Объединенный (комбинированный) урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.
Биология, 6 класс. Н. И. Сонин. 6 тема, Органы цветковых растений, на тему отводится 1 час.
Тема урока: «Плоды. Распространение плодов и семян»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология обучения: Этап 1,2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 –проблемная. Этап 4 – проблемное изучение. Этап 5,6 – технология креативного мышления.
Цели урока:
а) напомнить учащимся определение науки экономики;
б) раскрыть основные черты экономики сельского хозяйства Краснодарского края;
в) приобщить детей к исследовательской деятельности;
г) способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карта Краснодарского края,
индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
1. Слово учителя
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. А край наш
называется … (Краснодарский). Наш край ещё ласково называют Кубанью. Для того чтобы
наше путешествие прошло интересно, нам помогут экскурсоводы ученики нашего класса,
каждый из которых провел исследовательскую работу по своему направлению и сегодня
готов о ней рассказать. Итак, путешествие начинается.
2. Изучение нового материала
1 станция “Экономика”
Учитель: На этой станции вам необходимо ответить на вопросы экскурсовода.
1й экскурсовод:
1. Где и когда зародилась наука “Экономика”?
(В Древней Греции. Первые понятия ввёл древнегреческий учёный Аристотель.)
2.Откуда произошло название науки?
(Соединили два греческих слова, обозначающие “хозяйство” и “порядок”)
3.Какие ещё определения науки экономики вы можете вспомнить?
(Экономика наука о разумном ведении хозяйства.)
(Экономика это наука о том, как правильно зарабатывать и тратить деньги.)
Учитель: Экономика пронизывает незримыми нитями практически всё общество. Люди
ежедневно вступают в определенные экономические отношения, совершают действия,
связанные с экономикой (совершают покупки, выполняют работу, за которую получают
заработную плату). Можно говорить об экономике семьи, города, станицы, района, края,
страны. Сегодня мы поговорим об экономике Краснодарского края. Основой экономики
нашего края является сельское хозяйство.
Как вы думаете, почему?
(Теплый климат, плодородные чернозёмные почвы, продолжительное лето.)
Правильно. Кубань является важнейшим сельскохозяйственным регионом страны. Не
случайно её называют житницей России.
Слайд № 1, 2
Сельское хозяйство подразделяется на растениеводство и животноводство.
Слайд № 3
(Дети записывают в тетрадь)
2 Станция “Растениеводство”
Слайд № 4
Учитель: Растениеводство включает в себя несколько отраслей:
Полеводство;
Овощеводство;
Плодоводство;
Цветоводство;
Виноградарство.
2й экскурсовод: первая отрасль полеводство.
Слайд № 5У нас на Кубани выращивают более 100 сельскохозяйственных культур. Вырастить
хороший урожайэто не простое дело. Нужно знать, когда пахать землю, когда сажать,
поливать, внести удобрения и, наконец, вовремя убрать созревшие плоды. Посевные
площади сосредоточены в основном в северовосточной и центральной частях края,
занимая почти всю АзовоКубанскую равнину. (Показать на карте)
В полеводстве Кубани ведущее место принадлежит озимой пшенице. Выведены новые
высокоурожайные сорта.
Какие ещё полевые культуры выращивают у нас на полях? (Рожь, ячмень, овёс, просо…)
Наша Кубань славится высокомасличными сортами подсолнечника, созданными
академиком В.С. Пустовойтом. Его выращивают повсеместно, но наибольшие площади он
занимает в северной и центральной частях края. Урожайность составляет в среднем 17 ц/га.
3й экскурсовод: вторая отрасль – овощеводство.
В связи с благоприятными агроклиматическими условиями в крае хорошо развито
овощеводство. На их возделывании специализируются центральные, западные и южные
районы края.
Прослушайте внимательно стихотворение И. Варравы и скажите, какие овощи выращивают
в нашем крае.
На обед спешишь в беседку,
Где на праздничном столе,
Расшитая скатерть в клетку,
Хлеб кубанский в рушнике.
Сала шмот, краюха хлеба,
Пока борщ казацкий ждёшь.
Стол кубанский пред тобою
Удивительно хорош.
Зелень, что копенка с сеном,
Посреди стола стоит,
Перец горький вместе с хреном
Терпким запахом манит.
Вот налили борщ в тарелку,
Бац, сметаны черпачок,
А к нему ещё пампушки
Да зелёный чесночок.
На десерт кавун кубанский
С хрустом режут тесаком,
Сам арбуз большой, грудастый
Манит сахарным бочком.
Рядом с ним янтарно дыня
Ароматом пчёл манит,
Соты с мёдом, пчёлок крылья
Сквознячок чуть шевелит.
(Перец, чеснок, арбузы, дыни, капусту, баклажаны, огурцы, кабачки, картофель, томаты,
тыкву и другие.)
Правильно. А теперь давайте сварим борщ. Какие овощи нам для этого понадобятся?
(Картофель, капуста, свекла, лук, чеснок, помидоры, морковь)
Как вы думаете, выгоднее купить эти овощи или вырастить самому?
(Выгоднее вырастить самому, так как при этом сэкономится семейный бюджет)
4й экскурсовод: третья отрасль плодоводство
Слайд №6Основные районы садоводства расположены в западной и южной части АзовоКубанской
равнины и на Черноморском побережье. Известна на Кубани славянская агрофирма “Сад
гигант”. Яблоки и другие фрукты отсюда вывозят в различные города нашей страны. В
настоящее время на долю края приходится более 50 % производимого в стране винограда.
Урожайность в среднем составляет от 40 до 50 ц / га.
5й экскурсовод: четвертая отрасль – цветоводство.
Слайд №7
Выращиванием и разведением цветов занимаются многие жители Краснодарского края. Их
разнообразие можно встретить везде: на клумбах, в парках, аллеях города, возле дворовых
площадок, на дачных участках. Редкие виды цветов привозят с других стран. На эту
отрасль сельского хозяйства затрачивают определенные денежные средства. Наша школа
также занимается выращиванием цветов.
Экономическая задача:
На школьной аллее было посажено 70 клубней гладиолусов.10 клубней не взошли. Сколько
клубней гладиолусов взошли на аллее? Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за
покупку каждого клубня было заплачено 20 рублей, а за его посадку 7 рублей?
Решение:
1) 70 – 10 = 60 (к.) взошли на аллее.
2) 70 х 20 + 70 х 7 = 1890 (руб.) – заплатили за 70 клубней и их посадку.
3) 10 х 20 + 10 х 7 = 270 (руб.) заплатили за 10 клубней и их посадку.
Ответ: 270 рублей убыток, который понесла школа за покупку и посадку клубней
гладиолусов.
(Дети могут предложить другие способы решения.)
6й экскурсовод: пятая отрасль – виноградарство.
Слайд№8
Виноградарство развито на большей части территории края. В настоящее время
насчитывается около 50 сортов винограда. Основные предприятия края по переработке
винограда находятся в Темрюкском, Ейском, Крымском, Новокубанском, Гулькевическом
районах.
3 Станция “Животноводство”
Учитель: Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько частей.
Слайд №9
“Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных
животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и др.” (словарь С.И.Ожегова). В нашем крае
представлены следующие отрасли:
скотоводство;
свиноводство;
птицеводство;
овцеводство;
коневодство;
пчеловодство;
рыбоводство.
3. Практическая работа
7й экскурсовод: Сейчас мы будем заполнять таблицу “Животноводство Краснодарского
края”. Я буду загадывать загадки. Ваша задача узнать о каком животном идёт речь и к
какой отрасли животноводства оно относится.
Слайд № 10
Таблица 1. Животноводство Краснодарского края
№ п/пОтрасль животноводства
Название животного
Скотоводство
1.
Свиноводство
2.
3.
Птицеводство
Овцеводство
4.
Коневодство
5.
Пчеловодство
6.
7.
Рыбоводство
1. Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он забияка,
По утру часы. (Петух)
2. Посреди двора стоит копна.
Спереди вилы, а сзади метла. (Корова)
3. Сок из цветов она берёт,
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
4. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
5. Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)
6. Радуется……………..:
Сын растёт хороший,
Ласковый ребёнок,
Славный жеребёнок. (Лошадь)
7. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
4. Закрепление изученного материала
4 станция “Закрепление”
Учитель: На этом наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились. Молодцы!
Слайд №11
Я думаю, что вы легко ответите на следующие вопросы:
1) Что изучает экономика?
2) Почему основой экономики нашего края является сельское хозяйство?
3) Почему Кубань называют житницей России?
5. Домашнее задание
Подобрать материал об отраслях сельского хозяйства своего города.