Характеристика и состав принципов управления в рыночной экономике

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002396.docx

§ 1. Характеристика и состав  принципов управления в рыночной экономике      

Важное значение для эффективного менеджмента имеет

соблюдение существующих принципов управленческой деятельности.                                          

 Под принципами менеджмента понимаются:          

— руководящие правила;                          

— основные положения и нормы, которыми руководствуются работники аппарата управления, менеджеры в своей деятельности.

Принципы управления формулируются на основе требо­ваний экономических и социологических законов, а также обобщения опыта управленческой работы. Источником фор­мирования принципов, наряду с законами, является также система ценностей, присущих конкретному обществу.

Существует определенная взаимосвязь между законами, принципами и методами управления. Принципам, как прави­ло, должны следовать, а методы выбираются.

Пример: закон спроса и предложения, его требование о необходимости сбалансированности спроса и предложения проявляется в принципе ориентации на потребителя. Со­блюдение данного принципа связано с использованием мно­гочисленных методов изучения спроса (анализом статисти­ческих данных, опросом покупателей, экспертов и др.).

Принципы управления регулируют взаимоотношения как внутри фирм, так и их взаимодействие с внешней средой (поставщиками, покупателями).

Правила управленческого поведения (принципы) не имеют юридической силы. Они принимаются добровольно руководите­лями, превращаясь в моральные обязательства или нормативы.

Принципы не остаются неизменными. Их состав обновля­ется при соответствующих изменениях в условиях деятель­ности предприятий. Пример: принцип единства политичес­кой, хозяйственной деятельности и государственного руко­водства в плановой экономике заменен в рыночных условиях Принципом разграничения политического, хозяйственного и государственного руководства.

Существуют общие принципы менеджмента, принципы деятельности отдельных фирм, а также принципы выполне­ния управленческих функций.

В составе общих принципов управления выделяются сле­дующие принципы:

• Принцип эффективности. Выражает степень достиже­ния целей фирмы, соотношение между полученным резуль­татом и затратами. Руководителям необходимо своевремен­но обнаружить предпосылки успеха и неудачь предприятия.

В составе предпосылок успеха могут быть:

— четкое определение жизненного кредо (миссии) пред­приятия и доведение ее до каждого работника предприятия,

— сочетание целей компании с естественным поведением людей, их собственной мотивацией;

— справедливое распределение доходов, которое обес­печивается тремя элементами: капиталом, трудом и менедж­ментом;

— оригинальная технология, обеспечивающая технологическую независимость предприятия;                     

— высококвалифицированные менеджеры, способные использовать имеющиеся резервы и возможности получать максимальную прибыль и др.                              

Причинами неудачь предприятия являются:         

— крайне централизованный или "разбухший" управлен­ческий аппарат;                                     

— громоздкая система процедур при принятии текущих решений, что замедляет реакцию на требования рынка;   

—    рост числа совещаний для выработки решения;       

ослабление взаимодействия между подразделениями предприятия;                                        

 сокрытие от руководства неблагоприятных сведений и др.

•Принцип ориентации на потребителя. Означает необходимость производить ту продукцию, в реализации которой  уверены. Для этого на предприятиях развивается маркетинговая деятельность.                                   

•Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного руководства. Не следует допускать сращивания указанных органов.                 

 •Принцип диверсификации. Оозначает получение предприятием прибыли за счет проникновения в другие отрасли ця деятельности для обеспечения финансовой устойчивости.   

Различают диверсификацию:                        ^

  -синергетическую — проникновение во взаимосвязанные, смежные отрасли деятельности;                   

 - конгломератную — проникновение в отрасли, не свя­занные между собой.

•Принцип социальной ответственности. Суть его состоит в соблюдении правил безопасности труда на пред­приятии, обеспечении высокого качества выпускаемой про­дукции, своевременной уплате налогов, оплате труда ра­ботников, соблюдении экологических норм, создании благо­приятного климата в коллективе, предупреждении высокой текучести кадров, благотворительной деятельности, работе с общественностью.

• Принцип системности. Выражает необходимость уче­та многообразных связей между фирмой, ее элементами и внешней средой для разработки стратегии развития пред­приятия, принятия других управленческих решений.

• Оптимальное сочетание централизации и децентра­лизации в управлении, горизонтальных и вертикальных свя­зей. При этом под централизацией понимается сосредоточе­ние прав принятия решения в центральном органе управле­ния фирмой.

Децентрализация предполагает передачу полномочий для принятия управленческих решений по регулированию опера­тивно-хозяйственной деятельности подведомственным орга­низациям, филиалам, отделениям.


 

Скачано с www.znanio.ru