Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Оценка 4.8

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
17.11.2020
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач любой образовательной организации. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx

Гражданское воспитание

в системе формирования

базовой культуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Гражданское воспитание и базовая культура личности……………………………..

           1.1. Сущность и понятие гражданского воспитания…………………………………...

           1.2. Базовая культура личности………………….……………………………………….

           1.3. Воспитание базовой культуры личности…………………………………………...

Глава 2. Состояние гражданского воспитания в современной школе……………………….

           2.1. Содержание гражданско-патриотического воспитания…………………………..

           2.2. Место гражданского воспитания в эпоху модернизации российского образования………………………………………………………………………………………

           2.3. Особенности гражданского воспитания в сельской школе……………………….

           2.4. Гражданское воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет………………………………………………………………………………………..

Заключение …………...………………………………………………………………………...

Литература ………………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние годы мы много слышали о нравственном упадке общества, бездуховности, равнодушии подрастающего поколения к своей судьбе, о нежелании задуматься о будущем России. В одночасье была разрушена старая система ценностей, утрачены многие привычные для школы формы воспитательной работы. Отсутствие чётких ориентиров, а также изменения в экономике и политике  государства снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма, основывающегося на активной гражданской позиции.

Последние два десятилетия для России – это период формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека высшей ценностью.

Очевидно, что в настоящее время нашему государству жизненно необходимо воспитывать граждан - патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Важность данного направления  воспитания школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.

В образовательном процессе сложно выделить четкие границы того или иного воздействия на ребенка. Можно, конечно, проверить процент учащихся, знающих таблицу умножения, выучивших правила по русскому языку. А как взвесить степень сформированности  гражданской ответственности, патриотизм и другие важнейшие качества личности? Здесь не обойтись изучением каких – то правил и норм, знание которых можно проверить. А анкеты часто не дают объективную картину.

Процесс воспитания гражданской активности очень долгий, требующий кропотливого труда всех субъектов воспитательного процесса.

В процессе обучения постоянно акцентируется внимание на единстве требований к учащимся со стороны педагогов – предметников (это требования к аккуратности, ведению тетрадей и дневников и т.д.). Воспитание в семье успешно также при единстве требований обоих родителей. А в воспитательном процессе в школе все гораздо сложнее. Школа часто вынуждена одна противостоять воздействию социума, в арсенале которого мощнейшее информационное давление. Периодика, телевидение, Интернет все больше захватывают внимание ребенка. Зачем быть активным, если даже дружить можно, не сходя с компьютерного кресла и даже лежа на диване с ноутбуком! Родители довольны тем, что ребенок не болтается неизвестно где, а что у него на душе, интересует только родителей, имеющих какие – то педагогические или психологические знания и при наличии свободного времени. Поэтому говоря о гражданском воспитании в системе формирования базовой культуры личности думать следует не столько о системе мероприятий, сколько о воспитательной среде.

Анализ уровня воспитанности учащихся в гражданско-правовой сфере показал, что ученики:

ü  не умеют грамотно осваивать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других;

ü  не имеют навыков гражданского поведения;

ü  не всегда толерантны в отношении других граждан многонационального и поликультурного государства;

ü  не умеют критически мыслить и действовать для изменения социальной действительности;

ü  не умеют вести диалог, отстаивать свою позицию. (стр. 35 «Система гражданского образования школьников»).

Цель данной работы: выявить проблемы гражданского воспитания в современной школе.

Объект исследования: гражданское воспитание школьников.

Предмет исследования: процесс гражданского воспитания в современной школе.

Задачи исследования:

Осуществить анализ современного состояния процесса гражданского воспитания в школе.

Выявить особенности гражданского воспитания в сельской школе.

Определить сущность и особенности гражданского воспитания детей как стратегического общенационального приоритета.

 

Глава 1. Гражданское воспитание и базовая культура личности.

1.1. Сущность и понятие гражданского воспитания.

Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач любой образовательной организации. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными общественными условиями – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Так что такое гражданственность? Вспоминаются слова 35-го президента США Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, -  спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

В научно-педагогической литературе встречаются различные определения гражданственности, что свидетельствует об отсутствии концептуального единства в интерпретации содержания этой катего­рии. В политологическом энциклопедическом словаре понятие «гражданственность» многозначно:

1)   психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

2)   антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

3)    приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) способность и готов­ность выступать в роли гражданина.

В основе сущностной характеристики гражданского воспитания старшеклассников лежит наличие у них гражданственности как интегрального качества личности, включающее в себя научно-мировоззренческие знания, гражданские чувства и убеждения, потребности, мотивы, навыки гражданского поведения и деятельности, умения организовывать бесконфликтные ситуации, ставящие личность перед нравственным выбором и ' принятием на себя новой социальной роли, значимой для общества, других людей. (к.п.н. О.П. Песоцкая, 1994г.)

Гражданин – это не только принадлежность человека к государству, это моральный статус человека, занимающего активную нравственную позицию, глубоко осознающего свой патриотический долг и ответственность по отношению к Родине, народу, национальным ценностям, природным и культурным святыням.

Гражданское образование – новое, но уже имеющее твердые позиции направление образовательной политики России. Воспитание гражданской позиции школьников определяется как целенаправленный, непрерыв­ный, специально организуемый процесс личностно-значимой гражданской деятельности школьников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга.

Гражданское воспитание – главная цель гражданского образования, не просто передающего определенную сумму знаний по общественно-политическим дисциплинам, а формирующего личностную позицию в системе ценностных отношений (стр. 11 «Система гражданского образования школьников»).

Гражданское воспитание позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Нравственная культура базируется на общече­ловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень вос­требованности гражданских качеств людей.

Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом  обществе, то есть реализовать свои личные права и свободы с опорой на персональную ответственность.

 

1.2. Базовая культура личности.

Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом. Она включает в себя то существенное, обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие.

Базовая культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

У разных государств и народов существует свой идеал воспитания. Но некоторая общность все-таки существует: безусловно значимыми характеристика­ми являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность, базирующиеся на вышеперечисленных направлениях воспитания. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, цен­ностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:

ü  нравственная культура,

ü   физическая культура,

ü   познавательная культура,

ü   культура труда и экономическая культура,

ü   гражданская и правовая культура,

ü   эстетическая культура,

ü   политическая культура,

ü   культура общения,

ü   культура семейных отношений,

ü   культура жизненного самоопределения.

            Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности. Столь широкий «спектр» воспитания определяется лично­стным потенциалом воспитанников, каждый из которых имеет свои физические и умственные способности, природные задатки, жизненную активность и т.д.

Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека опреде­ленный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающей­ся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.

Все компоненты базовой культуры личности несомненно важны, но в основе лежит нравственная, как более «универсальная», всеохватывающая, включающая в себя и гражданскую. Ведь воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приорите­та патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.

 

1.3. Воспитание базовой культуры личности.

Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека определенный набор базовых культур личности. Смысл жизни, состоящий из сформированных у ребенка базовых ценностей, обретается взрослеющей и развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.

Воспитание своими педагогическими способами делает реальным формирование системы ценностей личности. Система воспитания формируется в каждой образовательной организации индивидуально, но состоит из определенных компонентов:

ü  организуется разнообразная, активная деятельность;

ü  формируется общение детей и взрослых;

ü  создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда, в которой живет и действует ребенок;

ü  обеспечивается возможность выражения воспитанниками своих эмоционально-ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;

ü  моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Передать ребенку сложную ценностную систему в готовом виде невозможно. Она будет присвоена им как составляющая его личностной культуры лишь в результате педагогически организованного «проживания» воспитательных ситуаций, где проявление этих ценностей будет иметь для него личностный смысл. Какие окажутся в приоритете – это и будет итогом воспитания личности.

 

Глава 2.  Состояние гражданского воспитания в современной школе.

2.1. Содержание гражданско-патриотического воспитания.

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

 Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание человека нравственного. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает правильное становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (ст.2).Содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (ст.14)

Педагогическими коллективами большинства школ  считает, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у школьников  высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и обязанности по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Из понятий гражданственности и патриотизма следует его содержание, включающее в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;

- осознание себя частью правового и поликультурного пространства своего государства.

Гражданственность и патриотизм формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

 Гражданско-патриотическое воспитание  воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Еще 3 десятилетия назад в школах доминировали военно-патриотическое, спортивно - патриотическое и героико-патриотическое направления. Свежи воспоминания о войне, живы свидетели и непосредственные участники трагических и в то же время героических страниц истории Отечества. Расцвет спорта, норм ГТО, детских и молодежных организаций.

В 21 веке все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, все больше родителей новых учащихся не застали своих дедушек и бабушек и узнают о событиях тех лет через призму мнений политиков, СМИ, кино.  Встречаются факты искажения исторических событий, ложной оценки их значимости. 90-е годы – период полного провала воспитательного процесса, особенно гражданско - патриотической его составляющей. Поэтому сегодня значение принимают новые формы работы по воспитанию патриотизма через гражданственность, нравственные ценности формирование активной жизненной позиции и правовой культуры.

2.2. Место гражданского воспитания в эпоху модернизации российского образования.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного, нравственного и гражданско - патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование детей, подростков?

Педагогами-стажистами были проанализированы проблемы, с которыми они наиболее часто сталкивались в последние годы:

ü  Роль семьи в воспитании чрезвычайна низка, у родителей нет времени полноценно заниматься  этим, используя в полной мере свой воспитательный потенциал.

ü  Общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в современной России испытывает массу трудностей: от финансовых до кадровых.

ü  За ворохом бумаг, новых требований порой учитель не успевает качественно учить, что уж говорить о воспитании.

ü  Наблюдается кризис и в досуговой сфере, дети всё чаще предоставлены сами себе, телевидению и Интернету, которое и влияет на формирование ценностных ориентаций школьников.

На мой взгляд, в воспитании юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит именно современному  учителю. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «неопределенная» гражданская позиция.

            Успешность и результативность  гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС во многом зависит от  единства целей и задач начального, среднего и старшего образования и напрямую зависит от профессиональной  педагогической компетентности педагога в области гражданско-патриотического воспитания.  Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта.

Какое место занимает гражданское воспитание в эпоху модернизации российского образования?

              Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет:

ü  Систему базовых национальных ценностей.

ü  Современный национальный воспитательный идеал.

ü  Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Одной из базовых национальных ценностей определена гражданственность.      Федеральные государственные образовательные стандарты начального, общего и среднего образования определяют современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России: это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Но не к этому ли стремились российские школы все последние годы своей работы? Да, к этому, только шло развитие воспитательного процесса порой интуитивно, хаотично, импульсивно. И не наша в том вина. Благоприятной возможностью исправить это положение стали шаги, предпринимаемые на правительственном уровне и на уровне Министерства образования. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 г.» в большом комплексе задач ставится конкретно задача усиления воспитательной функции образования.

 

2.3. Особенности гражданского воспитания в сельской школе.

Процесс воспитания гражданской активности очень долгий, требующий кропотливого труда всех субъектов воспитательного процесса. Организация воспитательной работы в сельской школе имеет свои особенности, так как ее ученики (в отличие от городских сверстников) ограничены в выборе объединений по интересам, посещении различных кружков и секции и др.

Замкнутость сельского социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности для активизации гражданской позиции, повышения правовой культуры школьников. Сельский социум имеет совокупный образовательный потенциал всех его субъектов семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств массовой информации; общественных организаций, народных, культурных, исторических традиций. Все они обладают определенным воспитательным потенциалом и реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам населения, а также служат механизмом их интеграции в целостном воспитательно - образовательном пространстве.

Традиционный сельский социум включает в себя: сельскую школу, сельскую семью, соседство (сельская община), группы сверстников, социокультурную сферу села. Необходимо отметить, что социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна.

С одной стороны, на селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. С другой стороны, дети менее подвержены агрессивному давлению окружающей социосферы. Сохраняют свою ценность такие качества, как добрососедство, доверие, взаимовыручка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и уровне воспитанности  детей. Все это формирует личность сельского ребенка.

Прежде чем оценить воспитательный потенциал среды, следует выделить проблемные поля и сформировать четкие (насколько это возможно) ориентиры.

Проблемные поля:

- финансирование (зачастую сельские дети просто не имеют возможности выбраться на многие интересные массовые мероприятия, где могли бы почувствовать себя частицей большого активного общества, знакомиться со сверстниками);

-  пассивность родителей;

- пассивность местной власти, с помощью которой школы могли бы решить значительную часть организационных, финансовых вопросов;

- несоответствие официально подаваемой ситуации на селе реальному состоянию дел (создается более оптимистическая картинка для вышестоящей власти);

- кадровый «голод» (классный руководитель перегружен и без воспитательного процесса), а процесс «оптимизации», который нельзя называть без кавычек, усугубляет данную ситуацию;

- безработица и алкоголизм среди местного населения;

            Дети – самые строгие судьи, они безапелляционны в своих выводах. А подростки с присущим им юношеским максимализмом становятся еще более сложным субъектом воспитания. Противоречие между социумом и подрастающим поколением на селе осложняют задачу педагогов.

 

2.4. Гражданское воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет.

В декабре 2012 года в школы Российской Федерации  в качестве рекомендаций поступила Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, в которой было отмечено, что длительный процесс модернизации российской школы коренным образом изменил отношение к феномену воспитания. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года речь идет об обновлении воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, в общих положениях определяет приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

….Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». А воспитание детей рассматривается «как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». (Стратегия, с.1-2)

В главе III. «Основные направления развития воспитания» отражены идеи гражданского воспитания, которое включает «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям». (Стратегия, с.6-7)

Таким образом, Стратегия отражает весь спектр гражданской и правовой культуры как базовой культуры личности с учетом требований современной реалии.

 

Заключение.

В условиях современного мира образовательным организациям просто необходимо способствовать формированию нравственных установок, патриотических убеждений и гражданской позиции личности школьников. Педагоги и родители в тесном сотрудничестве обязаны прививать детям чувство гордости за свою Родину и уважительное отношение к ее истории и современности. 
            В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы.

Будучи одними из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм и гражданственность объединяют  в своем содержании политические, правовые, социальные и другие компоненты. Невозможно разорвать эти две ценности, две базовые культуры личности, так как человек как патриот любит Родину и гордится ей, а как гражданин знает и выполняет свой долг и обязанности перед ней.

 Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми, а в основной и старшей школе – развивать и укреплять заданные высокие параметры выпускника, состоявшегося гражданина своего Отечества.

 

 

 

Список литературы.

1.      Воспитательная работа и воспитательный процесс: материалы из опыта работы образовательных учреждений Свердловской области/ ГБОУ ДПО СО «Ин-т развития образования». – Екатеринбург:  «ИРО», 2012г.- 240с.

2.      Классный руководитель: новые ориентиры воспитания/ сост. И.В. Жижина, И.В. Анянова, Л.Н. Булыгина; НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2012.- 151с.

3.      Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания  в Российской Федерации на период до 2025года: Методическое пособие для педагогов/ И.С. Огоновская. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 244с.

4.      Огоновская И.С. Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: Метод. пособие для педагогов/ И.С. Огоновская. – 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 284с.

5.      Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006. – 224с.

6.      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

7.      Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. 9-11 классы: программа, планирование, конспекты занятий/Г.Г. Филиппова.- Волгоград: Учитель, 2015. – 177с.

8.      Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников,  кандидат педагогических наук Песоцкая, О. П. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/effektivnost-podgotovki-budushchego-uchitelya-k-grazhdanskomu-vospitaniyu-starsheklassnikov#ixzz5WA4zDL8d

 

Приложение.

Система деятельности школы

по гражданскому воспитанию учащихся.

Формы деятельности

Основные цели гражданского воспитания

Базовые культуры личности

1

Организация отрядов ДЮП, ЮИД

Формирование правосознания, повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

культура жизненного самоопределения

гражданская и правовая культура

нравственная культура

2

Работа школьного самоуправления (Совет Старшеклассников, Школьный парламент и т.п.)

Формирование активной гражданской позиции, социализация личности

расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих личные права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления

культура жизненного самоопределения

гражданская и правовая культура

политическая культура

3

Организация вожатского отряда

Формирование активной гражданской позиции, социализация личности, профориентация

культура жизненного самоопределения

гражданская и правовая культура

нравственная культура

4

Организация волонтерского отряда

Формирование активной гражданской позиции,

 

культура жизненного самоопределения

гражданская и правовая культура

нравственная культура

5

Организация общественно-значимых акций («Георгиевская ленточка», «Бросай курить», Сдай макулатуру -- спаси дерево»,  субботники, и т.д.)

Формирование активной гражданской позиции, экологической, нравственной культуры

гражданская и правовая культура

нравственная культура

культура труда и экономическая культура

6

Уход за территорией обелисков, памятников культуры, социально-значимых объектов)

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину

гражданская и правовая культура

нравственная культура

культура труда и экономическая культура

7

Благотворительные акции (по сбору вещей для малоимущих, потерпевших бедствие, тяжело больных)

Формирование активной гражданской позиции

гражданская и правовая культура

нравственная культура

культура труда и экономическая культура

культура семейных ценностей

8

Участие в молодежных форумах и слетах («Я-гражданин России», «Меня оценят в 21 веке» и т.д.)

Формирование умений заявить о своей гражданской позиции, отстоять свою точку зрения

культура жизненного самоопределения

культура общения

политическая культура,

нравственная культура

9

Участие (организация) в правовых конкурсах, олимпиадах и пр.

Формирование правовых знаний и правовой культуры

гражданская и правовая культура

10

Трудоустройство школьников в каникулярное время

Социализация личности, профориентация, формирование ценностного отношения к труду

гражданская и правовая культура

культура труда и экономическая культура

11

Организация профильных смен в лагерях с дневным пребыванием детей (ЛОЛ, ЛДП)

Создание микромодели общества с основными социальными институтами и  организациями («сбербанк», «центр занятости», «полиция» и т.д.) с целью повышения правовых знаний и ранней профориентации

культура жизненного самоопределения

культура общения

гражданская и правовая культура

12

Семейные проекты («Моя родословная», «Семейные династии», «История семейного праздника» и т.д.)

Воспитание любви к малой родине, уважительного отношения к старшему поколению 

культура семейных ценностей

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Оглавление. Введение ……………………………………………………………………………………

Оглавление. Введение ……………………………………………………………………………………

Введение. В последние годы мы много слышали о нравственном упадке общества, бездуховности, равнодушии подрастающего поколения к своей судьбе, о нежелании задуматься о будущем

Введение. В последние годы мы много слышали о нравственном упадке общества, бездуховности, равнодушии подрастающего поколения к своей судьбе, о нежелании задуматься о будущем

Анализ уровня воспитанности учащихся в гражданско-правовой сфере показал, что ученики: ü не умеют грамотно осваивать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других;…

Анализ уровня воспитанности учащихся в гражданско-правовой сфере показал, что ученики: ü не умеют грамотно осваивать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других;…

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными общественными условиями – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической,…

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными общественными условиями – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической,…

Гражданское воспитание – главная цель гражданского образования, не просто передающего определенную сумму знаний по общественно-политическим дисциплинам, а формирующего личностную позицию в системе ценностных отношений (стр

Гражданское воспитание – главная цель гражданского образования, не просто передающего определенную сумму знаний по общественно-политическим дисциплинам, а формирующего личностную позицию в системе ценностных отношений (стр

Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности

Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности

В. А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и

В. А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и

Родины; – осознание долга перед

Родины; – осознание долга перед

СМИ, кино. Встречаются факты искажения исторических событий, ложной оценки их значимости

СМИ, кино. Встречаются факты искажения исторических событий, ложной оценки их значимости

Какое место занимает гражданское воспитание в эпоху модернизации российского образования?

Какое место занимает гражданское воспитание в эпоху модернизации российского образования?

Все они обладают определенным воспитательным потенциалом и реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам населения, а также служат механизмом их интеграции…

Все они обладают определенным воспитательным потенциалом и реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам населения, а также служат механизмом их интеграции…

Гражданское воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет

Гражданское воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет

Стратегия, с.6-7) Таким образом,

Стратегия, с.6-7) Таким образом,

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Приложение. Система деятельности школы по гражданскому воспитанию учащихся

Приложение. Система деятельности школы по гражданскому воспитанию учащихся

Уход за территорией обелисков, памятников культуры, социально-значимых объектов)

Уход за территорией обелисков, памятников культуры, социально-значимых объектов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2020