Грибы

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • сформировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; • выяснить, из чего состоит гриб, что называем грибом; • познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов; • научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения; • формировать представление о роли грибов в жизни растений, человека. • воспитывать бережное отношение к природе.
Иконка файла материала Грибы.docx
Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые. Цель:      сформировать представление о грибах как об  особом царстве живой природы; выяснить, из чего состоит гриб, что называем  грибом; познакомить с особенностями строения  ядовитых и съедобных грибов; научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;   формировать представление о роли грибов в  жизни растений, человека.  воспитывать бережное отношение к природе.  Планируемые результаты: Предметные: ­ знать о наличии царства грибов; ­ находить и перечислять части гриба; ­ знать разновидности грибов; ­ знать съедобные и несъедобные грибы; Метапредметные: ­ сравнивать свои выводы с текстом и рисунками учебника; ­ классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные; ­ строить монологические высказывания, учитывать разные мнения и интересы,  обосновывать собственную позицию; ­ воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с  целью освоения и использования информации, ­ работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема,  фильм).Личностные: ­ осознать значение грибов для леса, человека; ­ осознавать значение бережного отношения к природе. Оборудование:   MacBook, проектор, интерактивная доска.  Кусочки плесневого хлеба, части грибов  (древесного, шампиньона), емкости для  проведения опытов, дрожжи, выпечка.  Учебник для 2 класса “Окружающий мир”  Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков ФГОС НОО,  рабочая тетрадь к учебнику, карточки с  текстами и таблицей для работы в парах,  презентация к уроку. Организационный момент. ­ Ребята, сегодня у нас необычный урок, открытый, урок праздник. К нам на праздник  пришли гости, очень много гостей. Давайте повернёмся, поприветствуем их.  ­ Молодцы, садитесь. Давайте покажем, как мы умеем работать, будем активными,  внимательными. Подводим учащихся к осознанию темы: СЛАЙД 2 ­ Ребята, нам известно с предыдущих уроков, что живую природу ученые делят на царства.  Посмотрите на доску и скажите, какого царства нет. (Царства грибов.) Сообщение темы: ­ Сегодня мы отправимся в царство грибов и познакомимся с его жителями. Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя): СЛАЙД 3 с встроенными детскими презентациями. ­ Прежде чем отправится в царство грибов, давайте скажем до свидания жителям царства  растений, проверим домашнее задание.  ­ Последними, у кого мы были в гостях, это растения путешественники. Поделимся  информацией с гостями и одноклассниками.Сообщения (презентации): “Растения – путешественники”, “Картофель”, “Пять интересных фактов о рисе”, “Тыква”, “Помидоры” ­ И нашу классную комнату украшают растения. Сообщение (презентация): “Папоротники”. ­ Наш класс украшает папоротник Нефролепис. Очень давно, когда жили динозавры,  папоротники достигали в высоту 45 метров (высота 15 этажного дома). Потом они  погибали, из их залежей через многие миллионы лет образовался каменный уголь, который  используем как топливо! ­ Также, побывав в “Царстве растений”, мы узнали, что хищниками бывают не только  животные, но и растения. Сообщение (презентация): “Растения­хищники”. Воспитание бережного отношения к природе: ­ Ребята, а почему так важно беречь и сохранять растения? ­ Правильно, растения являются основным поставщиком кислорода на Земле. Без них  жизнь на земле невозможна! Сообщение (презентация): “Красная книга”. Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя), подготовить выставку фотографий и рисунков “Редкие и охраняемые растения  нашей местности”: ­ У нас в классе есть выставка рисунков и фотографий, которую мы назвали “Редкие и  охраняемые растения нашей местности”. На переменке вы можете рассказать о своём  рисунке одноклассникам.  Оценка деятельности учащимися:   детям заранее сообщается, что это классный  конкурс, после обсуждения они сами  оценивают работы, выбирают победителей.  Изучение нового материала: ­ Все царства живой природы теснейшим образом связаны друг с другом. Сегодня из  царства растений мы отправляемся в царство грибов. А вот какая существует связь между  этими царствами, вы мне скажете сами в конце урока.  СЛАЙД 4 Достижение цели: Выяснить из чего состоит гриб, что называем грибом (формулируют  сами учащиеся, определив границы знания и незнания).­ Откройте маленькую рабочую тетрадь, нарисуйте гриб. ­ Оставим рисунок таким, а позже, если наше мнение изменится, нарисуем новый или  дополним этот рисунок. ­ Пойти к доске и нарисовать гриб. Можно записать название (по желанию). Работа с текстом, самостоятельный поиск нужной информации, расширение границ  знаний для достижения цели: СЛАЙД 5 ­ Откройте страницу 70 учебника.  ­ Запишем тему урока: Грибы.  ­ Прочитайте первый абзац. ­ Что же такое грибы. Растения? (­ Нет! ) ­ Животные? (­ Нет! Это живые организмы, очень интересные и разные!).  ­ То, что мы называем грибом, и то, что вы в основном все нарисовали, что это на самом  деле? (­ Только его часть, на поверхности земли, плодовое тело.) ­ К нашему счастью, сегодня на уроке мы можем видеть и даже подержать в руках  плодовое тело грибочка. ШАМПИНЬОН! Передавайте целый плод и в разрезе, позже мы  узнаем об этом грибочке что­то интересное! (Рассматривают гриб, берут в руки). ­ Прочитаем второй абзац на странице 70. ­ Грибница, что же это?  (­ Основная и самая важная часть гриба, без неё плодовые тела гибнут). ­ Опишите её. (Тонкие белые нити.) ­ Где находится? (в почве) ­ Споры, что узнали о них?(­ Рассеиваются, дают развитие новым грибницам, образуются в нижней части шляпки).  ­ Нужно ли изменить наш первоначальный рисунок?  (­ Да.) ­ А почему? (­ Мы узнали, что шляпка и ножка – это только часть гриба, его плодовое тело, у него  самая главная часть – грибница) ­ Перечислите все части гриба. СЛАЙД 6 ­ Дополните, дорисуйте недостающие части, дома подпишите название частей гриба! Этот  рисунок на доске вам поможет. Похожий у вас есть в учебнике на странице 70. Вывод: ­ Так что мы называем грибом? Перечислите все его части. ­ А то, что мы привыкли называть грибом, как называется эта часть? (Плодовое тело). ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 7 ­ Ребята, грибочкам нравится, когда идёт дождик. Они тогда быстрее растут. Сделаем им  подарок. Пусть начнётся грибной дождь. Встали, вышли из­за парт. СЛАЙД 8 Сообщение (презентация, фотоальбом): Роль грибов в жизни растений, связь между этими  царствами живой природы (расширение границ знаний учащихся). СЛАЙД 9­13. Исследовательская деятельность: опыт с древесным грибом. Цель: наблюдение за изменением формы древесного гриба в водной среде. Просмотр  фильма “Древесный гриб”. СЛАЙД 14 Подведение к выводу: Связь дерева и гриба. Полезный взаимообмен. Гриб ­ кладезь  полезных веществ. СЛАЙД 15 Подведение к цели: Роль грибов в жизни человека. ­ Грибы вкусны и питательны. Они очень полезные! Очищают организм от вредных  веществ! Человек много лет употребляет их в пищу. В наше время некоторые из них  человек научился выращивать в искусственно ­ созданных условиях. Посмотрите фильм о  грибочках, плодовое тело которых мы сегодня держали в руках.Просмотр фильма “Шампиньоны”. СЛАЙД 16 Подведение к цели: Познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных  грибов. Научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения.  Подведение к цели: ­ формировать представление о роли грибов в жизни человека; ­ познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов; ­ научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;  СЛАЙД 17 ­ Но далеко не все грибы съедобны! Есть ядовитые. Откройте страницу 72. Посмотрите как они похожи на съедобные! Практическая деятельность: работа в парах (консультации учителя): ­ На партах у вас есть таблички. Найдите признаки сходства и различия между ядовитым и  съедобным грибами по их внешнему виду. Названия грибов написаны вверху. Первый  вариант запишет признаки сходства, второй различия. Каждый заполнит свою табличку.  Выступите в паре. Заранее проверьте друг друга, нет ли совпадений (нацеливаем детей на  самостоятельную коррекцию). Помогут вам рисунки на странице 72 учебника. ­ Прежде чем приступить к работе, предупреждение от авторов учебника “БУДЬТЕ  ОСТОРОЖНЫ!” страница 71. Прочитаем. СЛАЙД 18 СЛАЙД 16. Самый ядовитый гриб ­ бледная поганка, смертелен даже маленький  съеденный кусочек!  ­ Приступаем к работе! Фон: ФИЛЬМ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ + ФИЛЬМ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ, звук “Пение птиц в  лесу”. СЛАЙД 20­21 Выступления ребят в парах. Вывод:  ­ Для чего нам нужно знать признаки грибов? ( Сохранить свою жизнь! (Пусть грибы будут  нашими помощниками, приносят пользу, а не вред!)  СЛАЙД 22 Подведение к цели: ­ формировать представление о роли грибов в жизни человека.­ воспитывать бережное отношение к природе.  ПЛЕСЕНЬ – ТОЖЕ ГРИБ!  ­ Прочитайте последний абзац на странице 72. Домашнее задание ­ практическая деятельность по намеченному плану (рабочая тетрадь  ФГОС): ­ Плесень ­ это тоже гриб! Дома вы сами вырастите такой гриб. Это домашнее задание,  тетрадь № 90 странице 39. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.  Подготовка наглядности учителем: “Плесневый гриб”. Цель: заранее вырастить плесневый гриб на разных сортах хлеба, в разный промежуток  времени, сравнить результат с участием учеников, заинтересовать, показать грибы  наглядно. ­ Я вырастила плесень на разных сортах хлеба. Именно поэтому количество плесневых  грибов разное. Есть кусочек, который я положила в пакет раньше остальных. За более продолжительный  срок грибов выросло намного больше! Рисунок ­ строение плесневого гриба у вас есть на  странице 70 учебника. Но мы с вами отнесёмся с уважением к этим маленьким грибочкам.  Из особого плесневого гриба получают ценное лекарство – пенициллин, которое многим  спасло жизнь.  Просмотр фильма “Полезная плесень”. СЛАЙД 23 Сообщение (презентация): Дрожжи – грибы! (расширение границ знаний учащихся). СЛАЙД 24­25. Исследовательская деятельность: опыт с дрожжевыми грибами. Цель: наблюдение за изменением объёма дрожжевых грибов в водной среде. Просмотр  фильма.  Подведение к выводу: Дрожжи – очень маленькие, но грибы. Роль в жизни человека. ­ Дрожжи, которыми пользуются мама или бабушка, сухие грибы. И если мы их положили в воду, они, как и все грибочки начинают расти! Тесто дышит и поднимается, а мы потом  едим пышный хлеб!  ­ Сейчас в стаканчике с водой, куда мы насыпали дрожжи, происходит то, что вы видите на экране, просто здесь увеличено во много раз. Наши грибочки дрожжи живут и трудятся.  Если бы не они, мы бы не попробовали никогда вкусной пышной выпечки. Давайте угостим  ею наших гостей.Итог урока, рефлексия +домашнее задание, которое выполняется по желанию, с учётом  индивидуальных способностей. СЛАЙД 26 ­ Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение для человека имеют знания о грибах? ­ Назовите деревья около которых растут грибы.(берёза, дуб, осина, ель и т.д.) ­ Это подтверждает ещё раз тесную связь жителей царства растений и царства грибов. Чем  они полезны друг другу?  ­ Грибы – живые организмы. Почему мы с уважением относимся ко всему живому на  Земле? ­ Это значит, какое отношение у нас к окружающему миру, так мы относимся к самим себе. Всё в природе взаимосвязано. Мы тоже являемся её составной. ­ Ребята, дома самостоятельно приготовите сообщение о взаимосвязи грибов и животных.  Этот и другие вопросы и задания на странице 73 учебника. Пересказ ­ страница 70­73  учебника. Работа в тетрадях.  ­ Ребята, поднимите руку те, кто узнал что­то новое о царстве грибов и его жителях. ­ Ребята, поднимите руку высоко те, кому интересно это было узнавать. ­ Ребята, поднимите две руки те, кому хочется узнать самостоятельно другие тайны  царства грибов.  ­ Я вижу, что вам сегодня на уроке было интересно. Вы можете, по желанию, приготовить  сообщение, презентацию, используя материал, информацию, которую вы добудете сами по  заданной теме.  СЛАЙД 27 ­ Урок закончен. Спасибо. Вы молодцы и умницы! Я приготовила для вас угощение, на  переменке пробуйте. Встали, вышли из­за парт. Повернёмся, попрощаемся с гостями. 1 ВАРИАНТ (первый ряд) БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ Признаки сходства: ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|________________________________________________|__________________________ 2 ВАРИАНТ (первый ряд) БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ Признаки различия: ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ 1 ВАРИАНТ (второй ряд) ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА Признаки сходства: ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ 2 ВАРИАНТ (второй ряд) ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА Признаки различия: ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ 1 ВАРИАНТ (третий ряд) ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА Признаки сходства: ______________________|________________________________________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ 2 ВАРИАНТ (третий ряд) ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА Признаки различия: ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________ ______________________|__________________________