"Хатынь: трагедия и память"
Оценка 4.8

"Хатынь: трагедия и память"

Оценка 4.8
docx
20.10.2020
"Хатынь: трагедия и память"
хатынь готовое.docx

Тема: «Хатынь: трагедия и память»

Цель :

создать подробную картину  фашистского  акта бесчеловечности на примере

  Хатыни   /познакомить ребят с трагедией белорусской деревни, уничтоженной фашистами в 1943 году/;

воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию.

Оборудование:Слайды сопровождаются музыкой – реквием Моцарта

 

 

 

 

Ход занятия.

   За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной   кровопролитных войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разрушения.

Самые большие потери белорусский народ понес в годы Великой Отечественной войны.

Общий замысел войны против СССР и указания по ее подготовке и ведению были изложены в директиве № 21 от 18 декабря 1940года, получившей условное наименование «Барбаросса». Фашистское командование намеревалось путем «молниеносной войны» в течении 8-16 недель захватить европейскую территорию Советского Союза.

В соответствии с этой директивой планировалось использовать почти все сухопутные силы Германии, а также финляндские, румынские и венгерские войска общей численностью 190 дивизий.

Для нападения на СССР были созданы три мощные группы - «Север», «Центр», «Юг» .

Группировка немецких армий «Центр» была ориентированна на разгром советских войск в Белоруссии с последующим наступлением на Смоленск и Москву. В ее состав входили две армии), две танковые группы - всего 50 дивизий и 2 бригады. Наступление группы армий «Центр» поддерживал 2-ой воздушный флот - самый сильный в нацистской армии.

Наряду с подготовкой военных планов, готовилась программа чудовищных злодеяний на территории, подлежащей оккупации.

В 1940г. был разработан Генеральный план «Ост» - план, связанный с одной из главных целей германского руководства захвата необходимого для процветания третьего рейха «жизненного пространства», его колонизации, освобождение «жизненного пространства» от «излишнего» коренного населения. Отсюда и вытекала стратегическая концепция ведения войны на Востоке - войны на уничтожение. Победить на Востоке было недостаточно. Необходимо было уничтожить армию, страну, народ.

Гитлер заявлял: «Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

30 марта 1941 г. на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер подчеркнул, что в войне против Советского Союза борьба будет вестись «на уничтожение», что «борьба будет сильно отличаться от борьбы на Западе. На Востоке жестокость мягка для будущего». В соответствии с генеральным планом «Ост» предусматривалось уничтожение на территории СССР и Польши 120-140 млн.человек.

Основные направления этой политики были изложены Гиммлером в секретном мемориандуме

Страшная судьба была уготована белорусскому народу.

Во всех крупных городах Белоруссии фашисты намеревались создать поселения для привилегированных слоев немецкого общества. Количество местного населения, которое можно было бы оставить в этих городах определялось точным расчетом: на каждого господина «высшей расы», два раба «низшей» расы. Так в Минске и области намечалось поселить 50 тысяч немецких колонистов и оставить 100 тысяч местного населения, в Молодечно и его окрестностях - соответственно 7 тысяч немцев и 15 тысяч белорусов, в Барановичах 10 тысяч немцев и 20 тысяч местных жителей, в Гомеле - 30 тысяч немцев и 50 тысяч местных жителей, в Могилеве и Бобруйске - по 20 тысяч немцев и 50 тысяч жителей.

Такие документы как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план "Барбаросса")», датированная 13 марта 1941г., освобождали фашистских солдат от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.

К концу августа 1941г. была оккупирована вся территория Белоруссии.

Осуществление нацистами политики геноцида белорусского народа началось с первых дней войны. Расстрелы и массовое уничтожение белорусского народа приобрели огромные размеры.

Солдаты и офицеры вермахта повсеместно совершали расправы над гражданским населением.

 

Дневниковые записи, донесения и отчеты, найденные в архивах, свидетельствуют о чудовищных злодеяниях гитлеровских солдат и офицеров.

Обер-ефрейтор вермахта Иоганнес Гердер писал в своем дневнике в первые месяцы пребывания на белорусской земле:
«25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять.
29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу.
   Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда».

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.)  гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций.

   Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции.

 

 

В осенне-зимний период 1943/44гг. проведение тактики «выжженной земли» приняло наиболее широкие масштабы. В последний период фашистской оккупации роль гитлеровского вермахта в осуществлении политики тотального опустошения оккупированной территории проявилась в создании специальных команд поджигателей. В их задачу входило при отходе фашистких войск проводить полное опустошение оставляемой территории. Население уничтожалось или угонялось в Германию. Одним из основных приемов и способов осуществления политики тотального опустошения и «выжженной земли», явилось массовое уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. Как правило гитлеровцы сгоняли людей в один дом, сарай или гумно, наглухо его закрывали, а затем поджигали.

 

В зоны пустынь превращались целые районы Белоруссии.

Белорусский народ не смирился с фашистской оккупацией. Первые партизанские отряды в Белоруссии действовали в тылу врага уже в июне-июле 1941г. Проявляя мужество и героизм, не щадя ни сил, ни жизни они упорно и настойчиво громили врага. К ноябрю 1942г. партизанское движение в Белоруссии стало массовым. К концу 1943г. партизаны стали вытеснять оккупантов не только из отдельных деревень, но и целых районов Белоруссии, 60% территории Белоруссии контролировали партизаны. Партизаны, ведя непрерывные бои, спасли многие тысячи мирного населения от уничтожения и от угона в фашистское рабство. Действия партизан угрожали немецкой обороне на восточном фронте, негативно влияя на поставку воинских резервов, отвлекая вооруженные силы вермахта.

В феврале-марте 1943 года  в Белоруссии, а также в Псковской области, немецким командованием проводилась антипартизанская операция под названием «Зимнее волшебство» (нем. Winterzauber) — в рамках которой, и была уничтожена деревня Хатынь.

22 марта 1943 года в деревню вошёл 118-ый батальон охранной полиции (Schutzpolizei), который был переброшен в Белоруссию в июле 1943 года , и окружил её. Батальон был сформирован в июне 1942 года в районе Киева главным образом из бывших военнослужащих Красной Армии, попавших в Киевский котел. Операция проводилась под руководством специального соединения СС Дирлевангер (нем. "SS-Sonderregiment Dirlewanger").
Немецким «шефом» 118-го карательного батальона был эсэсовский майор Эрих Кернер, командовал батальоном изменник Родины майор Смовский. По приказу Кернера и Смовского предатели-полицейские под руководством Васюры согнали всех жителей Хатыни в колхозный сарай, заперли в нем людей, в том числе грудных детей, обложили соломой, облили бензином и подожгли.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени — расстреливали из автоматов и пулемётов. Сама деревня была полностью уничтожена.

Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена нацистами и обе девушки погибли.



Поджег сарай некий переводчик-полицейский Лукович. За пулеметами, установленными у дверей сарая, находились каратели Гуцило, Катрюк .После войны за участие в этой карательной операции был осуждён бывший старший лейтенант Красной Армии, а на момент операции начальник штаба 118-го охранного батальона Григорий Васюра; командир взвода этого же батальона бывший кадровый лейтенант Красной Армии Василий Мелешко

В ноябре — декабре 1986 г. в Минске состоялся процесс над Григорием Васюрой. 14 томов дела № 104 отразили множество конкретных фактов кровавой деятельности фашистского карателя. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Васюра признан виновным в преступлениях и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Во время суда было установлено, что им лично было уничтожено более 360 мирных женщин, стариков, детей.

В 54 километрах от города Минска, в одном из красивейших уголков минщины, который, кажется самой природой сотворён для жизни, радости и счастья людей, как памятник непокорённому народу, как вечная скорбь о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, как страстный призыв к борьбе за сохранение мира, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс «Хатынь».

Слайд 1.

Мемориальный комплекс Хатынь.

Слайд 2.

Ученик 2. Указатель «Хатынь». Бывшая деревня Логойского района Минской области Белоруссии, сожженная вместе с жителями немецкими карателями 22 марта 1943 года. В 1969 году на месте Хатыни открыт мемориальный архитектурно – скульптурный комплекс, посвященный памяти жителей белорусских сел и деревень. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га.

Слайд 3.

Ученик 1. В центре мемориала возвышается бронзовая скульптура Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках. Высота скульптуры 6 метров.

История этого памятника такова: единственный взрослый свидетель хатынской трагедии

56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под трупом матери, которая прикрыла сына собой. Раненный в руку ребёнок пролежал под телом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим пострадавшим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от нацистов.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16-ти лет.

Слайд 4.

Колокола Хатыни.

Учитель. Государственный мемориальный комплекс "Хатынь".
Дорожка из железобетонных плит ведёт к бывшей деревенской улице,
на месте каждого дома (всего их 26) лежит первый венец сруба, стела
увенчана колоколом, который звонит
 каждые 30 секунд.

Ученик 3.

Вновь иней на деревьях стынет

По синеве, по тишине

Звонят колокола Хатыни

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, - как голоса

тех,

Что ушли в огне и дыме

за небеса.

"Я - Анна, Анна, Анна!" -

издалека:

Старик с ребенком через страх

Идет навстречу.

Босой.

На бронзовых ногах

Увековечен.

Один с ребенком на руках.

Но жив старик

Среди невзгод,

Как потерявшийся прохожий,

Который год, который год

Из дня того уйти не может.

Он слышит: по голосам

Из автомата.

По детским крикам и слезам -

Из автомата.

По тишине и по огню - из автомата.

Старик все плачет:

Не потому, что старый:

А потому, что никого не осталось:

Село оплакивать родное

Идет в сожженное село.

По вьюгам, ливню и по зною

Несет он память тяжело.

Ему сюда всю жизнь ходить

И до последних дней,

149 душ хранить,

В душе своей:

Теперь Хатынь - вся из гранита

Печально трубы подняла.

Скрипят деревья, как калитка, -

Когда еще здесь жизнь была.

Слайд 5-6

Ученик 2. На земле белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире «Кладбище деревень», на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни (186 не возрожденная деревня – это сама Хатынь). Могила деревни представляет собой символическое пепелище. В центре – пьедестал в виде языка пламени – символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни, пережившей трагедию Хатыни, и, так же как и Хатынь – не возродженной. На могиле написаны название деревни и района, в котором стояла деревня.

Слайд 7.

Учитель. Мемориальный комплекс 2230000 погибшим в Белоруссии. Мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокоренности, народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.

Слайд 8.

Ученик 1. Березы Хатыни и Вечный Огонь. Элемент мемориального комплекса Хатынь «Вечный огонь» и три березки напоминают о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы ВОВ. На траурном постаменте 4 углубления, но только в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. В память о каждом четвертом горит вечный Огонь.

Слайд 9.

Ученик 2. В годы ВОВ на белорусской земле фашисты создали 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения. Мемориал включает «Стену памяти», в нишах которой находятся мемориальные плит с названием концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

Слайд 11.

Ученик 1. "Символические деревья жизни"
(433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни,
были возрождены после войны и увековечены на элементе мемориала,
здесь в алфавитном порядке перечислены названия всех деревень,
которые были уничтожены фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны).

Слайд 12.

Ученик 2. "Венец памяти" - братская могила из белого мрамора

 На нём — наказ погибших живым:

Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:

 

Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!

 

 

Слайд 13.

Ученик 1. Сомкнутые гранитные плиты символизируют крышу сарая,
в котором были сожжены
 жители деревни.

Слайд 14.

Ученик 2. Ванда Яскевич — одна из 149 сожжённых жителей Хатыни

Слайд 15.

Благодарственные слова.

Слайды сопровождаются музыкой – реквием Моцарта.

 

 

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса

                         

 


 

Тема: «Хатынь: трагедия и память»

Тема: «Хатынь: трагедия и память»

Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви»

Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви»

Славянам нет и не может быть никакой пощады

Славянам нет и не может быть никакой пощады

Батальон был сформирован в июне 1942 года в районе

Батальон был сформирован в июне 1942 года в районе

Слайд 2. Ученик 2. Указатель «Хатынь»

Слайд 2. Ученик 2. Указатель «Хатынь»

Что ушли в огне и дыме за небеса

Что ушли в огне и дыме за небеса

На могиле написаны название деревни и района, в котором стояла деревня

На могиле написаны название деревни и района, в котором стояла деревня

Ученик 1. Сомкнутые гранитные плиты символизируют крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни

Ученик 1. Сомкнутые гранитные плиты символизируют крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020