Характеристика группы и коллектива.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Иконка файла материала Характеристика группы и коллектива.doc
Характеристика группы и коллектива. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы   коллективных   отношений,   которые   проходят   определенные   этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа­ассоциация, группа­кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для   которого   характерно   довольно   высокое   внутреннее   единство   по   всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены   группы   идентифицируют   себя   с   ней   (моя   группа).   Однако   группа­ автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой   из   вне   группы,   но   отличающейся   внутригрупповой   антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей   целью   создание   условий   для   раскрытия   индивидуальности   каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин   “   Социальная   психология”   так   обозначен   Л.С.   Выготским: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека”.   “Коллективная”   психология   в   его   понятии,   совпадает   с традиционным “Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче   и   богаче   индивидуальность,   выше   уровень   развития   каждого   члена коллектива,   тем   более   дееспособным,   человечным   в   общественном   своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма несводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость   социальной   коллективности   определяется   тем,   насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом. Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.   Петровский   [9,112]   считает   при   классификации   групп   определять степень   их   развития,   учитывая   характер   межличностных   отношений, формирующихся   в   зависимости   от   ценностно­ориентационного   единства группы   (оптимальное   совпадение   целей,   связывающих   личность,   группу, общество). Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом: Диффузная группа ­ в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями. Ассоциация   ­   группа,   в   которой   взаимоотношения   опосредуются   только личностно значимыми целями. Корпорация   ­   взаимоотношения   опосредуются   личностно   значимыми,   но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Коллектив   ­   взаимодействия   опосредуются   личностнозначимым   и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В   них   оптимально   могут   сочетаться   личные,   коллективные   и общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом   ставит   своей   задачей   достижение   максимального   сближения   во взглядах   и   выборах,   стремясь   выработать   общую   позицию.   Однако   нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительностипри множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или   нескольким   социальным   группам   или   связаны   с   ними.   Характер   этой связи не является простым, ясным. С одной стороны ­ установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны ­ изменение влияния престижа, лидерства   мнений,   отвержение   членских   групп   теми   кто   занимает   в   них низкий   статус,   а   также   влияние   внешних   групп   на   уровень   притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами. Как признание этого факта ­ термин “референтная группа”, впервые употребленный   Хаймоном,   стал   использоваться   для   обозначения   любой группы,   с   которой   индивид   соотносит   установки.   Одновременно   стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой [14]. Замечена   закономерность:   чем   ближе   по   уровню   своего   развития   группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления   лучших   сторон   личности   и   торможения   того,   что   в   ней   есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от   коллектива,   (а   ближе   к   корпорации),   тем   больше   возможности   она представляет   для   проявления   в   системе   взаимоотношений   худших   сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.1.2.3 Понятие “самооценка”. Самооценка   –   это   оценка   личностью   самой   себя,   своих   возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным   образованиям   личности.   Она   в   значительной   степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4,24]. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка своей внешности, различных черт характера. В общей, или глобальной   самооценке   отражается   одобрение   или   неодобрение,   которое переживает человек по отношению к самому себе. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать   свои   успехи,   достижения).   Самооценка   может   быть   высокой   и   различаться   по   степени   устойчивости, низкой, критичности.   самостоятельности, Процесс   формирования   глобальной   самооценки   противоречив   и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется   глобальная   самооценка,   могут   находится   на   разных   уровнях устойчивости   и   адекватности.   Кроме   того,   они   могут   по­разному взаимодействовать   между  собой:   быть  согласованными,  взаимно   дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности. Итоговым   измерением   Я,   формой   существования   глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная   черта,   и   поддержание   его   на   определенном   уровне   составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношениемее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе   лежит   такая   самооценка,   сохранение   которой   стало   для   личности потребностью.   Уровень   притязаний   –   это   тот   практический   результат, которого   субъект   рассчитывает   достичь   в   работе.   В   своей   практической деятельности   человек   обычно   стремится   к   достижению   таких   результатов, которые   согласуются   с   его   самооценкой,   способствуют   ее   укреплению,   определяющий   удовлетворенность   или нормализации. неудовлетворенность   деятельностью,   уровень   притязаний   имеет   большое   Как   фактор, значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда   сами   успехи   или   неудачи   связываются   субъектом   деятельности   с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Следовательно,   функции   самооценки   и   самоуважения   психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции   поведения   и   деятельности   человека.   Благодаря   включению самооценки   в   структуру   мотивации   деятельности   личность   постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Знания,   накопленные   человеком   о   самом   себе,   а   также   глобальная самооценка,   формирующаяся   на   основе   таких   знаний,   позволяют сформировать   многомерное   образование,   которое   называется   «Я   – концепцией» и составляет ядро личности. Я ­ концепция — это более или менее   осознанная,  переживаемая   как   неповторимая   система   представлений человека   о   себе,   на   основе   которой   он   строит   взаимодействие   с   другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. Таким   образом,   важнейший   компонент   целостного   самосознания личности,   каким   является   самооценка,   выступает   необходимым   условиемгармонических   отношении   человека   как   с   самим   собой,   так   и   с   другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Самооценка­отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным   качествам,   а   также   к   внешнему   облику.   Она   может   быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной. Если   человек   недооценивает   себя   по   сравнению   с   тем,   что   он   в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В противном же случае самооценка у него завышена. Неадекватная   самооценка   осложняет   жизнь   не   только   тех,   кому   она свойственна,   но   и   окружающих.   Конфликтные   ситуации,   в   которых оказывается   человек,   очень   часто   являются   следствием   его   неправильной самооценки. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Самооценка   является   сложным   личностным   образованием.   В   ней отражается   то,   что   человек   узнает   о   себе   от   других,   и   его   собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.