«ГТО — это Я! ГТО — это МЫ! ГТО - НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ!»

  • docx
  • 30.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реализация ГТО в МБУ №70.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ  

 "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 70"

 

 

 

 

 

 

 

 «Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях»

 

 

 

 

 

 

«ГТО — это Я! ГТО — это МЫ!

ГТО - НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех, а значит и успех всей страны».

В.В. Путин

Одной из приоритетных задач современного общества всегда считали и считают воспитание здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, целеустремленным. Решение этой задачи связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. На первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации.

Научно-технический прогресс вызвал дефицит двигательной активности детей школьного возраста. Специальная организация двигательной деятельности – единственная возможность реализовать потребности детей в движении.

Для современного подростка физическая культура – это наиболее доступное средство коррекции дефектов морфофункционального развития организма. Компенсация двигательной недостаточности, формирование умения заниматься самостоятельно.

Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)”

https://drive.google.com/open?id=1ZxqaHs-zNx-5xX0vbf8yXOe9a8GL_3KS

Возрождение комплекса ВФСК ГТО в образовательной организации, сегодня является актуальным и принципиальным.

Введенный комплекс ГТО является дальнейшим повышением уровня физического воспитания и готовности молодого поколения к труду и обороне. Эта уникальная программа стала основополагающей в единой системе патриотического воспитания учащихся.

Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается, в том числе, и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Цель комплекса ВФСК ГТО: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Основные задачи:

·       увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической  культурой и спортом;

·       повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;

·       формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни;

·       повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятиях физической культурой и спортом;

·       модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.

Принципы комплекса ГТО:

·       государственный характер и оздоровительная направленность;

·       личностно-ориентированная направленность;

·       добровольность и доступность;

·       принцип комплексности оценок, научная доказательность;

·       обязательность медицинского контроля;

·       непрерывность и преемственность;

·       вариативность и адаптация;

·       учет региональных и национальных особенностей.

Результаты:

Личностные - готовность обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовке к выполнению нормативов ГТО. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные – отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к выполнению нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, работать индивидуально и в группе.

Предметные – отражаются в понимании роли и значении физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Федеральные государственные стандарты в последние годы реализовываются и совершенствуются. ФГОС и комплекс ВФСК ГТО – это те механизмы, которые должны способствовать развитию у учащихся осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка.

Новизна заключается в организации комплекса мер по созданию и развитию популярных в молодежной среде стимулов отношения к своему здоровью, а также формирование современных механизмов вовлечения неспортивных детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, в общественно-полезную деятельность.

 Внедрение ВФСК ГТО в нашей школе.

Урочная деятельность.

В нашей школе начали вводить поэтапную подготовку к внедрению комплекса ГТО. Мы,  учителя физической культуры начали заниматься корректировкой физических качеств учащихся, что не позволит навредить физическому состоянию здоровья учеников. Мы не ставим сверхзадачи всем и сразу выполнять нормативы испытаний (тестов) ГТО. Этому в обязательном порядке предшествует подготовка к выполнению испытаний.

Урок физической культуры в школе направлен на формирование укрепления и сохранения здоровья, необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. На уроках особое внимание уделяем развитию разносторонних способностей учащихся. Современные дети мало гуляют и много сидят за экранами компьютера и телевизора, а на уроках физической культуры они учатся играть, бегать, прыгать в высоту и в длину, ходить на лыжах, развивать двигательные качества.

Проведение трех обязательных уроков физической культуры позволяет учащимся в большей степени освоить упражнения для выполнения требований комплекса ГТО. А вся двигательная деятельность испытаний ГТО связана с основными физическими качествами – быстрота, выносливость, сила и гибкость, развивающаяся на уроках физической культуры.

Быстроту на уроках у учащихся развиваем с помощью:

·            повторного пробегания коротких отрезков от 20 до 60 м:

·            бега с быстрым изменением способа передвижений;

·            стартов из различных исходных положений;

·            бега на месте в упоре;

·            бега со средней скоростью и рывкам по сигналу;

·            бега с изменением направления движения;

·            челночного бега и бега змейкой;

·            эстафет (встречные и по кругу стадиона).

Для развития выносливости использую следующие задания:

·            прыжки через скакалку (чередовать темп);

·            сочетание бега с ходьбой;

·            переменный бег;

·            бег по пересеченной местности;

·            6-минутный бег

·            упражнения с отягощениями;

·            эстафета - преследование;

·            метод повторения и круговой тренировки.

Силовые качества и гибкость преимущественно развиваются на уроках гимнастики с элементами акробатики. Они включают в себя такие действия как:

·            упражнения на перекладине;

·            сгибание – разгибание рук в упоре лежа в чередовании с хлопками и скоростью выполнения;

·            упражнения с гантелями;

·            висы и упоры;

·            упражнения с набивными мячами;

·            многократные приседания и выпрыгивания;

·            ритмическая гимнастика;

·            опорные прыжки;

·            упражнения на гимнастиче­ском бревне или скамейке;

·            вращения и махи;

·            упражнения с гимнастическими предметами: мячи, обручи, палки;

·            упражнения у гимнастической (шведской) стенки;

·            акробатические упражнения;

·            упражнения, лежа и сидя на гимнастическом мате.

Для развития этих двигательных качеств на уроках также применяем подвижные игры, спортивные игры (баскетбол, стритбол, пионербол, волейбол, мини-футбол).

Грамотный подбор развивающих видов деятельности и систематические занятия, как во время уроков физической культуры, так и при самостоятельных занятиях, способствуют повышению уровня развития учащегося, и это положительно влияет на результат тестирования.

К сожалению, плавание не входят в программу обучения учащихся нашей школы. Поэтому, к подготовке в этой дисциплине подходим индивидуально, подключаем  родителей, которые организовывают для своих детей посещение занятий в бассейне.

Прохождение испытаний и получение знаков комплекса ГТО меняет у учащихся их самооценку, появляется авторитет среди одноклассников, они познают вкус победы. Наука побеждать вырабатывает умение ставить цель и ее добиваться. Мною замечено, что учащиеся, у которых тот или иной тест комплекса ГТО вызывает сложность при выполнении, начинают интенсивно над ним работать как во время урока физической культуры, так и самостоятельно, советуются с учителем, какие упражнения ещё можно включить на развитие определённой группы мышц.

В результате внедрения данных технологий и методик обучения повышается двигательная активность учащихся на уроках и результативность учебного процесса на уроках физической культуры в целом (таб.1):

 

% успеваемость

%  качества

2014-2015 учебный год (до внедрения ГТО)

100

71,8

2015-2016 учебный год (первый год внедрения ГТО)

100

74,3

2016-2017 учебный год (второй год внедрения ГТО)

100

80,1

2017-2018 учебный год (третий год внедрения ГТО)

100

82,6

2018-2019 учебный год (четвертый год внедрения ГТО)

100%

85,4

Внеурочная деятельность.

В план воспитательной работы нашей школы включены мероприятия, цель которых вовлечение большего числа учащихся в комплекс ГТО:

·       «День Здоровья» - традиционное мероприятие школы – тема: «Жизнь в движении!» https://drive.google.com/open?id=1rQ6Z9IrnGP6OzaFrf-K3503iK5rAJ5Dc

·       «Неделя ГТО» – включает в себя конкурс рисунков и плакатов, презентаций, «Тропа туриста» знакомство с туристическими навыками, тренировочные занятия по стрельбе, выступление агитбригады во время родительских собраний и классных часов;

·       Неделя «Мы за здоровый образ жизни!»

·       просмотр по телевизору в фойе школы во время перемен рекламных роликов по продвижению комплекса ГТО https://www.youtube.com/watch?v=U4Kc8UfkbHE&list=PLJ_Tw3IiQeMOCTCdcKCQYHraUn2uc4RG-&index=2 ;

·       родительские собрания;

·       классные часы;

·       тестирование, анкетирование;

·       внеурочная деятельность (товарищеские встречи, спортивные соревнования, мастер-классы);

·       оформлен информационный стенд https://drive.google.com/open?id=19bPDDwgKaxfPyBqKq6776JPs1YMM3xxd .

В летнее время в школе работает пришкольный лагерь. Каждый день и в любую погоду, проводится утренняя зарядка для детей всего лагеря. В план пришкольного лагеря входят спортивно-массовые мероприятия: выезды в бассейн, легкоатлетическое многоборье, «Поиск клада» (ориентирование), «Веселые старты», « Лапта» , разнообразные подвижные  и спортивные игры, направленные на пропаганду комплекса ГТО. Учащиеся с удовольствием посещают лагерь в школе.

В результате проделанной работы с каждым годом количество участников движения ВФСК ГТО увеличивается. Так, если 2017 году было всего 15 участников, из них на золотой значок выполнило 5 чел. и 1 на серебряный.  2019 году  участников уже 42, на золотой значок сдали 18 чел.,  на серебряный -15чел.,  на бронзовый - 5 чел. В этом году с начало года на данный момент уже зарегистрировалось более 200 ребят, из них  140 уже подали заявления на участие в сдаче норм ГТО (к сожалению, из-за карантина сдача контрольных испытаний перенесена на неопределенное время).

 

 

Нам предстоит многолетняя, трудоёмкая работа по дальнейшему развитию комплекса ГТО и вовлечению учащихся к сдаче испытаний. Хороших результатов можно добиться только при помощи :

·           привлечения к систематическим занятиям физической культурой;

·           повышения уровня физической подготовленности за счет систематических занятий как можно большего числа учащихся;

·           формирования позитивных установок к регулярным занятиям физической культурой;

·           увеличения учащихся, отказавшихся от вредных привычек;

·           включения оздоровительно - развивающих тренировочных программ на уроках физкультуры в процессе реализации ФГОС и подготовке к сдаче норм ГТО;

·           проведения бесед, направленных на пропаганду ЗОЖ, истории и значении комплекса ГТО;

·           активного отдыха на свежем воздухе.

 

Личный пример:

Немаловажную роль в продвижении комплекса играет личный пример учителей физической культуры нашей школы в участии в прохождении испытаний ГТО. Как бы красиво мы не говорили, не убеждали, если на собственном примере не будем показывать нашу приверженность к здоровому образу жизни, мы не уйдем дальше тезисов и лозунгов.

В городе ежегодно проводится Спартакиада коллективов образовательных учреждений г.о. Тольятти, в программе соревнования по гольфу, дартсу, плаванию, стрельбе, спортивному ориентированию, волейболу. Учителя нашей школы активные участники этой спартакиады.

Все учителя физической культуры являются участниками движения  ВФСК ГТО. Тренируемся, планируем испытать себя, принять участие в сдаче нормативов комплекса на значок.

 

Вывод:

Возрождение комплекса ВФСК ГТО – это безошибочный вариант, а также социально значимый проект, так как он хорошо зарекомендовал себя на протяжении многих десятилетий. Он направлен на физическое развитие и укрепление здоровья детей, повышение мотивации обучающихся к физической культуре, их приобщение к спорту, уменьшение числа заболеваний, а также на развитие массового спорта, который должен стать доступным для людей разного возраста и состояния здоровья.

Работа по пропаганде комплекса ВФСК ГТО продолжается, ведь, как сказал Президент РФ В.В. Путин: «Только здоровая нация гарантированно сможет укрепить и развить потенциал страны, обеспечить стабильность её курса на повышение благосостояния. Будущее – за здоровой и, значит, счастливой Россией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

·       Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: документы и методические материалы»/ М.: Советский спорт, 2014.

·       Г.Л. Акимов «Соревновательные игровые средства и методы при подготовке к выполнению норм ГТО» / Г.Л. Акимов, А.И. Бондарь // Вопросы теории и практики физкультуры и спорта. – М.,1984. – Вып.14.

·       А.Ю. Патрикеев Летние подвижные игры. Ро­стов н/Д: Феникс, 2014.

·       Базисный учебный план РФ для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу по ФГОС начального и основного общего образования от 23.06.2012 г.

·       Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 г. № 821 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

·       Приказ Минспорта России от 08.07.2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ВФСК ГТО»

·       Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

·       С.И. Изаак «Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика» (монография)/С.И.Изаак. –

М.: Советский порт, 2005..

·       Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

·       Т.В. Евстратова «Комплекс ГТО в ХХI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» в 2008–2010гг. / Т.В. Евстратова // Вестник спортивной науки. –2010. – № 2.

·       Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс­ли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.


 

·       Скачано с www.znanio.ru