Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 37
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ:
ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : химическая реакция; условия и
признаки химических реакций; классификация реакций по поглощению
и выделению энергии.
Т р е б о в а н и я :
знать понятие «химическая реакция», уметь
определять тип реакции по тепловому эффекту.
О б о р у д о в а н и е : растворы HCl, H2SO4, KCNS, FeCl3, NaOH,
CuSO4; спиртовка, зажим, магний, CuO, NH4Cl (крист.), пробирки,
фарфоровая чашка.
Х о д у р о к а
I. Фронтальный опрос.
– Какие физические явления используются в химии?
– Проверка упр. 3, 6 после § 25.
– Чем физические явления отличаются от химических?
II. Объяснение нового материала.
– Итак, при химических явлениях образуются новые вещества.
Химические явления подругому называют химическими реакциями.
Химические реакции – это явления, в ходе которых одни
химические вещества превращаются в другие.
– По каким признакам мы определяем, что реакция прошла?
Учитель демонстрирует опыты. Учащиеся описывают наблюдаемые
явления.
1) FeCl3 + KCNS
2) горение Mg
3) CaCO3 + HCl
4) NH4Cl + NaOH
5) CuSO4 + NaOH
– Подводим итог. Признаками реакции являются (учащиеся
записывают в тетради):1. Изменение цвета.
2. Выделение тепла и света.
3. Выделение газа.
4. Изменение запаха.
5. Выпадение осадка.
– Какие условия необходимы для того, чтобы реакция началась?
Учитель ставит рядом пузырьки с серной кислотой и оксидом меди
(II).
– Почему не идет реакция? (Вещества не соприкасаются.)
– Приведем вещества в соприкосновение.
Учитель насыпает в пробирку CuO и приливает кислоту.
– Реакция не идет. Что нужно сделать? (Нагреть.)
– Нагреваем и видим признак реакции: изменение цвета.
– Каковы же условия протекания реакции?
З а п и с ь в т е т р а д и :
1. Привести вещества в соприкосновение.
2. Вещества растворить или измельчить.
3. Нагреть реагирующие вещества.
Вы заметили, что в одних реакциях энергия в виде тепла или света
выделяется, а в других – поглощается. В зависимости от этого реакции
делятся:
на экзотермические – в ходе которых энергия выделяется (+ Q). Это
реакции горения;
эндотермические – при которых энергия поглощается (– Q). Эти
реакции требуют для своего протекания постоянного притока энергии:
нагревания, действия электрического тока, освещения, механического
растирания или удара.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 26, упр. 1, 2.