Химические реакции
Оценка 4.9

Химические реакции

Оценка 4.9
docx
13.03.2020
Химические реакции
7 класс Химические реакции.docx

План-конспект урока химии в 7 классе.

Тема: Химическая реакция

Цели: повторить и углубить знания о физические и химические явления; выяснить их существенные различия; сформировать понятие о химических реакциях; выяснить признаки химических реакций и условия их протекания по экспериментальным данным; совершенствовать навыки работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: рассказ, демонстрационные опыты, работа с опорными схемами.

Оборудование: спиртовка, медная проволока, пробирка с раствором известковой воды, одноразовая пластиковая трубочка для питья, сода, уксусная кислота, пробирка, шпатель, пипетка, раствор медного купороса, железный гвоздь, пробирка, пипетка.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Эпиграф к уроку: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».М.В.Ломоносов

II. Актуализация опорных знаний. Устная фронтальная работа

• Как называют процессы, происходящие в природе и в мире? (Явления)

• Какие бывают явления? (Общественные, биологические, физические и химические)

• Приведите примеры таких явлений, которые происходят вокруг нас каждый день. (Дождь, снег, ветер, гроза, рост деревьев, скисание молока, приготовление чая и т. п)

• Попытаемся понять, к каким явлениям их отнести — общественных, биологических, физических, химических или других?

• А теперь давайте вспомним, какие явления относятся к физическим. (Те, в которых вещество не меняется)

• Какие явления относятся к химическим? (Те, в которых вещество меняется)

Вернувшись домой с урока химии, ученик подумал: «Как же много вокруг химических явлений! Например: а) идет тепло от батареи отопления; б) зажглась неоновая реклама; в) горят именинные свечи; г) мама “гасит” соду уксусом, готовя тесто; д) масляная краска высыхает на воздухе; е) скисает молоко, не выпитое кошкой; ж) после включения компьютера меняется цвет экрана; с) после добавления сахара чай становится сладким; и) из открытой бутылки “Фанты” выделяются пузырьки газа; к) на гвоздях в гараже появляется ржавчина». Помогите ученику разобраться, какие процессы химические, а физические. [2]

III. Целепологание.

• Вы можете отличить физическое явление от химической реакции, или у вас возникают некие трудности?

• Достаточно ли ваших знаний для этого?

Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаками.

- Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?

- Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

IV. Изучение нового материала.

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.

Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами

Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию

Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции

Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции

РЕАГЕНТЫ → ПРОДУКТЫ,

где реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции; продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции. [3, стр.29]

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.

- Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами. (ребята перечисляют правила ТБ)

- Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы.

Результаты лабораторных опытов будем вносить в таблицу:

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание

Лабораторны опыт. ОКИСЛЕНИЕ МЕДИ В ПЛАМЕНИ СПИРТОВКИ

Цель: изучить изменения, происходящие с медной проволокой при внесении ее в пламя; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.

Оборудование и реактивы: спиртовка, медная проволока.

Техника безопасности: соблюдайте общие правила техники безопасности при работе с химическими реактивами. Соблюдайте правила пользования спиртовкой.

Ход работы:

Подожгите спиртовку, внесите очищенную медную проволоку в пламя, нагревайте в течение 30–40 секунд. Что наблюдаете? [4, стр 9]

Лабораторны опыт. ПОМУТНЕНИЕ ИЗВЕСТКОВОЙ ВОДЫ ОТ ВЫДЫХАЕМОГО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Цель: изучить явления, и признаки их сопровождающие, при взаимодействии известковой воды и углекислого газа; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.

Оборудование и реактивы: пробирка с раствором известковой воды, одноразовая пластиковая трубочка для питья.

Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения при выполнении опыта. Ни в коем случае не втягивайте жидкость из пробирки в рот, по пластиковой трубочке!

Ход работы:

Вам выдана пробирка с известковой водой. Известковая вода – это раствор извести в воде. Опустите в пробирку одноразовую пластиковую трубочку для питья и аккуратно продувайте в раствор углекислый газ, который вы выдыхаете. Что наблюдаете? [4, стр 10]

Лабораторны опыт. ПОЛУЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СОДЫ И УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ

Цель: изучить взаимодействие соды и раствора уксусной кислоты; охарактеризовать наблюдаемы явления и объяснить их.

Оборудование и реактивы: сода, уксусная кислота, пробирка, шпатель, пипетка.

Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения и техники безопасности при выполнении опыта.

Ход работы:

В пробирку, при помощи шпателя поместите немного порошка соды. При помощи пипетки прилейте 1-2мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? [4, стр 11]

Лабораторны опыт. ЗАМЕЩЕНИЕ МЕДИ В РАСТВОРЕ МЕДНОГО КУПОРОСА ЖЕЛЕЗОМ

Цель: изучить протекание химической реакции между раствором медного купороса и железом; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.

Оборудование и реактивы: раствор медного купороса, железный гвоздь, пробирка, пипетка.

Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения и техники безопасности при выполнении опыта. Не пораньтесь железным гвоздем!

Ход работы:

В пробирку, при помощи пипетки налейте 2-3мл раствора медного купороса, аккуратно опустите в раствор железный гвоздь. Что происходит с железным гвоздем по истечении нескольких минут? [4, стр 11]

- Какие признаки реакций можно выделить на основании проведенных опытов?

 

[3, стр 30]

VI. Закрепление изученного материал (работа в группах)

Прочитайте описание явлений, подумайте и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции. Дате полныи обоснованный ответ.

Группа 1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

Группа 2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.

Групп 3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

Группа 4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

Группа 5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

Группа 6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.

Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.

Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.

Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция - как появляются пузырьки какого-то нового вещества.

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.

Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.

1-2 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.

V. Контроль и самоконтроль (химически диктант)

Из предложенного перечня отдельно выпишите физические и химические явления: а) скисание молока; б) испарение спирта; в) кипение воды; г) ржавление железа; д) свечение электролампочки; е) выпекание хлеба; ж) квашение капусты; з) измельчение мела в ступке; и) таянье снега; к) горение бумаги; л) ковка металла; м) растворение соли в воде; н) фотосинтез растений. о) притягивание железа магнитом; п) горение пороха; р) потемнение серебряных изделий со временем; с) «исчезновение» кусочка «сухого льда»; т) горение свечи; у) поглощение влаги ватой; ф) образование осадка при отстаивании мутной воды; ц) растворение уксуса в воде; ч) горение «бенгальского огня»? [5, стр 9]

VI. Подведение итогов. Рефлексия

В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Продолжите предложение:

1. Теперь я знаю, что  ...

2. Теперь я знаю, как  ...

3. Теперь я умею...

4. Меня удивило...

VII. Домашнее задание

Прочитать параграф 5, выполнить письменно задание 5.7, 5.15.


 

План-конспект урока химии в 7 классе

План-конспект урока химии в 7 классе

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией

Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией

Цель: изучить взаимодействие соды и раствора уксусной кислоты; охарактеризовать наблюдаемы явления и объяснить их

Цель: изучить взаимодействие соды и раствора уксусной кислоты; охарактеризовать наблюдаемы явления и объяснить их

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020