Таблица 1. Характеристика возрастных периодов
Период |
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятельность |
Сензитивные периоды |
Психические процессы (центральная психическая функция) |
Новообразования |
Кризисы |
Диагностические методики |
Младенчество |
Взрослый→ребенок, ребенок неотделим от матери, беспомощность, зависимость |
Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми |
Сенсорика – развитие органов чувств и эмоциональных процессов |
Личностная (потребностно – мотивационная) |
Потребность в общении. Эмоциональные отношения, перцептивная память |
Новорожденности (месяц после рождения), кризис 1 года –встать на ноги и пойти |
Таблицы развития Гезелла, Карточки Д. Лешли, Шкала развития младенцев Н. Бейли, шкалы развития Ж. Пиаже и др. |
Ранний возраст |
Взрослый = ребенок Взрослый является образцом, носителем культурно-исторического опыта
|
Предметно-манипулятивная деятельность |
Речь. Формирование наглядно-действенного мышления. Эмоциональная реакция на похвалу. |
Познавательные процессы |
Речь и наглядно-действенное мышление |
Кризис 3 лет –самоутверждение, первые ощущения собственной личности |
|
Дошкольный возраст |
Ребенок→ Взрослый Взрослый как носитель социальных и личностных отношений. |
Ролевая игра |
Речь. Память. Наглядно-образное мышление. |
Личностная (потребностно – мотивационная) |
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Кризис дошкольного возраста |
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина, методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн, Методика
Методики раскрывают возрастные умения, подготовленность |
Младший школьный возраст |
ребенок←сверстники Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий
|
Учение |
Формирование умений и навыков учебной деятельности. Познавательная и деятельностная активность. Память. Мышление |
Интеллектуально-познавательная |
Производительность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Кризис 7 лет, смена деятельности |
«Диагностика точности и скорости восприятия» Л. Ф. Тихомировой, «Тест Пьерона-Рузера», «Арифметический тест Векслера» методика О. С. Газман И Н. Е. Харитоновой «Оценка речи младших школьников» и др.
|
Подростковый возраст |
подросток=сверстники сверстник как объект и субъект отношений |
Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовое обучение |
Навыки общения в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми. Нравственные чувства, взгляды, идеалы. |
Личностная (потребностно – мотивационная) |
Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Подростковый –попытка отделения от взрослого |
тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения Мотивация обучения в вузе Т.Н. Ильина, тест Розенцвейга, тест Айзенка, смысложизненные ценности и др.
|
Юношеский возраст |
Взрослый как старший соратник |
Учебно- профессиональная |
Воля. Самоконтроль. Самовоспитание. Убеждения и идеалы. Нравственное мировоззрение |
Познавательная |
Мировоззрение, профессиональные интересы, первая любовь |
Кризис самоопределения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.