Таблица 1. Характеристика возрастных периодов
| 
 Период  | 
 Социальная ситуация развития  | 
 Ведущая деятельность  | 
 Сензитивные периоды  | 
 Психические процессы (центральная психическая функция)  | 
 Новообразования  | 
 Кризисы  | 
 Диагностические методики  | 
| 
 Младенчество  | 
 Взрослый→ребенок, ребенок неотделим от матери, беспомощность, зависимость  | 
 Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми  | 
 Сенсорика – развитие органов чувств и эмоциональных процессов  | 
 Личностная (потребностно – мотивационная)  | 
 Потребность в общении. Эмоциональные отношения, перцептивная память  | 
 Новорожденности (месяц после рождения), кризис 1 года –встать на ноги и пойти  | 
 Таблицы развития Гезелла, Карточки Д. Лешли, Шкала развития младенцев Н. Бейли, шкалы развития Ж. Пиаже и др.  | 
| 
 Ранний возраст  | 
 Взрослый = ребенок Взрослый является образцом, носителем культурно-исторического опыта 
  | 
 Предметно-манипулятивная деятельность  | 
 Речь. Формирование наглядно-действенного мышления. Эмоциональная реакция на похвалу.  | 
 Познавательные процессы  | 
 Речь и наглядно-действенное мышление  | 
 Кризис 3 лет –самоутверждение, первые ощущения собственной личности  | 
|
| 
 Дошкольный возраст  | 
 Ребенок→ Взрослый Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.  | 
 Ролевая игра  | 
 Речь. Память. Наглядно-образное мышление.  | 
 Личностная (потребностно – мотивационная)  | 
 Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности  | 
 Кризис дошкольного возраста  | 
 «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн, Методика
   Методики раскрывают возрастные умения, подготовленность  | 
| 
 Младший школьный возраст  | 
 ребенок←сверстники Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий 
  | 
 Учение  | 
 Формирование умений и навыков учебной деятельности. Познавательная и деятельностная активность. Память. Мышление  | 
 Интеллектуально-познавательная  | 
 Производительность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.  | 
 Кризис 7 лет, смена деятельности  | 
 «Диагностика точности и скорости восприятия» Л. Ф. Тихомировой, «Тест Пьерона-Рузера», «Арифметический тест Векслера» методика О. С. Газман И Н. Е. Харитоновой «Оценка речи младших школьников» и др. 
 
  | 
| 
 Подростковый возраст  | 
 подросток=сверстники сверстник как объект и субъект отношений  | 
 Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовое обучение  | 
 Навыки общения в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми. Нравственные чувства, взгляды, идеалы.  | 
 Личностная (потребностно – мотивационная)  | 
 Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни  | 
 Подростковый –попытка отделения от взрослого  | 
 тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения Мотивация обучения в вузе Т.Н. Ильина, тест Розенцвейга, тест Айзенка, смысложизненные ценности и др. 
  | 
| 
 Юношеский возраст  | 
 Взрослый как старший соратник  | 
 Учебно- профессиональная  | 
 Воля. Самоконтроль. Самовоспитание. Убеждения и идеалы. Нравственное мировоззрение  | 
 Познавательная  | 
 Мировоззрение, профессиональные интересы, первая любовь  | 
 Кризис самоопределения  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.