План-конспект урока химии в 7 классе.
Тема: Химическая реакция
Цели: повторить и углубить знания о физические и химические явления; выяснить их существенные различия; сформировать понятие о химических реакциях; выяснить признаки химических реакций и условия их протекания по экспериментальным данным; совершенствовать навыки работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: рассказ, демонстрационные опыты, работа с опорными схемами.
Оборудование: спиртовка, медная проволока, пробирка с раствором известковой воды, одноразовая пластиковая трубочка для питья, сода, уксусная кислота, пробирка, шпатель, пипетка, раствор медного купороса, железный гвоздь, пробирка, пипетка.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Эпиграф к уроку: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».М.В.Ломоносов
II. Актуализация опорных знаний. Устная фронтальная работа
• Как называют процессы, происходящие в природе и в мире? (Явления)
• Какие бывают явления? (Общественные, биологические, физические и химические)
• Приведите примеры таких явлений, которые происходят вокруг нас каждый день. (Дождь, снег, ветер, гроза, рост деревьев, скисание молока, приготовление чая и т. п)
• Попытаемся понять, к каким явлениям их отнести — общественных, биологических, физических, химических или других?
• А теперь давайте вспомним, какие явления относятся к физическим. (Те, в которых вещество не меняется)
• Какие явления относятся к химическим? (Те, в которых вещество меняется)
Вернувшись домой с урока химии, ученик подумал: «Как же много вокруг химических явлений! Например: а) идет тепло от батареи отопления; б) зажглась неоновая реклама; в) горят именинные свечи; г) мама “гасит” соду уксусом, готовя тесто; д) масляная краска высыхает на воздухе; е) скисает молоко, не выпитое кошкой; ж) после включения компьютера меняется цвет экрана; с) после добавления сахара чай становится сладким; и) из открытой бутылки “Фанты” выделяются пузырьки газа; к) на гвоздях в гараже появляется ржавчина». Помогите ученику разобраться, какие процессы химические, а физические. [2]
III. Целепологание.
• Вы можете отличить физическое явление от химической реакции, или у вас возникают некие трудности?
• Достаточно ли ваших знаний для этого?
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаками.
- Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?
- Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
IV. Изучение нового материала.
Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакции.
Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами
Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию
Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции
Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции
РЕАГЕНТЫ → ПРОДУКТЫ,
где реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции; продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции. [3, стр.29]
Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.
- Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.
Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами. (ребята перечисляют правила ТБ)
- Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы.
Результаты лабораторных опытов будем вносить в таблицу:
- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание
Лабораторны опыт. ОКИСЛЕНИЕ МЕДИ В ПЛАМЕНИ СПИРТОВКИ
Цель: изучить изменения, происходящие с медной проволокой при внесении ее в пламя; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.
Оборудование и реактивы: спиртовка, медная проволока.
Техника безопасности: соблюдайте общие правила техники безопасности при работе с химическими реактивами. Соблюдайте правила пользования спиртовкой.
Ход работы:
Подожгите спиртовку, внесите очищенную медную проволоку в пламя, нагревайте в течение 30–40 секунд. Что наблюдаете? [4, стр 9]
Лабораторны опыт. ПОМУТНЕНИЕ ИЗВЕСТКОВОЙ ВОДЫ ОТ ВЫДЫХАЕМОГО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
Цель: изучить явления, и признаки их сопровождающие, при взаимодействии известковой воды и углекислого газа; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.
Оборудование и реактивы: пробирка с раствором известковой воды, одноразовая пластиковая трубочка для питья.
Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения при выполнении опыта. Ни в коем случае не втягивайте жидкость из пробирки в рот, по пластиковой трубочке!
Ход работы:
Вам выдана пробирка с известковой водой. Известковая вода – это раствор извести в воде. Опустите в пробирку одноразовую пластиковую трубочку для питья и аккуратно продувайте в раствор углекислый газ, который вы выдыхаете. Что наблюдаете? [4, стр 10]
Лабораторны опыт. ПОЛУЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СОДЫ И УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ
Цель: изучить взаимодействие соды и раствора уксусной кислоты; охарактеризовать наблюдаемы явления и объяснить их.
Оборудование и реактивы: сода, уксусная кислота, пробирка, шпатель, пипетка.
Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения и техники безопасности при выполнении опыта.
Ход работы:
В пробирку, при помощи шпателя поместите немного порошка соды. При помощи пипетки прилейте 1-2мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? [4, стр 11]
Лабораторны опыт. ЗАМЕЩЕНИЕ МЕДИ В РАСТВОРЕ МЕДНОГО КУПОРОСА ЖЕЛЕЗОМ
Цель: изучить протекание химической реакции между раствором медного купороса и железом; охарактеризовать наблюдения и объяснить их.
Оборудование и реактивы: раствор медного купороса, железный гвоздь, пробирка, пипетка.
Техника безопасности: соблюдайте общие правила поведения и техники безопасности при выполнении опыта. Не пораньтесь железным гвоздем!
Ход работы:
В пробирку, при помощи пипетки налейте 2-3мл раствора медного купороса, аккуратно опустите в раствор железный гвоздь. Что происходит с железным гвоздем по истечении нескольких минут? [4, стр 11]
- Какие признаки реакций можно выделить на основании проведенных опытов?
[3, стр 30]
VI. Закрепление изученного материал (работа в группах)
- Прочитайте описание явлений, подумайте и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции. Дате полныи обоснованный ответ.
Группа 1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.
Группа 2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.
Групп 3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.
Группа 4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.
Группа 5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.
Группа 6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.
Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.
Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.
Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция - как появляются пузырьки какого-то нового вещества.
Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.
Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.
1-2 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.
V. Контроль и самоконтроль (химически диктант)
Из предложенного перечня отдельно выпишите физические и химические явления: а) скисание молока; б) испарение спирта; в) кипение воды; г) ржавление железа; д) свечение электролампочки; е) выпекание хлеба; ж) квашение капусты; з) измельчение мела в ступке; и) таянье снега; к) горение бумаги; л) ковка металла; м) растворение соли в воде; н) фотосинтез растений. о) притягивание железа магнитом; п) горение пороха; р) потемнение серебряных изделий со временем; с) «исчезновение» кусочка «сухого льда»; т) горение свечи; у) поглощение влаги ватой; ф) образование осадка при отстаивании мутной воды; ц) растворение уксуса в воде; ч) горение «бенгальского огня»? [5, стр 9]
VI. Подведение итогов. Рефлексия
В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Продолжите предложение:
1. Теперь я знаю, что ...
2. Теперь я знаю, как ...
3. Теперь я умею...
4. Меня удивило...
VII. Домашнее задание
Прочитать параграф 5, выполнить письменно задание 5.7, 5.15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.