Химический состав клетки
Оценка 5

Химический состав клетки

Оценка 5
docx
22.09.2020
Химический состав клетки
4.docx

Тема урока:.История изучения клетки. Клеточная теория..Класс10  дата

Цель урока: Ознакомление с развитием биологического образования, свойствами живого организма.

Задачи:

 Образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях биологии – как науки, свойствами живых организмов, определение понятия «жизнь».Способствовать усвоению знаний по данной теме

Развивающая: способствовать формированию навыков работы с текстом, схемами, таблицами, составление краткого плана- конспекта урока, умение давать краткие ответы на поставленные вопросы, работать с дополнительными источниками информации, применять теоретические основы в жизненных ситуациях; содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями; развитие воображения, логического мышления, внимания и памяти.

Воспитательная_: Формирование основ естественного мироздания природы, законов ее существования; формировать научное мировосприятие; Воспитание правильного поведения на уроке, профориентация; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся;

Тип урока:новых знаний

МПС: история, обществознание

Эколого-валеологический аспект_наука- экология

ИКТ: презентация, электронное приложение

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, работа с текстом, презентацией, дополнительными информационными ресурсами, составление краткого плана-конспекта

Ход урока

Организационный момент:

Эмоциональный настрой на урок.;  Сообщение темы урока. Формулировка совместно с учащимися задач урока. «Чем работа на сегодняшнем уроке будет вам полезна?»

Постановка целей через показ конечных результатов. Постановка привлекательной цели.

2.Повторение изученного материала: Приложение

1. Актуализация знаний

Как можно изучить развитие живой природы ?

Постановка задач урока по изучению нового материала

План последовательного изучения опорных вопросов по данному уроку:

Краткая история цитологии

Открытие и дальнейшее изучение клетки стало возможным только после изобретения микроскопа. Это связано с тем, что человеческий глаз не способен различать объекты с размерами менее 0,1 мм, что составляет 100 микрометров (сокращ. микрон или мкм). Размеры же клеток (а тем более, внутриклеточных структур) существенно меньше. Например, диаметр животной клетки обычно не превышает 20 мкм, растительной – 50 мкм, а длина хлоропласта цветкового растения – не более 10 мкм. С помощью светового микроскопа можно различать объекты диаметром в десятые доли микрона. Поэтому световая микроскопия является основным, специфическим методом изучения клеток.

Примечание. 1 миллиметр (мм) = 1.000 микрометров (мкм) = 1.000.000 нанометров (нм). 1 нанометр = 10 ангстрем (Å). Одному ангстрему примерно соответствует диаметр атома водорода.

Первые оптические приборы (простые линзы, очки, лупы) были созданы еще в XII веке. Но сложные оптические трубки, состоящие из двух и более линз, появляются только в конце XVI века. В изобретении светового микроскопа принимали участие Галилео Галилей, отец и сын Янсены и другие ученые. Первые микроскопы использовались для изучения самых разнообразных объектов.

В середине XVII в. выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук, изучая микроскопическое строение пробки, установил, что она состоит из замкнутых пузырьков, или ячеек, разделенных общими перегородками – стенками. Р. Гук назвал эти ячейки клетками (лат. – cellula). В дальнейшем Р. Гук изучал срезы живых стеблей и обнаружил в них аналогичные ячейки, которые, в отличие от мертвых клеток пробки, были заполнены «питательным соком». Свои наблюдения Р. Гук изложил в своем труде «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол» (1665).

В 1671 г. М. Мальпиги (Италия) и Н. Грю (Англия), изучая анатомическое строение растений, пришли к выводу, что все растительныеткани состоят из пузырьков-клеток. Термин «ткань» («кружево») впервые употребил Н. Грю. В работах Р. Гука, М. Мальпиги и Н. Грю клетка рассматривается как элемент, как составная часть ткани, которая не может существовать вне ткани, вне организма.

Однако голландский микроскопист–любитель Антонио ван Левенгук (1680) наблюдал одноклеточные организмы (инфузории, саркодовые, бактерии) и другие формы одиночных клеток (форменные элементы крови, сперматозоиды). Позже (в XVIII в.) Л. Спалланцани открыл деление одноклеточных организмов. В дальнейшем на основании исследований отдельных клеток сформировались представления о клетке как элементарном организме.

Академик Российской Академии наук Каспар Фридрих Вольф (1759) установил, что клетка есть единица роста, то есть рост организмовсводится к образованию новых клеток.

Долгое время изучались только клетки растений. Лишь в 1830-е гг. чешский гистолог Ян Пуркинье, немецкий физиолог Иоганнес Мюллер и другие исследователи показали, что клеточная организация является универсальной и для животных тканей, а немецкий физиолог Теодор Шванн доказал гомологичность растительных и животных клеток. До начала XIX в. считалось, что происхождение волокон и сосудов не связано с деятельностью клеток. Однако, изучая структуру хряща и хорды, Т. Шванн показал, что коллагеновые волокна являются производными клеток. В своих работах Т. Шванн широко использовал термин cytos (от греч. «полость») и его производные.

 

2.2 Основные положения клеточной теории

В 1838-1839 гг. Теодор Шванн и немецкий ботаник Маттиас Шлейден сформулировали основные положения клеточной теории:

1. Клетка есть единица структуры. Все живое состоит из клеток и их производных. Клетки всех организмов гомологичны.

2. Клетка есть единица функции. Функции целостного организма распределены по его клеткам. Совокупная деятельность организма есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

3. Клетка есть единица роста и развития. В основе роста и развития всех организмов лежит образование клеток.

Клеточная теория Шванна–Шлейдена принадлежит к величайшим научным открытиям XIX в. В то же время, Шванн и Шлейден рассматривали клетку лишь как необходимый элемент тканей многоклеточных организмов. Вопрос о происхождении клеток остался нерешенным (Шванн и Шлейден считали, что новые клетки образуются путем самозарождения из живого вещества).

Только немецкий врач Рудольф Вирхов (1858-1859 гг.) доказал, что каждая клетка происходит от клетки.

В конце XIX в. окончательно формируются представления о клеточном уровне организации жизни. Немецкий биолог Ганс Дриш (1891) доказал, что клетка – это не элементарный организм, а элементарная биологическая система. Постепенно формируется особая наука о клетке – цитология.

Дальнейшее развитие цитологии в XX в. тесно связано с разработкой современных методов изучения клеткиэлектронной микроскопии,биохимических и биофизических методов, биотехнологических методов, компьютерных технологий и других областей естествознания.

Современная цитология изучает строение и функционирование клеток, обмен веществ в клетках, взаимоотношения клеток с внешней средой, происхождение клеток в филогенезе и онтогенезе, закономерности дифференцировки клеток.

В настоящее время принято следующее определение клетки:

Клетка – это элементарная биологическая система, обладающая всеми свойствами и признаками жизни. Клетка есть единица структуры, функции и развития организмов.

 

Закрепление материала

1.                   Работа с вопросами в конце параграфа

2.                   Фронтальный опрос по теме

3.                   Работа со схемами и составлением опорного конспекта

5.Рефлексия

Рефлексия учащимися собственной деятельности.

- Что я сегодня узнал?

Чему научился?

Что мне было интересно?

Где мне это пригодитсяпараграф4, изучить, ответить устно вопросы 1-5, хб 8стр 36- ПУ

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: .История изучения клетки

Тема урока: .История изучения клетки

В . М. Мальпиги (Италия) и Н.

В . М. Мальпиги (Италия) и Н.

Рефлексия Рефлексия учащимися собственной деятельности

Рефлексия Рефлексия учащимися собственной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020