Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» города Салехард
Статья на тему:
«Групповая форма работы как средство формирования УУД
в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Трифонова Н.Н.
Салехард
2023-2024
Групповая форма работы как средство формирования УУД
в начальной школе
Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Групповая форма работы является одним из эффективных способов формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Групповая форма обучения – это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех или пяти учащихся для совместной учебной работы
Целью групповой работы - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи работы в группах при формировании УУД:
1. Активная познавательная деятельность;
2. Выработка привычки работать вместе;
3. Умение наладить контакты и распределить роли;
4. Развитие опыта самостоятельной деятельности в рамках группы;
5. Обучение в ситуации успеха;
6. Развитие межличностных отношений;
7. Умение выстроить отношения и избежать конфликтов.
Работая в группах, ребята качественнее и быстрее усваивают материал, отвечают совместно за результат, проводят самопроверку и взаимопроверку. Групповой работой может охвачен весь класс, так и его часть, тогда как все остальные дети выполняют какие-то другие задания.
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации
работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени
определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой
результат эта группа выйдет
1. По желанию
2.Случайным образом
3.По определенному признаку
4.По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование
группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по принципу случайности.
Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно
разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем,
в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,
серо-голубые, зеленые) и так далее.
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с
целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться
детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят
к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою
группу.
5. По выбору педагога.
Группа сформировалась и у каждого участника своя роль
Роль в группе
-организатор - отвечает за работу группы в целом;
-спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;
-секретарь - записывает высказанные идеи и решения;
-критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
контролер - проверяет все ли поняли принятое решение.
Или
· чтец - читает вслух;
· секретарь – записывает что-то от лица группы;
· докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист - следит за временем.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
· сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
· оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
· нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
· не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
· и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Памятка "Правила работы в группах".
1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп.
2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.
5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Этапы работы
1 этап – сплочение группы.
Используются игры и элементы психологического тренинга.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».
Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге, говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.
Игру «Путанка».
Цель: поддержание коллективного единства
Водящий выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.
Игру «Модифицированное зеркало».
Водящий изображает кого-то из членов группы, а группа угадывает, кого изображает водящий.
Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка.
2 этап - сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы.
Специфика класса в том, что в одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
3 этап – работа в парах.
В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения:
- как сидеть за партой,
- при разговоре смотри на собеседника,
- тихо говори в паре,
-называй товарища по имени,
-как соглашаться,
- как возражать,
-как помогать,
- просить о помощи,
-внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
В детском опыте такой формы общения еще не было, вызывается любая пара к доске и на примере показывается как нужно работать.
Русский язык.
Задание на доске: лес, лесок, лесничий
игровая, игрушка, игра
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы какая? какой?.
Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно ещё раз спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.
3 этап
1.Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).
2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:
- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
-Скажи напарнику, как ты его понял.
4 этап - это групповая работа
Чего не стоит делать при организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
-разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Недостатки группового обучения:
- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;
- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
- учебный материал, в результате - слабые ученики с трудом усваивают, а учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном.
- сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Положительные стороны работы в группах:
1. Повышенная мотивация детей;
2. Эффективность усвоения знаний;
3. Снижение тревожности и улучшение отношений;
4. Востребованность и актуальность новых УУД.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.