Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Урок 38. Химические уравнения.rtf
У р о к 38
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : уравнение и схема химической
реакции; сохранение массы вещества при химических реакциях.
Т р е б о в а н и я : понимать химическую символику: уравнения
химических реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь
составлять уравнения химических реакций.
О б о р у д о в а н и е : весы, прибор для демонстрации закона
сохранения масс с растворами HCl и NaOH (подкрашенным
фенолфталеином), гири, магнитные модели атомов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Что такое химическая реакция?
– Каковы условия протекания химических реакций?
– Каковы признаки химических реакций?
– Какие признаки химических реакций вы наблюдали при
выполнении упр. 1, 2?
– Приведите примеры экзотермических и эндотермических реакций.
II. Объяснение нового материала.
– Химические элементы мы записываем с помощью химических
знаков; химические вещества – с помощью формул. Что такое
химическая формула? Что обозначает индекс?
А как записать химическую реакцию?
Для этого существует условная запись – химическое уравнение.
Химическое уравнение – условная запись химической реакции с
помощью химических формул и коэффициентов.
Что такое коэффициент? Зачем нужны коэффициенты?
Сущность химической реакции заключается в том, что продукты
реакции образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные
вещества. Атомы никуда не исчезают и не появляются из ниоткуда.
В 1756 г. М. В. Ломоносов, а позже А. Лавуазье сформулировали закон сохранения массы вещества: масса веществ, вступивших в
реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате нее.
Учитель демонстрирует опыт, иллюстрирующий закон сохранения
массы вещества.
Это значит: сколько атомов каждого элемента было в исходных
веществах, столько же их должно оказаться в продуктах реакции.
Рассмотрим пример взаимодействия молекул водорода с молекулами
кислорода.
С помощью магнитных моделей атомов учитель показывает, что
молекулы водорода и кислорода разрываются на атомы и из них
образуются молекулы воды:
В таком случае один атом кислорода – «лишний», схему процесса
можно записать так Н2 + О2
Н→ 2О.
Чтобы эту схему превратить в уравнение реакции, нужно расставить
коэффициенты таким образом, чтобы слева и справа число атомов
каждого элемента совпадало:
2 Н2 + О2 = 2 Н2О.
В виде модели:
Наша задача – научиться расставлять коэффициенты в уравнениях
реакций. Существует несколько приемов расставления коэффициентов:
1. Сравнение количества атомов каждого элемента в левой и правой
части обычно начинают с самого сложного вещества.
2. Нахождение наименьшего общего кратного, если слева и справа у одного и того же элемента обнаруживаются разные индексы.
3. Удвоение, если получились дробные коэффициенты или в левой и
правой части уравнения есть вещества одинакового качественного
состава (удваивается формула того вещества, в котором больше
атомов).
Н а п р и м е р :
→
1. Ca + H Cl
2 + H2
Ca + 2 HCl = CaCl2 + H2
CaCl
4Al + 3O2 = 2Al2O3
3. C2H6 + O2
C2H6 + ?O2
2 + 3H2O
C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3H2O
→ CO2 + H2O
2CO→
или
2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O
удваиваем
2Cr→
CrO3
4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2
2O3 + O2
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 27, упр. 1, 2.
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.