Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Характеристика группы и коллектива.
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные
формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы
своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов:
номинальная группа, группаассоциация, группакооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации,
для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем
общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне
члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа
автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в
отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению
замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,
межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей
общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей
своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого
члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.
Термин “ Социальная психология” так обозначен Л.С. Выготским:
Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного
человека”. “Коллективная” психология в его понятии, совпадает с
традиционным “Все в нас социально, но это не означает, что все свойства
психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы”
[1,128]. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем
ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена
коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем
качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма несводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не
сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и
зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько
социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,
начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование
группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так
как человеческая личность является главным материалом для ее создания.
А.В. Петровский [9,112] считает при классификации групп определять
степень их развития, учитывая характер межличностных отношений,
формирующихся в зависимости от ценностноориентационного единства
группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу,
общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим
образом:
Диффузная группа в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием
групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация группа, в которой взаимоотношения опосредуются только
личностно значимыми целями.
Корпорация взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но
ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив взаимодействия опосредуются личностнозначимым и
общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж,
расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и
общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в
целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во
взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам
известно, что это предположение верно лишь от части. В действительностипри множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение,
происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях.
Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной
или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой
связи не является простым, ясным. С одной стороны установки человека
связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к
которым он принадлежит. С другой стороны изменение влияния престижа,
лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них
низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний
показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими
группами.
Как признание этого факта термин “референтная группа”, впервые
употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой
группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала
развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для
обозначения двух видов отношений между индивидом и группой [14].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа
находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для
проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть
худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит
от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она
представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон
личности с одновременным торможением лучших устремлений.1.2.3 Понятие “самооценка”.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,
способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к
фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4,24].
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка своей внешности, различных черт характера. В общей, или
глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое
переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо
занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и
различаться по степени устойчивости,
низкой,
критичности.
самостоятельности,
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и
неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых
формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях
устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут поразному
взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять
друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной
самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая
личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет
важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношениемее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели
перед собой ставит.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его
основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности
потребностью. Уровень притязаний – это тот практический результат,
которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической
деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,
которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,
определяющий удовлетворенность или
нормализации.
неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое
Как фактор,
значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение
успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае,
когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с
наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической
жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями
регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению
самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно
соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами
деятельности.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная
самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют
сформировать многомерное образование, которое называется «Я –
концепцией» и составляет ядро личности. Я концепция — это более или
менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений
человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими
людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания
личности, каким является самооценка, выступает необходимым условиемгармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими
людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
Самооценкаотношение человека к своим способностям, возможностям,
личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть
правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что
он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек
оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с
тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в
действительности есть, то у него самооценка заниженная. В противном же
случае самооценка у него завышена.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она
свойственна, но и окружающих. Конфликтные ситуации, в которых
оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной
самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с
ним, для нормального общения.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней
отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная
активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.