«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Оценка 4.9

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
3 кл
16.02.2018
«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Данная работа является описанием групповой работы учащихся на уроках окружающего мира в 3 классе. В рекомендациях дается подробный разбор использования данной технологии на примере двух фрагментов "Кто чем питается", " Невидимые нити в лесу". Материал будет полезен как учителям, так и педагогам, ведущим занятия внеурочной деятельности по предмету.
Групповая работа на уроках окружающего мира.doc
«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы) Подготовила: учитель начальных классов  Кулаева Ирина Евгеньевна Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать   способности   самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять   знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.   В   рамках   Образовательной   системы   на   занятиях   по   многим   предметам   в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой   работы.   Это   связано   с   её   важностью   в   качестве   основы   для   формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего ­ умения донести свою позицию   до   других,   понять   другие   позиции,   договариваться   с   людьми   и   уважительно относиться к позиции другого.   Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников   учиться   вместе.   Чтобы   новые   знания   открывали   совместными   усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом. Такой вид работы мне хочется рассмотреть на примере занятий по окружающему миру. При этом класс, в зависимости от темы урока, делится на   группы (команды).   В каждой команде учитель может выделить для себя «лидеров» ­ «Л», «сильных» учеников – «С», «средних» учеников – «СР» и слабых – «СЛ». Это сугубо условное деление основано не   только   на   общих   показателях   успеваемости,   но   прежде   всего   учитывает психологические   особенности   детей.   Поэтому   в   каждой   группе   есть   «генератор   идей» (предлагает   путь   решения),   «критик»,   «исполнитель»   (проверяет   возможные   варианты ответа).  Получив задание, 1­2 ученика от каждой команды знакомят класс с вопросом или заданием   и   дают   подготовительный   ответ.   Все   остальные   участвуют   в   обсуждении результатов.   Такая   форма   работы   позволяет   учащимся   слушать   мнение   другого, доказывать,   обдумывать   вместе   решение   заданной   проблемы.   Ценность   такой   работы возрастает на уроках окружающего мира, так как деятельностный подход обучения легко ложатся в логику данного учебного курса. Считаю   важным   напомнить   о   некоторых   достоинствах   групповой   работы   (по В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей: ­ способствует формированию личностных  и коммуникативных навыков, приучая к ответственности,   готовности   оказать   помощь   другим,   к   партнерству,   стремлению   к взаимопониманию; ­   способствует   реализации   предметных   и   метапредметных   действий,   развивает   их познавательную активность и самостоятельность; ­   расширяет   границы   межличностных   отношений   и   способствует   возникновению связей между учащимися;  ­ делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других; ­ определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения задач, решения проблем;   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень   успешности выполнения своей работы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Таким образом, преимущества групповой работы явны:  ­ дети приобретают важные навыки жизни;  ­ улучшается успеваемость;  ­ соблюдается дифференцированный подход;  ­ укрепляется дружба;  ­ улучшаются межличностные отношения;  ­ устанавливается психологический комфорт в классе;  ­ учащиеся усваивают больший объем материала;  ­ появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;  ­ между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;  ­ реализуется принцип деятельности;  ­  порождается   взаимная   ответственность,  внимательность,   формируется  интерес   к работе товарища;  ­ работа в группе помогает ребенку проявить себя; ­ упрощается процедура проверки работ;  ­ объем домашнего задания становится минимальным. Но это не самое главное. Все это не сработает, если учитель не сможет создать такую атмосферу,   чтобы   каждый   ученик   активно   работал,   приобретая   новые   знания   и компетенции.   Учащиеся   должны   себя   чувствовать   достаточно   расковано,   не   боятся высказывать свое мнение, пусть даже неверное. В такой работе более «сильные» учащиеся, видя проблему, могут предлагать решения, «слабые», получая «подсказку», чувствуя себя более уверенными в выполнении задания и полноправными «решателями» проблем, тоже высказывались по проблематике урока. В группе можно предложить следующие ролевые функции:  1. Писарь – записывает решение;  2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы; 3.   Контролер   –   распределяет   роли,   следит   за   временем,   действиями   всех   членов группы. Рассадку   учащихся   при   такой   форме   работы   тоже   надо   делать   неформальной. Предлагаю такой вариант посадки групп детей. Приведу несколько фрагментов уроков, демонстрирующих на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы детей. Урок «Жизнь животных» (3 класс) Основные вопросы, изучаемые на уроке: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные   животные.   Цепи   питания.   Роль   хищников   в   природе.   Нарушение   человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям жизни. Уроку предшествовали занятия по внеклассному чтению, где читались и обсуждались произведения М.Пришвина, И.Акимушкина, В.Бианки и др. Это помогло детям накопить фактический материал,  который пригодился на уроке окружающего мира. Информационный   и   наглядный   материал   можно   демонстрировать   на   доску   через медиапроектор. Фрагмент 1. «Кто чем питается» Рассказ учителя (на основе учебника). ­ Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются   растительноядными.   Те   животные,   которые   едят   насекомых,   называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Есть, наконец, и всеядные животные. Рассказ сопровождается построением следующей схемы­опоры:                                          Растительноядные       Белка                                                            Грызуны  Желуди Орехи ягоды Зерновые,  травянистые  растения Заяц                                                            Бобры Кора и ветки  деревьев,  кустарников Деревья,  кустарники                                                                                                          Насекомоядные                                          Летучая мышь  насекомые                                                            Хищники Волк                                                              Лиса     Заяц Бобр Кабан    Заяц Мышь  Тетерева                                                              Всеядные Медведь                                                   Кабан  Ягоды  Мед Лось Рыба   Мелкие животные Желуди Орехи Ягоды Мелкие животные Учитель предлагает каждой группе конверт, в который вложены изображения различных животных. Задание.  Рассмотри   и   назови   животных.   К   каким   группам   их   можно   отнести   по особенностям питания? На   работу   отводится   1­2   мин,   затем   ученик   от   каждой   группы   (не   обязательно капитан)   выходит   к   доске   и   докладывает   результаты   общей   работы,   располагая изображения животных на доске по  следующей схеме:                                               Растительноядные Насекомоядные                                                                                          Хищные                                                                                         Всеядные                                                            Задания достаточно сложны, поэтому обязательно включают животное, знакомое по схеме 1. На обратной стороне изображений может быть помещена информация об особенностях питания животного, который дети могут воспользоваться при выполнения задания или для самопроверки.  Примечание. Насекомых, которые поедают других насекомых, принято относить не к насекомоядным,  а к хищным животным (божья коровка, стрекоза, жужелица и др.) Фрагмент 2. «Цепи питания»          Рассказ учителя (на основе учебника). ­ Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в «цепи питания». Зайца может поймать и съесть лиса. Получается «цепь питания»: Осины – зайцы – лисы. Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь  питания получается такая: Дубы – лесные мыши – совы. Цепи питания начинаются с растений. Это первое «звено». Второе звено цепей –  растительноядные животные. Третье звено ­  насекомоядные или хищные животные. Этот рассказ сопровождается построением на интерактивной доске (презентации)  соответствующих моделей. Последний абзац иллюстрируется так: Растения – растительноядные животные – насекомоядные животные, хищные. Групповая работа. Вновь каждая команда получает конверт. Задания каждой группе: Первая группа. Расскажи, как связаны между собой орешник, полевки, ласки. Вторая группа. Расскажи, как связаны между собой капуста, слизни, жабы. Третья группа. Расскажи, как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орел. Четвертая группа. Составь цепь питания: сосны, дятлы, жуки­короеды. Через 1­2 мин один ученик из каждой группы выходит к доске, рассказывает о связях  организмов и строит пищевую цепь. После того, как на планшете расположат все четыре цепи питания, учитель  моделирует ситуации по схеме: «Что случилось бы, если бы мы уничтожили … в цепи 2 –  жаб? (слизни съедят всю капусту ­  выход на значимость каждого компонента пищевой  цепи), … в цепи №4 – дятлов? (лес опылили химикатами – погибли дятлы – размножились  жуки­короеды, которые могут живой лес превратить в свалку бревен). Учитель возвращает тот или иной специально убранный на время этого задания  компонент цепи, подчеркивая важность сохранения природных цепей питания. Фрагмент 3. «Кто как приспособлен» Учитель задает вопрос: ­ Как вы думаете: могут ли жить в наших лесах белые медведи? Почему? (не могут, т.к. питаются рыбой и тюленями, а не ягодами, орехами и кореньями, да и жарко им будет после льдов) ­ А почему слоны у нас не живут в лесах? (летом хватило бы им и веток, и травы, а вот  зимой в наших краях им есть нечего. Да и мороз не выдержат)            Учитель подводит учеников к выводу: животные должны быть приспособлены к тем  местам, где они обитают.             Групповая работа. Каждая группа получает большой конверт, в котором находятся  красочные рисунки птиц (размеры с альбомный лист),вопросы и задание: ­ Чем питается эта птица, в чем выражено ее  приспособление к тому, чтобы добывать себе  корм? Обратите внимание на клюв и ноги птицы (сколько пальцев и как они расположены).             Во время выполнения задания учитель подходит к каждой группе, консультирует.            Через 3­4 мин один ученик от группы у доски излагает мнение своих товарищей.  (Задание можно усложнить, если на уроке внеклассного чтения книге «Чей нос лучше?»  было уделено достаточно много времени; ученик не называет птицу, а описывает ее, чтобы  другие группы могли ее узнать)             Приводим ответы каждой группы.             Первая группа – утка. Живет в воде, хорошо плавает, так как на лапах  пальцы  соединены плавательной перепонкой, корм процеживает через клюв­цедилку, по земле  ходит немного вразвалку. Вторая группа – дятел. Лесной доктор. На ногах – два пальца направлены вперед,  два – назад, что помогает удерживаться на вертикальном стволе дерева. Мощным клювом  может доставать насекомых из­под коры дерева.             Третья группа – клест. Птица, которая прилетает к нам зимой, чтобы в февральские  морозы вывести птенцов. Корм – семена хвойных деревьев, которые она вышелушивает  благодаря своему удивительному клюву­кресту.             Четвертая группа – орел. Царь­птица, гроза маленьких птичек, грызунов, змей;  острые когти и изогнутый клюв указывают на хищный нрав птицы.

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

«Групповая работа на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018