Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н. Мальковской, Н.П. Шульца и др. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе, проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В. Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся.
Иконка файла материала Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.doc
Гуманизация   образования   и   отношения сотрудничества в педагогике. Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить   педагогически   целесообразные   отношения   с   учащимися.   Данное положение   обосновано   в   работах   Е.Н.   Ильина,   Я.Л.   Коломенского,   Т.Н. Мальковской, Н.П. Шульца и др. Удовлетворение   же   отношениями   с   учителями   наоборот   вызывает бодрое   настроение   учащихся,   жизнерадостность   и   способствует   развитию творческой   активности,   продуктивности   познавательной   деятельности.   Об этом   свидетельствуют   практические   исследования   состояния   отношений   в школе, проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В. Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на уровень   личностного   взаимодействия   означает   превращение   его   в сотрудничество учителя и учащихся. Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и   ученика   в   учебной   деятельности   определили   Ш.А.   Амонашвили,   А.С. Белкин,   А.А.   Бодалёв,   И.Л.   Волков,   А.С.   Высотский,   Е.Н.   Ильин,   Я.Л. Коломинский, Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов. Анализ   психолого­педагогической   литературы   показал,   что   именно отношения   сотрудничества   наиболее   эффективно   способствуют   развитию учащихся   как   субъектов   деятельности   и   становлению   активной   жизненной позиции   воспитанников   в   целом,   поскольку   категория   “сотрудничество” являет собой сложное единство: а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании; б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”,   активности   и предусматривающего   проявления   самостоятельности, организованности;в)   формы   взаимодействия   учителя   и   учащихся,   когда   труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Сотрудничество   (по   мнению   Дьяченко)   ­   наивысший   уровень согласованности   позиций   в  деятельности,  на   языке   психологической   науки организация   субъект­   субъектных   отношений   в   совместной   деятельности. Основными признаками сотрудничества выделяют:  целенаправленность (стремление к общей цели);  мотивированность   (активное,   заинтересованное   отношение   к   совместной деятельности);  целостность (взаимосвязанность участников деятельности);  структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);  согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);  организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);  результативность (способность достигать результата). Сотрудничество   не   является   самоцелью,   а   налаживается   для   того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:  осознание   общей   цели,   которое   мобилизует   учителя   и   учащихся; стремление   к   её   достижению,   взаимная   заинтересованность   в   этом, положительная мотивация деятельности; высокая   организация   совместного   учебного   труда   участников   учебного процесса,   их   общие   усилия;   взаимная   ответственность   за   результаты деятельности;  активно­   положительный,   гуманистический   стиль   взаимоотношений учащихся   и   взрослых   (педагогов,   работников   внешкольных   учреждений) при   решении   учебных   задач;   взаимное   доверие,   доброжелательность, взаимопомощь   при   затруднениях   и   учебных   неудачах.   Этот   стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей ­ у детей (школьников);  методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятель­ ность, практическую и  интеллектуальную  инициативу,  творчество. Она  исключает   принуждение,    монополию   педагогов   на    интерпретацию  знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;  взаимодействие   учащихся   друг   с   другом,   их   деловое   общение   и коллективная ответственность за результат общего труда (3). Таким   образом,  сотрудничество   в  обучении   мыслится   не   только   как помощь   ученику   при   решении   сложных   учебных   задач,   не   только   как объединение   усилий   педагогов   и   учащихся,   но   и   как   самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или   временных   контактов   с   внешкольной   средой.   При   таком   понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного   интереса   и   доверия.   Если   ученик   хоть   на   какой­   то   момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей­ неволей ему   приходится   проявлять   инициативу   и   самостоятельность.   Поэтому педагогически   ценным   является   поведение,   побуждающее   сотрудничество, которое   стимулирует   эти   качества   ученика   в   школе   и   за   её   пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.Начиная с 60­х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества,   совместного   действия,   необходимости   понимания   чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. В   гуманистической   педагогике   человек   рассматривается   как   высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно­ техническую информацию, но   и   гуманитарные   личностно­   развивающие   знания   и   умения,   опыт творческой   деятельности,   эмоционально   ценностное   отношение   к   миру   и человеку   в   нём,   а   также   систему   нравственно­   этических   чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Смена парадигмы современного образования ­ гуманизации всех сфер жизнедеятельности   человека   ­   делает   актуальной   проблему   развития личности.   Эффективное   развитие   личности   возможно   только   в   процессе овладения   окружающей   действительностью,   опытом   предшествующих поколений,  культурой,  собственным   положительным   опытом   общественных отношений.   Это   возможно   только   через   активную   деятельность   (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ). Деятельность   ­   это   специфическая   человеческая   форма   активного отношения   к   окружающему   миру,   содержание   которого   составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры (12). Таким   образом,   в   понятии   деятельности   мы   можем   выделить   три составляющих элемента­ человек (субъект деятельности), действительность (объект деятельности), процесс взаимодействия между ними. Субъект  Взаимодействие ОбъектПсихолог   А.Н.   Леонтьев   в   качестве   главного   признака   деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование   того   или   иного   предмета   (части)   окружающей действительности (13). В   качестве   предмета   деятельности   выступает   какая­либо   часть окружающей   действительности   (элемент,   явление,   процесс   и   т.п.). Взаимодействие   человека   с   предметом   деятельности   обеспечивает удовлетворение   его   потребностей.   Предмет   деятельности   –   это   тот вещественный   или   идеальный   продукт,   ради   которого   осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта деятельности) (16,472). Гуманизация   ­   ключевой   элемент   нового   педагогического   мышления, утверждающего   полисубъектную   сущность   образовательного   процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу ­ способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы (16,508):Традиционная парадигма Всегда знай, как ребёнок должен себя   вести.   Система   требований­ главное в твоей работе. Умело   управляй   коллективом­ это   твоё   оружие.   Всегда   знай правильный ответ на свой вопрос. Ты­ хранитель знаний, хранитель правильных   ответов.   Не   позволяй ученику усомниться в твоей правоте. Учёба­ главное в жизни ребёнка, его   работа,   его   долг.   Хороший ученик­   хороший   ребёнок,   плохой ученик­ плохой ребёнок. На   уроке   все   должны   быть внимательными, все должны слушать тебя   и   только   тебя.   Кто отвлекается­   нарушитель,   накажи его. За неправильный ответ­ накажи. За подсказку ­ накажи, за опоздание­ накажи.   За   крик,   бег,   нарушение формы­   накажи.   Не   оставляй нераскрытым   ни   одно   нарушение. Найди виновного, а если не удаётся­ накажи   всех.   Родители­   твои союзники. Добейся от них контроля за   ребенком   и   информации   о   его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители­ одна сила. Хорошо   учиться­   это   значит хорошо выполнять твои задания. Ты­ образец,   твоё   решение   задачи­ образец,   твоя   грамотность,   твои навыки­ образец. Если ты потеряешь лидерство­ ты больше не учитель. Гуманистическая парадигма Нет   ответов   правильных   и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи. Доверяй   ребёнку   больше,   чем   написанным   начальству, себе, правилам. Откажись   от   подозрений,   если ребёнок   нарушит   правило­   у   него была причина это сделать. Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. суверенитет ребёнка чем контролировать каждый его шаг.   Познать   рискованнее,     знания. Не   враги   родители   ребёнку,   не заставляй   их   доносить.   Спеши признать незнание свое. Откажись от определений­   простое   сведение   не заменит     Не   требуй заучивания правил­ знание не в них, а в   способности   открывать   и воспользоваться.   Не   сравнивай одного   с   другим,   все   хороши   по­ разному. Сравни его сегодняшнего, с ним   завтрашним.   Не   следуй   строго плану ­ он принадлежит только тебе. Гораздо   важнее   то,   как   мы открыли,   чем   то,   что   мы   открыли. Знание  приходит,  когда  я понимаю, как я понял. Не   сторож   ты   ученику,   не следователь, не судья. Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках. Не   ошибается   он,   а   ищет   свой путь.Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель­ ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё. Приоритетными   для   учителя   становятся   знания   о   взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:  создание отношений доверия между учителем и учащимися;  обеспечение   сотрудничества   критерии   решений   между   участниками учебно­воспитательного процесса;  актуализация мотивационных ресурсов учения;  развитие   у   учителя   личностных   установок,   наиболее   адекватных гуманистическому обучению;  помощь учителям и учащимся в личностном развитии. В   построении   гуманистического   обучения   важную   роль   играют личностные   установки   учителя.   В   качестве   основных   К. Роджерсом выделяются следующие:  “открытость”   учителя   своим   собственным   мыслям,   чувствам, переживаниям,   а   также   способность   открыто   выражать   их   в межличностном общении с учащимися;  выражение   внутренней   уверенности   учителя   в   возможностях   и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что   принято   называть   “педагогическим   оптимизмом”,   “опорой   на дополнительные качества воспитанника”;  видение   учителем   поведения   учащегося,   оценка   его   реакций,   действий, поступков   с   точки   зрения   самого   учащегося;   это­   так   называемое “эмпатическое   понимание”,   которое   во   время   общения   с   учащимися позволяет   учителю,   говоря   словами   американского   ученого­   педагогаК. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (2). Таким   образом,   в   ситуациях,   при   которых   учитель   понимает   и принимает   внутренний   мир   своих   учеников,   естественно   ведет   себя,   и,   в соответствии   со   своими   внутренними   переживаниями,   доброжелательно относится   к   учащимся,   он   создает   все   необходимые   условия   для гуманистического общения.