Характеристика младшего школьного возраста

  • docx
  • 27.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реферат Младший школьный возраст.docx

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Педагогический институт

_____________________________________________________________

Кафедра начального, дошкольного образования и социального управления

 

                  

                  

                  

 

 

 

 

Психическое развитие в младшем школьном возрасте

 

Реферат по УЭМ 1 «Возрастная психология»

по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование

(профиль «Начальное образование»)

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

___________ Т. В. Архиреева

 «___»___________ 2024 г.

 

 

 

 

Студент группы 3251 зо

___________ И. И. Александрова

«___»____________2024 г.

 

 

 

 

Оглавление

Возрастные границы ………………………………………………………...

3

Социальная ситуация развития ……………………………………………..

3

Проблема психологической готовности к школьному обучению ………..

4

Ведущая деятельность младшего школьника………………………………

5

Основные психологические новообразования младшего школьника……

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Возрастные границы. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка определяется во многом социальными изменениями, существующими в современной системе образования. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры в жизни ребенка – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто период присутствия ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни [4].

В классической возрастной периодизации, сложившейся в русле культурно-исторического подхода и детально проработанной Д. Б. Элькониным, под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться.

Социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»). Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение [3].

Проблема психологической готовности к школьному обучению. В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин [5].

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:

1. Личностная готовность – уровень развития мотивационной сферы; наличие познавательных интересов; стремление занять свое особое место в системе социальных отношений; «внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению; развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность – ориентировка в окружающем, запас знаний; уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления; умение обобщать и дифференцировать предметы и явления; развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность – мелкая моторика; крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности – умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого; самостоятельно действовать по заданию; ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы [6].

Готовность к школьному обучению – это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов [5].

Ведущая деятельность младшего школьника. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении [3].

Предмет деятельности учения – знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности [2].

Результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Структура учебной деятельности включает: мотивы; учебные задачи; учебные действия; действия контроля; действия оценки [3].

Полноценная учебная деятельность включает умения: выделять и удерживать учебную задачу; самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; использовать законы логического мышления; владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности [6].

Основные психологические новообразования младшего школьника. В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

1. Познавательное развитие. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными. Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета. Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования [6].

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля [1].

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня [2].

В области восприятия происходит переход от непроизвольности восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом [6].

Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. Важно донести до ребенка идею необходимости активной работы с запоминаемым материалом и его определенной организации. Необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. На основе теоретического мышления формируется новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учебного материала [4].

Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной [1].

2. Развитие личности в младшем школьном возрасте. В возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны [2].

В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Мы уже отмечали, что мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия – содержательной или формальной, а планирование – по существенным признакам или по частичным основаниям.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста таковы:

1) произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий — всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя;

2) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М.: дом Высшей школы экономики, 2012 – 526 с.

2.     Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект: Трикста, 2011. - 432 c.

3.     Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, 2013. - 464 c.

4.     Психология у детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум. / под. общ. ред. А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 584 c.

5.     Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Питер, 2013. - 304 c.

6.     Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2015.