Гуманитарная составляющая в школьной географии
Оценка 4.7

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
география
5 кл—11 кл
15.02.2018
Гуманитарная составляющая в школьной географии
В данном материале представлена информация о приемах формирования географического образа, как базового понятия гуманитарной географии. использование данных приемов в педагогической практике позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, становится дополнительным инструментом анализа многих географических характеристик территории. Кроме того, данная работа позволяет продолжить формирование универсальных учебных действий.
Голдырева Е.В. Гуманитарная составляющая в школьной географии.doc
Гуманитарная составляющая в школьной географии Голдырева Е.В.,  учитель географии  МАОУ «Лицей №8» г Перми Каким мы вообразим пространство страны,  таким оно и будет. Д. Замятин. На   современном   этапе     развития   географии   мы   наблюдаем   массированное «сращивание»    её  с целым  рядом гуманитарно­научных представлений. «Подобно путешественнику,   стремящемуся     посетить   все   уголки   мира,   география   в   своем развитии   совершает     экспансию   в   новые   предметные   области     ­   математику, экономику,  социологию,  психологию,    культурологию».      В  результате     возникла гуманитарная география  ­  междисциплинарное   научное   направление,  изучающее различные   способы  представления  и  интерпретации  земных   пространств   в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность.   Много разных    дисциплин    занимаются  образами  пространства, но каждая   ­  как  бы  по одиночке   –   какими­то   отдельными   аспектами   этой   проблемы.   Гуманитарная география собирает все эти «осколки» в одно целое и формулирует какое­то новое понятийное ядро. Базовое  понятие   гуманитарной   географии   –  географический   образ (совокупность ярких характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие ­ либо реалии пространства).    В современном обществе   чрезвычайно важна географическая грамотность населения, как одна из составляющих общей культуры. В связи с этим, важнейшим компонентом образования является географическое мышление. Оно тесно связано с   формированием  географических   образов. С   другой   стороны,   географические образы связаны с художественным, образным описанием, вызывающим устойчивый познавательный интерес, и тем самым способствуют более глубокому пониманию изучаемых   объектов   и   явлений. В   результате   создается   адекватный   образ территории, наполненный глубоким личным восприятием.   Специфика   географии   состоит   и   в   том,   что   многие   объекты   и   явления обозначаются условными знаками и символами. Поэтому очевидна необходимость подключения   дополнительного   механизма,   способствующего   более   глубокому усвоению знаний  и формированию ключевых компетентностей за счет формирования географических образов. «Учащийся должен создать, если так можно выразиться, "умственный образ" страны, т.е. мысленно представить себе конкретную и верную картину ее природы, и жизни. Такой образ никогда не изгладится из памяти" ­ писал А.С.Барков. Сложность процесса формирования географических образов возрастает при повышении уровня знаний   учащихся   об   окружающем   мире,   т.е.   когда   происходит   своеобразное нарушение   равновесия   между   знаниями   и   уровнем   мышления,   которое   можно устранить,   используя   систематическое   применение   приемов   формирования географических образов:  .  «Образ – ассоциация»   Суть его состоит в том, чтобы создать образ территории, выражая свои собственные   ассоциации   с   использованием   знаний     из   истории, литературы,   и,   конечно,   географии.   При   изучении   региональных разделов   курсов   социально­экономической   географии   формирование территориальных   образов     обычно   осуществляется   по   следующим компонентам:   природа,   экономика,   культура,   история,   экология.   На каждый   компонент   учащиеся   предлагают   по   пять   ключевых   слов, характеризующих   их   ассоциативные   представления   о   регионе   (стране, экономическом районе, субъекте РФ и т.д.). В зависимости от выборов учеников   учитель   может   определить   их   уровень   знаний   об   изучаемой территории.  «Решение задач на пересечение множеств» («Властелин колец»).     В виде   колец   представлены   ключевые   образы   территории.   Необходимо определить объект, находящийся на пересечении колец, используя карту, литературные источники, географические загадки.        1                                                 1.   Местность ровная, как стол, ? (Восточная Сибирь) 2                      К центру от краев уклон.  Не трясет, вулканов нет,  Проживем без всяких бед.  Ямбург, Уренгой, Надым,  Омск, Тюмень или Ишим?  Или выберем Сургут,  Нефти с газом много тут.            (Западная Сибирь)     2  По   природе   он   контрастен,             Всем богат, разнообразен.                         От   заснеженной   Чукотки                 До   Джугджура   и   Находки.     От   Якутии   алмазной                 До   Камчатки   непролазной.                От красот амурских прерий         До гряды землетрясений.                  (Дальний Восток) Данный приём применим при изучении любых территорий земного шара  Образ  территории  в  картинах  художников .                                                      Используя на уроках репродукции картин художников также можно   формировать   образ   территории.   Н­р,   для   сравнения предлагаются две горные системы.  Необходимо указать особенности территории на каждом изображении, провести сравнительный анализ, привести   примеры   географических   объектов   России   с   подобными характеристиками.  «Географический разбор» художественного текста.    Существует   огромное   количество   поэтических   и   прозаических произведений,  имеющих неоценимое для географии значение.  При их анализе   выявляются   географические   характеристики   объектов, территорий,   позволяющие   формировать   образное   представление изучаемого   материала,   н­р,   поэма   А.Т.   Твардовского   «За   далью   ­ даль»: Урал! Опорный край державы,  (тыл, обеспечивающий в годы Вов  фронт всем необходимым) Её добытчик и кузнец,  (развитие горнодобывающей  промышленности, металлургии) Ровесник древней нашей славы  И славы нынешней творец. (индустриальный, научный,   культурный  регион России) Семь тысяч рек,  (большой бассейн реки на  территории Русской равнины) Ни в чём нет равных: И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих вдаль – семь тысяч рек Она со всех концов собрала ­ Больших и малых – до одной, Что от Валдая до Урала (водоразделы волжских притоков)   Избороздили шар земной.                   (Волга)   «Образ – «крылатая фраза».        Географические  характеристики какого­либо   объекта, явления предлагается   подтвердить     цитатами   из   произведений   или высказываниями   великих  людей.  Н­р,  при   рассмотрении  вопросов «Будущее химической промышленности мира» (10 класс), «Будущее Пермского   метрополитена»   (8   класс)   свои   тезисы   учащиеся доказывали цитатами из произведений В. Шекспира. Географическое   моделирование   образа   территории   ­   это   одно   из наиболее   интересных   и   перспективных   направлений   развития   ­   это   дополнительный географической   науки.   Географический   образ   инструмент   анализа,   благодаря   гуманитарной   составляющей   оживляющий сухость традиционных  географических характеристик. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Замятин Д.Н. «Географические образы: что это такое?». Вестник МГУ. Серия 5. География. 2009. № 4. 2. Ильина Л.Л. «Повесть о великих реках Русской равнины».                       Л. Гидрометеоиздат, 1983. 3. Кононова Г.А. «Формирование географического образа в школьном  курсе «География России».  Сборник «Современные технологии в  обучении географии». РГПУ им. Герцена А.И., Санкт­Петербург, 2007. 4. Максаковский В.П. «Литературная география». М., «Просвещение»,  2006

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии

Гуманитарная составляющая в школьной географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018