В данном материале представлена информация о приемах формирования географического образа, как базового понятия гуманитарной географии. использование данных приемов в педагогической практике позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, становится дополнительным инструментом анализа многих географических характеристик территории. Кроме того, данная работа позволяет продолжить формирование универсальных учебных действий.
Голдырева Е.В. Гуманитарная составляющая в школьной географии.doc
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Голдырева Е.В.,
учитель географии
МАОУ «Лицей №8» г Перми
Каким мы вообразим пространство страны,
таким оно и будет.
Д. Замятин.
На современном этапе развития географии мы наблюдаем массированное
«сращивание» её с целым рядом гуманитарнонаучных представлений. «Подобно
путешественнику, стремящемуся посетить все уголки мира, география в своем
развитии совершает экспансию в новые предметные области математику,
экономику, социологию, психологию, культурологию». В результате возникла
гуманитарная география междисциплинарное научное направление, изучающее
различные способы представления и интерпретации земных пространств в
человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность. Много
разных дисциплин занимаются образами пространства, но каждая как бы по
одиночке – какимито отдельными аспектами этой проблемы. Гуманитарная
география собирает все эти «осколки» в одно целое и формулирует какоето новое
понятийное ядро.
Базовое понятие гуманитарной географии – географический образ
(совокупность ярких характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых
представлений, описывающих какие либо реалии пространства).
В современном обществе чрезвычайно важна географическая грамотность
населения, как одна из составляющих общей культуры. В связи с этим, важнейшим
компонентом образования является географическое мышление. Оно тесно связано
с формированием географических образов. С другой стороны, географические
образы связаны с художественным, образным описанием, вызывающим устойчивый
познавательный интерес, и тем самым способствуют более глубокому пониманию изучаемых объектов и явлений. В результате создается адекватный образ
территории, наполненный глубоким личным восприятием.
Специфика географии состоит и в том, что многие объекты и явления
обозначаются условными знаками и символами. Поэтому очевидна необходимость
подключения дополнительного механизма, способствующего более глубокому
усвоению знаний и формированию ключевых компетентностей за счет формирования
географических образов.
«Учащийся должен создать, если так можно выразиться, "умственный образ"
страны, т.е. мысленно представить себе конкретную и верную картину ее природы, и
жизни. Такой образ никогда не изгладится из памяти" писал А.С.Барков. Сложность
процесса формирования географических образов возрастает при повышении уровня
знаний учащихся об окружающем мире, т.е. когда происходит своеобразное
нарушение равновесия между знаниями и уровнем мышления, которое можно
устранить, используя систематическое применение приемов формирования
географических образов:
.
«Образ – ассоциация»
Суть его состоит в том, чтобы создать образ территории, выражая свои
собственные ассоциации с использованием знаний
из истории,
литературы, и, конечно, географии. При изучении региональных
разделов курсов социальноэкономической географии формирование
территориальных образов
обычно осуществляется по следующим
компонентам: природа, экономика, культура, история, экология. На
каждый компонент учащиеся предлагают по пять ключевых слов,
характеризующих их ассоциативные представления о регионе (стране,
экономическом районе, субъекте РФ и т.д.). В зависимости от выборов
учеников учитель может определить их уровень знаний об изучаемой
территории.
«Решение задач на пересечение множеств» («Властелин колец»). В
виде колец представлены ключевые образы территории. Необходимо определить объект, находящийся на пересечении колец, используя карту,
литературные источники, географические загадки.
1
1. Местность ровная, как стол,
? (Восточная Сибирь)
2
К центру от краев уклон.
Не трясет, вулканов нет,
Проживем без всяких бед.
Ямбург, Уренгой, Надым,
Омск, Тюмень или Ишим?
Или выберем Сургут,
Нефти с газом много тут.
(Западная Сибирь)
2 По природе он контрастен,
Всем богат, разнообразен.
От заснеженной Чукотки
До Джугджура и Находки.
От Якутии алмазной
До Камчатки непролазной.
От красот амурских прерий
До гряды землетрясений.
(Дальний Восток) Данный приём применим при изучении любых территорий земного шара
Образ территории в картинах художников .
Используя на уроках репродукции картин художников также
можно формировать образ территории. Нр, для сравнения
предлагаются две горные системы. Необходимо указать особенности
территории на каждом изображении, провести сравнительный анализ,
привести примеры географических объектов России с подобными
характеристиками.
«Географический разбор» художественного текста.
Существует огромное количество поэтических и прозаических
произведений, имеющих неоценимое для географии значение. При их
анализе выявляются географические характеристики объектов,
территорий, позволяющие формировать образное представление
изучаемого материала, нр, поэма А.Т. Твардовского «За далью
даль»: Урал! Опорный край державы,
(тыл, обеспечивающий в годы Вов
фронт всем необходимым)
Её добытчик и кузнец,
(развитие горнодобывающей
промышленности, металлургии)
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
(индустриальный, научный,
культурный регион России)
Семь тысяч рек,
(большой бассейн реки на
территории Русской равнины)
Ни в чём нет равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
(водоразделы волжских притоков)
Избороздили шар земной.
(Волга)
«Образ – «крылатая фраза».
Географические характеристики какоголибо объекта, явления
предлагается подтвердить
цитатами из произведений или
высказываниями великих людей. Нр, при рассмотрении вопросов
«Будущее химической промышленности мира» (10 класс), «Будущее
Пермского метрополитена» (8 класс) свои тезисы учащиеся
доказывали цитатами из произведений В. Шекспира. Географическое моделирование образа территории это одно из
наиболее интересных и перспективных направлений развития
это дополнительный
географической науки. Географический образ
инструмент анализа, благодаря гуманитарной составляющей оживляющий
сухость традиционных географических характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Замятин Д.Н. «Географические образы: что это такое?». Вестник МГУ.
Серия 5. География. 2009. № 4.
2. Ильина Л.Л. «Повесть о великих реках Русской равнины».
Л. Гидрометеоиздат, 1983. 3. Кононова Г.А. «Формирование географического образа в школьном
курсе «География России». Сборник «Современные технологии в
обучении географии». РГПУ им. Герцена А.И., СанктПетербург, 2007.
4. Максаковский В.П. «Литературная география». М., «Просвещение»,
2006
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Гуманитарная составляющая в школьной географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.