ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
окружающий мир
Взрослым
30.06.2019
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье описываются методы групповой работы на уроках окружающего мира как средство развития умения договариваться у младших школьников. При такой организации, групповая работа поддерживает интерес детей к предмету, формирует потребность в групповом взаимодействии, воспитывает позитивное отношение к учебному умению договариваться и индивидуальную ответственность каждого участника на её результат.
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ.docx
«ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Вяткина Татьяна Николаевна учитель начальных классов   Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  города Новосибирска "Средней общеобразовательной школы № 129" Россия, г. Новосибирск e­mail: vyatkina­tanya@mail.ru  " GROUP METHODS OF TRAINING TO THE ENVIRONMENTAL WORLD AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE SKILL TO AGREE WITH YOUNGER SCHOOLBOYS" Vyatkina Tatiana Nikolaevna primary school teacher Municipal budgetary educational institution Novosibirsk city "Secondary school number 129" Russia, Novosibirsk Аннотация В данной статье рассказывается об образовательном процессе, в котором большое   внимание   уделяется   развитию   умения   договариваться   у   младших школьников в групповой работе на уроках окружающего мира. Abstract This article describes the educational process, in which much attention is paid to the development of the ability to negotiate with younger students in group work in the classroom environment. В   настоящее   время,   в   центре   внимания,   на   этапе   усовершенствования начального образования, существует проблема в том, чтобы найти пути, которые поспособствуют   наиболее   эффективному   развитию   личности   ребёнка,   в   том числе   и   его   социализации.   Обратившись   к   Федеральному   образовательному стандарту начального образования (ФГОС НОО), мы можем увидеть, что одной из   основных   целей,   на   этапе   завершения   начального   образования,   является активное   сотрудничество   со   сверстниками   и   взрослыми,   а   также   участие   в совместной деятельности. Опираясь на стандарт, педагог размышляет над тем, каким образом он может добиться результата, чтобы младшие школьники умели договориться между собой, учитывать интересы и чувства, не только свои, но и других, научились сопереживать неудачам, а также радоваться успехам своих одноклассников, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя. Чтобы достичь данный целевой ориентир, в последнее время всё больше учащихся вовлекаются в совместную деятельность. [4, 31] В ряде исследований таких авторов как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., подчёркивается, что младший школьник овладевает не только специфическими видами деятельности, но также и умением реализовывать эти виды деятельности совместно со сверстниками. В работах   В.В.   Абраменковой,   Т.И.   Бабаевой,   А.В,   Запорожца   и   др.   выделено значение   совместной   деятельности   со   сверстниками   в   развитии   младшего школьника. Особенно чётко выделена важность совместной деятельности у А.В. Запорожца, он отмечает, что под влиянием коллективной деятельности у детей возникает способность сочувствовать другим людям, переживать чужие нужды и потребности как свои. [2, 245] Успешность   групповой   работы   определяется   тем,   что   у   детей сформированы умения договорного общения, и, прежде всего, наличие умения договариваться.   Данным   вопросом   занимались   следующие   авторы   –   М.И. Лисина, Т.А. Маркова, А.Г. Рузская и др.[3, 179] Особенности умения договариваться младших школьников раскрываются в исследованиях таких авторов: М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина,   А.Г.   Рузская.   Вопросами   по   умению   договариваться   как   условия установления благоприятных отношений между взрослыми и детьми, а также нравственными   аспектами   педагогического   взаимодействия   занимались   М.И. Лисина, Ю.П. Азарова, Т.Н. Бондаревская и Т.А. Мальковская [1, 64] Учебный премет «Окружающий мир» в начальной школе имеет большие потенциальные   возможности   для   организации   групповой   работы   учащихся. Прежде   всего,   это   связано   с   большой   вариативностью   заданий   курса окружающего   мира,   которые   нацеливают   обучающихся   на   выполнение различных видов деятельности, создавая тем самым способность согласованных действий в группе в соответствии с поставленно целью. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами   действий,   групповое   обсуждение   результатов   самостоятельно выполненных   учениками   заданий   в   процессе   групповой   работы   оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных универсальных учебных действий,   в   том   числе   и   умение   договариваться   у   младших   школьников,   и одновременно   пособствует   формированию   стойкого   интереса   к   предмету «Окружающий мир». Так   как   групповой   работе   предшествует   парная   работа,   ниже представлены примеры заданий, применявшихся нами на уроках окружающего мира в 4­м классе, при организации работы в парах. Решение   кроссворда.  Каждая   пара   получает   кроссворд.   Дети   в   паре решают его, записывая в него ответы. В итоге дети должны разгадать ключевое слово,   которое   будет   являться   темой   урока.   Применение   такого   задания   в системе парной работы не только учит взаимодействовать в паре, но и является эффективным средством проверки знания по предыдущей теме урока. Решение   экологических   задач.  В   классе,   где   происходила   опытная работа,   3   ряда   по   5   парт.   Учащиеся   в   каждом   ряду   получают   в   случайном порядке экологическую задачу. Задачи сами по себе несложные, смысл задания не в том, чтобы научить детей решать определённый тип задач, а в том, чтобы научить   их   продуктивно   взаимодействовать   друг   с   другом   в   решении определённой проблемы. Например, ученик за первой партой получил задачу: «Лиса на зиму не делает запасов. Чем питается лиса в это время года?» У учащегося сидящего, допустим, за запятой партой в этом же ряду, есть ответ на эту же задачу: Ответ: Зимой основу питания составляют полевые мыши».  Другие учащиеся, аналогично имеют либо текст задачи, либо ответ к ней. Задачи различаются по условиям так, чтобы детям было довольно просто найти свою   пару.   По   сигналу   учителя   (звон   колокольчика)   дети   с   текстом   задачи перемещаются   по   своему   ряду   в   поисках   ответа   своей   задачи.   Найдя   пару, садятся вместе, обсуждают, могут поспорить, в итоге, договорившись приходят к общему мнению. Применение такого   задания в системе парной работы не только   учит   детей   продуктивному   взаимодействию   в   паре,   но   и   является эффективным   средством   формирования   навыков   и   умений   по   решению экологических задач. Составление   вопросов.   Каждая   пара   учащихся   получает   текст,   по которому ребята составляют вопросы. Тексты для всех пар учащихся в классе разные. Например,  Таблица 2 – «Зачем беречь воду?» Вода играет важную роль в жизни живых организмов. Ведь как известно, многие животные и растения не могут жить без воды. Для многих вода – это место жительства, пропитания. Человека, для того чтобы правильно развиваться, в день нужно выпивать около двух литров воды. Пресной воды, пригодной для питья, с каждым   годом   становится   всё   меньше.   Из­за   деятельности   человека   пресные водоёмы загрязняются, от этого страдает всё живое на земле. Берегите воду!» Далее   проводится   совместное   обсуждение,   придумывание   вопросов   по тексту.  Работа  выполняется   в условиях  ограничения  времени  (15  минут),  по сигналу   учителя   (звон   колокольчика)   пары   должны   закончить   обсуждение   и представить свои вопросы. Заполнение   таблиц.   Каждая   пара   учащихся   получает   таблицу,   которую должна заполнить, например, В таблице у каждой пары есть пропуски (недостающие данные). Каждой паре выдаётся таблица, с разным наполнением ячеек. Так у одной пары таблица имеет вид, как в таблице 3. Другой паре была дана таблица вида таблица 4 Учащимся   нужно   найти   другую   пару,   с   иной   таблицей,   и   вместе   её заполнить. Такое задание невозможно полностью выполнить индивидуально или в паре, не обменявшись имеющейся информацией с другими парами. Данное задание является подготовительным к групповой работе. Таблица 3 – «Недостающие данные» № 1. 2. 3. 4. 5. Название заповедника Где находитсяе о Когда создан Остров Врангеля Таймырский заповедник Приокско­Террасный Дрофиный питовник Заповедник   «Чёрные земли» Зона   лесов   (на   юге Московской   области по берега Оки) Зона степей 1976 1979 1990 г. 6. Сочинский национальный парк Таблица 4 – «Недостающие данные» № Название заповедника Где находится Когда создан 1. Остров Врангеля 2. Таймырский заповедник 3. Приокско­террасный 4. Дрофиный питомник 5. Заповедник   «Чёрные земли» 6. Сочинский национальный парк Зона   Арктики   (между Восточно – Сибирским и чукотским морями) Зона (Таймырский полуостров)  Тундры   1945 год   пустынь Зона (республика Калмыкия) Черноморское побережье Примеры заданий для групповой работы приведены ниже. «Расшифровка». Задание: на этом «волшебном ковре» разложена загадка. Прочитать её можно, если сложить слова в обратном порядке – от 24 до 1. Прочитал? Говори скорей отгадку. Выполняя   задание,   учащиеся   учатся   продуктивному   групповому взаимодействию, так же повторяют навык устного счёта. Такие задания можно использовать   при   обучении   детей   по   любому   учебному   методическому комплексу. Для групповой работы оно интересно тем, что даётся ограничение по  времени (2­3 минуты). Ребятам  надо  распределить  роли  и  выполнить   это задание.Если   работать   будет   один   или   даже   два   человека   времени   будет недостаточно. Для этого нужна работа в группе, чтобы был результат. «Разбитые планеты».  Каждой группе выдаются детали пяти планет ( в зависимости от того, сколько детей в группе). Каждый участник группы должен собрать свою планету, но собрать её молча, при этом разрешается использовать жесты. Задание считается выполненным лишь тогда, когда все участники группы собрали свою планету. «Мы команда». Каждой группе даётся своя тема (из учебника Плешакова П.П.) Участники группы распределяют роли (например, «зоологи», «ботаники»,   Задание   учит   умению «оформитель»,   «выступающий»,   «плановик»). договариваться,  выслушивать   чужую   точку   зрения   и   не   бояться   высказывать свою, эффективно работать в группе. Груупповой проект «Занятия древних людей»  имеет целью расширить кругозор детей, пробудить в них интерес к истории, научить готовить групповую презентацию. Каждая  группа  выбрала  своё  занятие  и  представила   остальным группам. При подготовке проекта учащимся пришлось обращаться к различным информационным   источникам,   тесно   сотрудничать   и   договариваться   друг   с другом,   и   с   педагогом,   так   как   каждая   группа   хотела   подготовить   яркий   и интересный проект. Список литературы 1 А.Г.Асмолов,   Г.В.Бурменская   «Как   проектировать   универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г. С.64 2 Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. – М. Полит. 1975. С.245 3 Маркина М. Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Одесса. 2014. С.179 4 Федеральный государственной образовательный стандарт начального общего образования // М­во образования и науки Рос. Федерации. М. 2010. С. 31

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2019