Групповая работа как средство формирования УУД
Оценка 4.7

Групповая работа как средство формирования УУД

Оценка 4.7
docx
24.03.2021
Групповая работа как средство формирования УУД
Групповая работа.docx

«Групповая работа, как средство формирования УУД младших школьников»

 

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая.  Младшим школьникам очень нравится работать в группах.

В условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, необходимо начать формирование коммуникативных компетенций у младших школьников, побуждая к осмысленному общению, через групповую практическую работу. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Во время групповой работы формируются информационная компетентность относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура",коммуникативная ( общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплочённость класса;
  • ученик более точно оценивает свои возможности;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
  • формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

 

Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД является организация групповых форм занятий.

В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества.

Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.

Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно.

Деление на группы – очень важный момент в организации коллективной творческой, групповой работе, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого учащегося индивидуально, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.

Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:

- по желанию;

- случайным образом;

- по определенному признаку;

- по выбору педагога;

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Младшим школьникам очень нравится работать в группах. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

В настоящее время существует большое количество вариантов технологий обучения в сотрудничестве, которые предполагают активное взаимодействие учащихся друг с другом на уроке, их работу в парах или малых группах.

Технология предполагает организацию сотрудничества учащихся в парах постоянного и сменного состава.

Пара постоянного состава является статической, она предусматривает совместную деятельность учеников, сидящих за одной партой. Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения.

Пары сменного состава могут быть двух видов:

  • динамическая пара;
  • вариационная пара.

Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из четырёх человек.

Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Общее задание делится между членами микрогруппы. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Задания обычно пишутся на карточках. Используются режимы взаимообучения, взаимотренажа, взаимоконтроля. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров. Для удобства работы ученики могут пересаживаться.

Вариационная пара - работа в малой группе, состоящей из чётного количества учеников, которые садятся вместе. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками - поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернётся его карточка.

Для более успешного взаимодействия в группах нами были выявлены подготовительные упражнения, которые могут помочь учащимся научиться контактировать друг с другом, определять лидера.

«Зеркало» - класс делится на пары, а затем в паре выбирается ведущий, который показывает движение, а партнер должен повторить, то что ему показали; затем работа усложняется класс делится на группы, и группа выбирает ведущего, который показывает движения, а группа за ним повторяет.

«Попугай» - работа в парах, один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; затем работа проводится в группах, указывая на то, что если кто-то будет не участвовать, наш «мостик» сломается, он не сможет быть крепким.

«Равновесие» - участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данное упражнение учит не только работе в группе, но и повышает эмоциональный настрой, настраивает на положительную работу в паре.

«Собирание картинки по словесной инструкции». У одного ученика в паре (в группе) имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера (членов группы) – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер(члены группы) как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.

Таким образом, грамотно организованная групповая работа, поможет учащихся научиться общению друг с другом, позволит им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я». Следовательно, групповая форма работы значительно повысит уровень сформированности коммуникативных способностей у учащихся не только в индивидуальной работе, но и в парной и групповой.

 Способы планирования групповой работы:

«Цепочка» - самый простой и распространённый способ, в котором дети по кругу передают задание и по очереди выполняют его.

«Конвейер». Задание в группах выполняется по кругу, но каждый ребёнок отвечает за одну конкретную операцию.

«Эскалатор». Дети строятся как на уроках физической культуры около магнитной доски. Затем по очереди выполняют задание. Как только ребёнок выполнил задание уходит в конец группы. Этот процесс длится до тех пор, пока задание не будет выполнено. Чаще всего этот способ используют дети, для проверки знания таблицы умножения и других подобных заданий.

«Метод сменных пар». Суть данного способа заключается в том, чтобы как паутиной переплести участников группы. Важным условием является чётное количество её участников. Происходит своеобразный обмен опытом внутри каждой группы.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнёров по команде и делать записи в тетрадях. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

«Ручеёк». В « Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить « Ручеёк» по вариантам, между группами.

«Аквариум». Элемент дискуссионной технологии. Учитель заранее даёт обсудить детям проблемные вопросы, при этом обязательно одни и те же вопросы даются 2 группам одновременно. Аквариум — это ролевая игра, в которой класс делится на 3- 4 группы, примерно по 4 – 6 детей в каждой. Группы дискутируют между собой по очереди, а остальные в это время выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» её.

«Мозговой штурм».

Групповая форма работы при правильной её организации даёт много положительных моментов:

1.     Способствует 100 % включению детей в мыслительный процесс.

2.     Развивает самостоятельность и интерес к познанию.

3.     Вырабатывает прочные знания.

4.     Способствует проявлению в большей степени чувства ответственности за проделанную работу.

5.     Повышает творческий потенциал.

6.     Формирует критическое мышление.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.  Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

 

 


 

Групповая работа, как средство формирования

Групповая работа, как средство формирования

Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных

Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных

Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из четырёх человек

Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из четырёх человек

Затем дети меняются ролями или партнерами

Затем дети меняются ролями или партнерами

Содержание карточек отличается друг от друга

Содержание карточек отличается друг от друга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021