Групповые и индивидуальные формы работы. Цели методического сопровождения психолого-педагогической деятельности: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания
Оценка 4.8

Групповые и индивидуальные формы работы. Цели методического сопровождения психолого-педагогической деятельности: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания

Оценка 4.8
docx
22.03.2024
Групповые и индивидуальные формы работы. Цели методического сопровождения психолого-педагогической деятельности: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания
самостояельная работа 2.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Образовательные стандарты и программы»

на тему: «Групповые и индивидуальные формы работы. Цели методического сопровождения психолого-педагогической деятельности: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

3

Групповые и индивидуальные формы работы…………………………..

5

Цели методического сопровождения психолого-педагогической деятельности: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания……………………………………………………………………..

 

 

14

Заключение……………………………………………………………………

21

Список использованных источников………………………………………

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом. Деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательных мотивов (стремление узнать что-то новое, усовершенствовать уже полученные навыки). Системно-деятельностный подход в образовании по ФГОС подразумевает:

·Развитие и воспитание таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности; ·Переход к социальному проектированию в системе образования на основе разработки содержания образования, определяющих пути достижения желаемого результата, а так же развития обучающихся;

·Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения учебных действий, познания и освоения мира, составляет цель образования;

·Признание главной роли содержания образования и способов организации учебного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного характера;

·Учет индивидуальных психологических, возрастных и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

·Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

·Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, что требует переосмысления форм организации учебного процесса.

Самая распространенная и привычная форма организации учебного процесса - это урок. Форма обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащена система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя с учениками. Система различных учебных форм, основой которой служат ведущие идеи раздела, темы и различные виды деятельности, обеспечивает усвоение системы учебного предмета, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами обучения, а продуманной, взаимосвязанной их системой. Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная - не противоречат друг другу. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия и другие формы. Поэтому и система форм может содержать коллективные, групповые, индивидуальные и другие занятия.

Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. Групповые формы обучения позволяют совместно работать «ученик+ученик». В данной работе мы более детально рассмотрим все плюсы такого обучения, а так же применение их на практике учителями - именно в этом и заключается актуальность данного исследования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповые и индивидуальные формы работы

 

Групповая форма предполагает взаимодействие учащихся в малых группах, причем работа в них основывается на принципах самоуправ­ления школьников с менее жестким контролем учителя.

Груп­повые формы создают условия, в которых возможно проявление возможно­стей каждого ученика, в частности, потому что при общении между собой учащиеся могут высказывать­ся свободно и значительно чаще, чем при работе всего класса.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных, на уроках трудового обучения, при изучении текстов, а также эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов.

Достоинствами такой формы обучения является то, что результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Недостатками являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

Индивидуальные же формы обучения предполагают, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения специально подобранное для него задание,  соответствующее его подготовке и учебным возможностям. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач или примеров, написание изложений и т. д.

Выделяют два вида форм индивидуальных заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Когда ученик выполняет задания по индивидуальной форме, его деятельность протекает без контакта с одноклассниками, но в одном темпе. Индивидуализированная форма заданий позволяет регулировать темп продвижения деятельности каждого ученика.

Достоинствами такой формы работы является возможность каждому ученику в силу своих способностей закреплять  полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании. Недостатками является то, что способствуя воспитанию самостоятельности у учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, такая форма работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому, групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

- дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

 Дадим следующее определение групповой формы работы. Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается, главным образом, в двух ее характеристиках:

-  в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;

-  в опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: “учитель – группа сотрудничающих между собой учеников”, то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом.  

Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

 

Задачи групповой работы:  

·         Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

·         Развитие умений успешного общения, что способствует  совершенствованию межличностных отношений в классе.

·         Активизация познавательной деятельности.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

        Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать  совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми;

- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

- сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

- растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

-  учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

 

Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

Особого внимания требует вопрос  подбора детей в группы.

Существует несколько вариантов комплектования групп.  

1.По желанию.

2.Случайным образом. Жребий; объединение с помощью  «фантов» и т.д.        Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

3.По определенному признаку. По первой букве имени, по временам года, лото, загадки, и т.д.

4. Подбор группы под лидера.    

5. По выбору педагога.

   Конечно, объединять надо с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разным темпом работы. Но и в таких группах можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики,  не просто предложит учитель

 

Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

1.    работать дружно

2.    быть внимательными друг к другу

3.    работать по плану

4.    доводить начатое дело до конца

5.    слушать всех

6.    прийти к единому решению

7.    все  члены группы отвечают за результат

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                 Душкина, М. Р.  Психология влияния в социальных коммуникациях: психологическое воздействие — методы и технологии : монография / М. Р. Душкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 213 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12739-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496522 (дата обращения: 03.02.2022).

2.                 Еромасова, А. А.  Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06613-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491730 (дата обращения: 03.02.2022).

3.                 Зельдович, Б. З.  Активные методы обучения : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495907 (дата обращения: 03.02.2022).

4.                 Лапыгин, Ю. Н.  Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02216-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489574 (дата обращения: 03.02.2022).

5.                 Методы принятия управленческих решений : учебное пособие для вузов / П. В. Иванов [и др.] ; под редакцией П. В. Иванова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 276 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10862-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494754 (дата обращения: 03.02.2022).

6.                 Образцов, П. И.  Основы профессиональной дидактики : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07767-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492563 (дата обращения: 03.02.2022).

7.                 Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498824 (дата обращения: 03.02.2022).

8.                 Подласый, И. П.  Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 576 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10295-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495230 (дата обращения: 03.02.2022).

9.                 Сорокоумова, Е. А.  Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07907-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492701 (дата обращения: 03.02.2022).

10.            Штроо, В. А.  Методы активного социально-психологического обучения : учебник и практикум для вузов / В. А. Штроо. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02451-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489373 (дата обращения: 03.02.2022).


 

11.            Скачано с www.znanio.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА по дисциплине: «Образовательные стандарты и программы» на тему: «Групповые и индивидуальные формы работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА по дисциплине: «Образовательные стандарты и программы» на тему: «Групповые и индивидуальные формы работы

Содержание Введение…………………………………………………………………… 3

Содержание Введение…………………………………………………………………… 3

Введение В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и…

Введение В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и…

Учет индивидуальных психологических, возрастных и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; ·Обеспечение преемственности…

Учет индивидуальных психологических, возрастных и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; ·Обеспечение преемственности…

Поэтому и система форм может содержать коллективные, групповые, индивидуальные и другие занятия

Поэтому и система форм может содержать коллективные, групповые, индивидуальные и другие занятия

Групповые и индивидуальные формы работы

Групповые и индивидуальные формы работы

Дадим следующее определение групповой формы работы

Дадим следующее определение групповой формы работы

Остановимся на общих моментах организации групповой работы

Остановимся на общих моментах организации групповой работы

Заключение

Заключение

Юрайт [сайт]. — URL: https://urait

Юрайт [сайт]. — URL: https://urait

Подласый, И. П. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования /

Подласый, И. П. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024