Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 3
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ, КИСЛОТ,
ОСНОВАНИЙ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : основные классы неорганических
соединений. Реакции ионного обмена.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь :
объяснять сущность реакций ионного обмена;
характеризовать свойства основных классов неорганических веществ;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять уравнения реакций с участием классов неорганических
веществ.
Ц е л ь : актуализировать знания учащихся о кислотноосновных
взаимодействиях оксидов, кислот, оснований; о реакциях ионного
обмена, правилах составления полных и сокращённых ионных
уравнений.
О б о р у д о в а н и е : опорные конспекты «Химические свойства
оксидов, кислот, оснований, солей»; реактивы: известковая вода, оксид
кальция, соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид натрия,
сульфат меди, хлорид бария; трубка стеклянная, индикаторы,
демонстрационные пробирки или стаканчики.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и один ученик воспроизводит схему, пять учеников – упр.
3, 4, 5, 6, 10; учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й опрос: из чего состоит
генетический ряд неметалла; как доказать, что данное простое вещество
– металл, неметалл; что оксид или гидроксид обладают кислотными или
основными свойствами?
II. Беседа с записью в тетради.
Посмотрите на опорные конспекты. Большинство реакций, в которые
не являются окислительно
вступают сложные вещества,восстановительными.
Это реакции соединения оксидов (допишите уравнения реакций):
(Демонстрация, проверка фенолфталеином.)
Реакции обмена:
(Демонстрация, выдыхание воздуха через трубку в известковую
воду.)
(Демонстрация.)
(Демонстрация.)
(Демонстрация.)
Многие из этих реакций протекают в растворах, так как в воде соли,
щёлочи и кислоты диссоциируют:
В растворах реакции происходят между ионами, такие реакции идут
до конца, если: а) выделяется газ; б) выпадает осадок; в) образуется
малодиссоциирующее вещество, например вода. Такие реакции
называют реакциями ионного обмена и записывают в полном или
сокращённом виде. Например:неэлектролит
З а д а н и е : запишите в полном и сокращенном виде реакции ионного
обмена (а–д).
Домашнее задание: § 1, после § 3 упр. 7, 8.ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ