(для учащихся 6-7 классов)
Цель:
развитие навыков толерантного общения.
Задачи:
1. Развивать навыки эмпатии.
2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.
Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.
Групповое занятие на тему: «Учимся быть терпимыми»
(для учащихся 67 классов)
Цель:
развитие навыков толерантного общения.
Задачи:
1. Развивать навыки эмпатии.
2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и
пониманию других людей.
Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день»,
карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева,
бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.
Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.
Ход классного часа.
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось
– приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой
друг к другу. А сейчас немного поиграем.
Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать
до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит
"один", второй "два", и т. д. Есть только одна проблема если участники
произнесут число одновременно группа начинает сначала. В течение всей
игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
2. Чтение китайской притчи о терпении
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил
покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно.
Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
как началась игра?
чего хотелось каждому сначала?
почему сначала ничего не получалось?
как удалось досчитать до десяти?
появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
чему нас учит эта игра?
Правитель обратился к известному мудрецуотшельнику с просьбой
посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он
пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал
посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через
полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или
казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их
привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово.
Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и
спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целыйгод, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился
ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать
его совет.
Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
Приведите примеры, когда вы его проявили.
Что вы при этом чувствовали?
Легко ли быть терпимым?
3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:
4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей
случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты
ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты
както забываются все собственные достижения, одержанные победы,
способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.
В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог
вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую
заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время
приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет
оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам
проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в
которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои
лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или
особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их
сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются
способности и таланты в любой сфере, которыми человек может
гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения
участника в любой области.
Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня
доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.
5.
Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду.
Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет
ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.
Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все
обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение:
Простить — это...
Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
Когда я вынужден комунибудь отказать в просьбе, я...
«Копилка обид»что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности
накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
(Копилки отправляются в мусорную корзину).
6.
Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а
потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в
общении следует придерживаться определенных правил:
Составление правил общения.
Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде
листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева,
размещённое на доске. Примерные ответы:
1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его
слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» —
под запретом.
7.
Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3
группы).
При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ
собеседнику.
Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.
Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.
Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.
Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно
перебивает и начинает разговор на другую тему.
Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим
мобильным телефоном.
Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную
проблему.
8. Упражнение в кругу «Импульс»
Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда
каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им
вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие
по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована
каждому и исходит от всех.
9. Подведение итогов.
Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что
полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем
повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!