Групповая форма работы как средство развития индивидуальных навыков и способностей младших школьников.

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. В первый класс ко мне пришли дети, у которых не были развиты коммуникативные умения, познавательная деятельность, не складывались межличностные отношения в классе. Я задалась вопросом: « Как активизировать познавательную деятельность учащихся, развить навыки самостоятельной учебной деятельности?» В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Вернувшись к методам и приёмам, я поняла, что одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Поэтому я стала работать над темой по самообразованию «Групповая форма работы как средство развития индивидуальных навыков и способностей младших школьников».
Иконка файла материала конспект.docx
деятельность, Системно-деятельностный Групповая форма работы как средство развития индивидуальных навыков и способностей младших школьников. подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. В первый класс ко мне пришли дети, у которых не были развиты коммуникативные умения, познавательная не складывались межличностные отношения в классе. Я задалась вопросом: « Как активизировать познавательную деятельность учащихся, развить навыки самостоятельной учебной деятельности?» В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Вернувшись к методам и приёмам, я поняла, что одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Поэтому я стала работать над темой по самообразованию «Групповая форма работы как средство развития индивидуальныхи способностей младших навыков школьников». При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Эпиграфом к своей работе я взяла слова «Мои ученики будут И.Г.Песталоцци узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». (2 слайд) А чтобы младшие школьники раскрылись и развивали собственные идеи, необходимо формировать учебные действия. (3 слайд) (4 слайд) методов Одним формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности универсальные из эффективных 2в процессе учащихся, формирует развитие социальных навыков групповых взаимодействий. (5 слайд) Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. (6 слайд) (7 слайд) *дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; *дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса; *дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование). *дать дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения. учителю 3Задачи групповой работы: (8 слайд) Плюсы и минусы групповой работы. (9 слайд) В чём же заключается новизна опыта? (10 слайд) • План поэтапного освоения групповой • Правила работы в группе. • Новые виды приёмов работы в группе. • Механизм оценивания работы в группе. • Выводы о влиянии групповой работы на работы. развитие коммуникативных навыков. 1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации – работа в парах. (11 слайд) Дети учились общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. 2 этап. Парная работа. (12 слайд) Правила работы в паре: 1. 2. 3. 4. Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…».. 45. 6. Когда закончили выполнение задания, Оцениваем работу, благодарим друг поднимаем руки. друга. 3 этап. Групповая работа. (13 слайд) Принципы формирования групп. слайд) 1. Стихийно. 2. Интерес: а) желание (дружба); 3. Слабые, сильные. Я объединяла учащихся в группы по уровню познавательной активности: слабые, сильные. Для того, чтобы сильные помогали слабым, а слабые подтягивались до уровня сильных. Но были и проблемы, когда сильные дети все задания выполняли самостоятельно, а слабые пользовались готовым. Поэтому нужно чётко распределить роли в группе. (15 слайд) 1) Писарь – записывает решение; 2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы; 3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы. (14 5идеи и решения. точку зрения, провоцирует возражения. • 1. Организатор – отвечает за работу группы в целом. • 2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы. • 3. Секретарь – записывает высказанные • 4. Критик – высказывает противоположную • 5.Контролёр – проверяет, все ли поняли 6.Часовщик - следит за временем • Можно роли в группе оставлять неизменными, но мы меняемся ролями с целью избегания выполнения задания сильным учеником и пассивности слабого. Дети чётко должны знать правила поведения в группе. (16 слайд) Виды групповой работы. (17 слайд) принятое решение. обсуждения. Мозговой штурм. (18 слайд) Игра «Продолжи». (19 слайд) Охота за сокровищами. (20 слайд) Снежный ком. (21 слайд) Пазлы (22 слайд) Прием «Зигзаг». (23 слайд) Поведение учителя во время групповой работы. (24 слайд) 6Чего нельзя делать: (25 слайд) • формировать пару из двух слабых учеников • требовать полной тишины • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе. • Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). • Если кто – то пожелал работать в одиночку , не стоит ему запрещать. Что формирует групповая и парная работа? (26 слайд) Оценивание групповой и парной работы. Использование пиктограмм: Красный – работой довольны , все получилось! Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом; Синий – ничего не поняли, требуется помощь! (27 слайд) 7Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия. (28 слайд) Критерии эффективности групповой работы. (29 слайд) В чем же заключаются положительные ЗАКЛЮЧЕНИЕ. моменты групповой работы? 1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана. самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает 2) 3) Развивается 8чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал. 4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя. 5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его. о том, В конце своего выступления я хочу сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного и Главное в воспитательного процесса. работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий. К таким 9методам относится групповая форма работы. 10