своим землякам, соотечественникам дает эту почву для соучастия в судьбах своей страны.
За что я родину люблю?
За то ли, что шумят дубы?
Иль потому, что в ней ловлю
Черты и собственной судьбы?
(Твардовский А. Т.)
В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств дошкольника. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Возникают возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно в этот отрезок жизни человека происходит формирование духовности, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Гражданское-патриотическое воспитание является личностно-ориентированным воспитанием, направленным на развитие нравственных социальных свойств дошкольника: быть частью своего народа, страны, быть готовым трудиться на благо своей Отчизны. Дети узнают символику государства, владеют элементарной правовой информацией, уделяют внимание культурным традициям, знакомятся с устным и народным наследием своих народов , усваивают понятие «толерантность» - терпимость, которая органично в них присутствует, владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, группа, соседи), имеют представление о о взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества.
Любые национальные, патриотические чувства начинаются с малой Родины. «С чего начинается Родина?» - с первых слов на родном языке, с первых игр на родной улице, в родном саду, с семьи ребенка, с детского сада, в котором дошкольник проводит значительную часть своей жизни.
Старшие дошкольники через рассказы, беседы знакомятся с историей города, с его достопримечательностями, интересными людьми, прославившими свой край, с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства.
Беседы во время прогулки помогут узнать о красоте родной природы, диалог с воспитанником после выходных о народном празднике, который он посетил вместе с семьей.
В организованной образовательной деятельности дети получают знания о своем родном крае, иллюстрируют праздники, рисуют картины родной природы, города, портреты членов семьи, лепят предметы быта, конструируют улицы родного города, узнаваемые здания. При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование: схемы улиц с номерами домов, изготовление макетов узнаваемых зданий. В дошкольном возрасте дети получают первый опыт в проведении экспериментирования: у ребенка накапливаются впечатления от разнообразия красоты родного края, природных явлений. Опыты и экспериментирование находят широкое применение в различные режимные моменты: игры-эксперименты «Что тяжелее: вода или дерево?», «Почему вода замерзает?», «Что из чего сделано?», на прогулке «Как летит пух одуванчика?», «Из какого снега слепим снеговика?», «Куда дует ветер?», «Парашют», «Солнечный зайчик» и другие. Опыты и экспериментальная деятельность детей становятся толчком для начала их коллекционной деятельности. Дети начинают собирать камни, шишки интересной формы, листья и растения для гербария.
Игра является основной деятельностью дошкольников, выполняет важную роль в воспитании национальных и гражданско-патриотических качеств. Используются такие ролевые игры, как «Семья», «Магазин», «Строитель», «Больница»; развивающие игры «Узнай время года», «Собери картинку», «Кому что нужно?», «Когда это бывает?»; народные подвижные игры «Салки», «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Улетели-улетели», «Собери альчики», «Целься вернее» «Волк-медведь» и другие.
Республика Калмыкия – является примером толерантного отношения народов к друг другу. Дети с рождения непосредственно воспитываются в духе мира, международного взаимопонимания и сотрудничества.
Огромное значение в патриотическом воспитании ребенка имеет пример взрослых из ближайшего окружения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, детям в процессе этических бесед, тематических занятий и развлечений прививаются такие важные понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству.
Родители – участники воспитательного процесса: совместно с детьми гуляют по улицам города, посещают праздники, Дни открытых дверей ведут этические беседы, принимают участие в подготовке развлечений и праздников. При помощи родителей проводятся интересные занятия, организуются совместные субботники сотрудников и родителей по благоустройству территории. Тем самым взрослые служат примером для подражания своим детям.
Приобщение детей к трудовой деятельности является важным фактором патриотического воспитания. Желание трудиться вместе на участке, в группе воспитывает в детях чувство товарищества, коллективизма, сопереживания.
При проведении экскурсии по детскому саду дети знакомятся с сотрудниками, особенностями и условиями их труда. Наблюдения за трудом сотрудников раскрывают смысл трудовых действий, направленных на создание уюта, чистоты , обеспечения детей вкусной едой в детском саду. Обязанности детей - стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать и вместе создавать красоту окружающего мира.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте и легко откликается на народное творчество. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Ребенок рождается в семье, значительную часть своей жизни, проводя в дошкольном учреждении, впитывает в себя все детские впечатления, накапливает личный опыт, растет вместе со своим окружением, семьей. Семья, являясь ячейкой общества, выступает гарантом счастливого детства и хранительницей национальных традиций; счастье семьи есть счастье и процветание народа; процветание народа – благополучие общества, государства.
Говоря о перспективах гражданского - патриотического воспитания вполне естественно продолжить словами академика Д.С.Лихачева, являющимся автором слов, приведенных в начале статьи: «Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей… Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Список использованной литературы и источников информации:
1. Бажин К.С. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России.// Концепт. – 2014 - №12 (декабрь).
2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.
3. Твардовский А. Т. Избранные произведения. В 3т. Т. 2. — М.: Худож. лит., 1990. — 463 с.
4. Басангова Т.Г. Детский фольклор калмыков.//2018г.
5.
EduContest.Net: интернет-библиотека
учебно-методических материалов
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.