Групповые тренинги
с педагогическим коллективом
Тема: «Оценка качества внутришкольного менеджмента»
Цель: уяснить показатели качества работы школьной администрации; понять и научить применять процедуры измерения качества; предложить свои подходы к решению поставленной задачи с учетом собственного опыта.
Вопросы для дискуссии:
1. Как определить, умеет ли руководитель ставить цели перед своими заместителями и учителями школы?
2. Как должна звучать грамотно поставленная цель? Приведите примеры.
3. В чем состоят приоритеты современного образования?
4. Как оценить работу администрации по поддержке развития мастерства учителей? Что и как должна делать администрация?
5. Где и в каких случаях руководитель школы должен особенно проявить самокритичность?
Задания:
1. Пусть каждый выскажет свое представление о показателях оценки работы школьной администрации. В результате дискуссии вы должны прийти к их единой трактовке.
2. Вам предлагаются ситуации из школьной жизни. Поставьте оценки действиям школьной администрации.
3. Оцените эффективность влияния администрации на ситуацию в школе на примере вашего опыта.
Тема: «Оценка качества учебного плана»
Цель: уяснить содержание и значимость анализа учебного плана; научиться сравнивать различные планы, оценивать их развивающий потенциал.
Вопросы для дискуссии:
1. В каком случае план считается соответствующим базовому плану РФ?
2. Как вы оцените, насколько учебный план обеспечивает развитие основных компетенций выпускника школы (гражданственности, самостоятельности, креативности)?
3. В каком случае вы можете быть уверены, что учебный план имеет кадровое и методическое обеспечение?
4. Как оценить оптимальность учебной нагрузки учащихся?
5. Имеется ли школьный компонент в учебных планах ваших школ?
Тема: «Оценка достижений учащихся»
Цель: уяснить, что понимается под достижениями учащихся; по каким признакам они оцениваются; научиться оценивать уровень знаний учащихся (по отношению к стандартам образовательных областей), умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; понять способ оценки воспитанности учащихся на примере диагностики некоторых нравственных качеств.
Вопросы для дискуссии:
1. Как помочь ученику выработать свою систему учения, умение справляться с любым материалом? Сформирована ли вообще методологическая культура учащихся школы (рефлексия учебной деятельности)?
2. Можно ли вообще оценить уровень нравственности детей? Если да, то как? Как вообще организовать в школе мониторинг культурного развития детей? Кто и как должен отслеживать поведение учащихся?
Задания:
Сравните работу классных руководителей школы по проблеме «Нравственная устойчивость, волевой контроль учащихся».
Тема: «Оценка компетентности учителей»
Цель: прийти к единому (для участников проекта) пониманию компетентности современного учителя, критериев, по которым ее можно распознать; научиться оценивать психологическую готовность и практическую эффективность учителя.
Вопросы для дискуссии:
1. Какие мотивы наиболее соответствуют профессии учителя? Как определить реальные мотивы, ценности и смыслы, которыми руководствуется учитель?
2. Как вы понимаете феномен профессиональной рефлексии учителя? Как проявляется рефлексия учителя при подготовке и проведении учебных занятий?
Задания:
1. Сформулируйте требования к компетентности учителя в области преподаваемого предмета (что, как, в каком объеме он должен знать, каков характер этих знаний в смысле системности, научности, творческого применения и т. п.).
2. Предложите способы выявления способности учителя находить причины своих успехов и неудач.
3. Оцените степень сплоченности педагогического коллектива, готовности учителей к коллективной педагогической деятельности.
4. Дайте дифференцированные характеристики учителям в аспекте степени их близости к созданию собственной (авторской) системы педагогической деятельности.
Тема: «Оценка психологического климата в школе
и организационной культуры педагогического коллектива»
Цель: уяснить, в чем проявляется психологический климат школы и как он влияет на другие стороны жизни школы, как его можно оценивать; научиться отслеживать организационную культуру, преобладающую в коллективе школы.
Вопросы для дискуссии:
1. Как влияет психологический климат школы на успешность ее деятельности (и наоборот)?
2. В чем проявляется диалогический характер психологического климата?
3. Как оценить степень привлекательности школы для тех, кто в ней работает и учится?
4. Какими действиями администрация может ухудшить психологический климат?
5. В чем проявляется зарождающееся ухудшение психологического климата в школе?
Задания:
1. Сформулируйте «инструкцию» к действиям администрации в ситуации конфликта.
2. Назовите факторы положительного настроя учителя в вашей школе (по степени значимости).
Тема: «Оценка образовательных ресурсов школы»
Цель: выяснить трактовку понятия «ресурс» применительно к школе; научиться выявлять и оценивать различного рода ресурсы школы.
Вопросы для дискуссии:
Как бы вы сформулировали понятие «перспективный учитель»?
Задания:
1. Назовите основные ресурсы школы. Дайте обоснование.
2. Оцените кадровый, методический и интеллектуальный ресурсы школы.
3. Предложите способ оценки готовности школы охранять и укреплять здоровье учителей и учащихся, способы нейтрализации мешающих этому факторов.
4. Приведите примеры, когда администрация не умеет использовать имеющиеся ресурсы школы.
5. Обоснуйте, чего нам сегодня недостает в первую очередь в плане материально-технических ресурсов школы.
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Методика проведения
Используя 10-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений учителя.
Баллы |
Уровень развития |
1 |
Очень низкий |
2 |
Низкий |
3 |
Ниже среднего |
4 |
Чуть ниже среднего |
5 |
Средний |
6 |
Чуть выше среднего |
7 |
Выше среднего |
8 |
Высокий |
9 |
Очень высокий |
10 |
Наивысший |
Обведите выбранный балл кружком.
1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
2. Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
3. Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу: определять уровень своего личностного и профессионального развития, оценивать эффективность и результаты своей деятельности, видеть свое место и роль в коллективе учителей, выявлять собственные ошибки, их причины, источники и прогнозировать направление своего профессионального развития.
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
4. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую, имеющую смысл для его жизненной самореализации?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
5. Определяет ли учитель цель и смысл своей педагогической деятельности в сотрудничестве с учащимися, родителями?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
6. Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
7. Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
8. Признает ли учитель возможность иных смыслов, терпим ли к инакомыслию?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
9. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержание учебного процесса (непосредственного введения гуманитарной информации, структурной организации учебного материала, использования процессуальных средств организации обучения)?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
10. Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъектное общение; использует ли проблемные, эвристические методы; проектирует ли задания развивающего характера?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
11. Имеет ли учитель внутреннюю мотивацию саморазвития, стремится ли к достижению?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
12. Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся в процессе педагогического взаимодействия, работает ли над развитием своих творческих умений?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
13. Проектирует ли учитель затруднения, побуждающие к волевым усилиям; умеет ли он задавать темп, напряжение в работе?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
14. Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
15. Имеет ли учитель собственное видение преподаваемого предмета (его целей, структуры, задач, содержания)? (Возможно, разработал свою авторскую программу.)
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
16. Умеет ли учитель самостоятельно находить эффективные формы, способы межличностного взаимодействия сучащимися; работает ли над созданием собственной методической системы?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
17. Работает ли учитель над повышением своей общей культуры (имеет ли увлечения, посещает ли театр, интересуется ли литературой, политикой и т. д.)?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
18. Умеет ли учитель вовлекать учащихся в процесс определения своих целей, способов их достижения и имеющихся у них ресурсов?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
19. Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащимися своих ценностей через сопоставление их с ценностями других людей?
(1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
20. Умеет ли учитель имитировать личностно-значимые проблемы в игровой форме, т. е. в форме творческой свободы личности, «проигрывания» жизненных драм, приближающихся к сфере подлинно значимого для личности?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
21. Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока (системы уроков)?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
22. Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?
(1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
23. Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися, обмениваться мнениями, слушать их – строить взаимодействие с ними на основе диалога?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
24. Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха, отсутствия страха проявить инициативу?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
25. Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?
(1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10)
26. Умеет ли учитель стимулировать познавательный интерес учащихся? Ставит ли учащихся в позицию самостоятельных исследователей или дает готовые знания?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
27. Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся; может ли вызвать у них стремление к достижению, саморазвитию?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
28. Умеет ли учитель импровизировать, профессионально действовать в незнакомой ситуации, в непредвиденных условиях?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
29. Владеет ли учитель различными способами работы с новейшими техническими средствами обучения, использует ли современные информационные технологии в учебном процессе?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
30. Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию, делать ее сферой жизненных интересов учащихся?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
31. При обмене учителя с учащимися информацией, вербальными и невербальными средствами (мимикой, жестами) соответствуют ли его тон голоса, движения тела и головы содержанию слов и внутренним убеждениям учителя?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
32. Умеет ли учитель понимать каждого ребенка, его мнение, позицию, отношение, настроения, образ мысли?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
33. Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
34. Умеет ли учитель сочувствовать, сопереживать ученику, т. е. строить отношения с ним на основе эмпатии?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
35. Умеет ли учитель раскрыть свой внутренний мир ученикам?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
36. Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым, искренним?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
37. Помогает ли учитель самовыражению учащихся?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
38. Умеет ли учитель влиять на учащихся (обладает ли харизматическими качествами)?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
39. Способен ли учитель организовать взаимодействие своего интеллекта и учащихся, эмоциональных сфер, воли?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
40. Обменивается ли учитель образами, идеями, действиями с учащимися на основе сотрудничества, диалога?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
41. Умеет ли учитель эмоционально стимулировать учащихся?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
42. Создает ли учитель психологический комфорт (разрядку, облегчение) для всех участников педагогического процесса?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
43. Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Литература
Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – Библиотека журнала «Директор школы». – № 1, 2004. – Москва «Сентябрь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.