химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 38176-razrabotka-uroka-khimii-kislorod-oksidy-gorenie.doc

Обобщающий урок по теме

«Кислород. Оксиды. Горение.»

Лукьянова Татьяна Ивановна- учитель химии

ГУ «Путинцевская средняя школа»

 

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы. 2. Способствовать развитию логического мышления, умений составлять формулы веществ, уравнения химических реакций и определять их тип, выполнять простейшие практические задания, решать расчетные задачи. 3. Воспитывать культуру общения на уроке, в группе, самостоятельность в работе, экологическую культуру.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: ИКТ,модульные карточки, карточки-задания и «ключи» к ним, оборудование для получения и сбора кислорода; набор веществ, включающих оксиды; памятка для «ассистентов»(учащиеся 9-11 классов).

Интеграция: 1) межпредметная (биология, география, физика, математика, литература); 2)внутрипредметная (простые и сложные вещества, ЗСМВ, ЗПСВ, АМУ, валентность, химические знаки, типы химических реакций).

Валеология: значение кислорода для жизнедеятельности организма человека, осанка, валеопауза.

Экология: охрана воздуха от загрязнений – одна из самых важнейших проблем человечества.

Региональный компонент: экологическая ситуация в регионе.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах

Методические особенности: целенаправленная организация учебной деятельности учащихся способствует формированию и развитию творческой личности ребенка, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

 

Планируемые результаты обучения:

Знать: состав, свойства, строение, применение и получение кислорода; состав и строение оксидов; роль кислорода в природе, в жизни и деятельности человека.

Уметь: составлять формулы оксидов и давать им названия; составлять уравнения химических реакций и определять их тип; выполнять простейшие практические задания, соблюдая правила ТБ; работать самостоятельно и в коллективе.

Девиз урока: «У жизни есть предел, у знаний - нет» (Н. Назарбаев)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг.момент

1)Проверка готовности, настрой на работу.

2)Постановка ТДЦ

3)Стихотворение о значении кислорода

Готовность к уроку, настрой на активную учебную деятельность, осознание важности данной темы в курсе изучения химии

 

Обобщение и систематизация знаний

1)Разминка («химический диктант»). Учитель читает предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Химик-эрудит. Задание: закончить уравнения реакций, указать тип реакции.

 

3)Работа с модульными карточками

 

 

 

 

4)Составление формул оксидов и определение валентности химических элементов, входящих в их состав.

 

5)Практический этап

Задание – по жребию:

А)Выбрать из набора веществ оксиды, назвать их;

Б)Собрать прибор для получения кислорода; ответить на вопросы: Какими методами собирают кислород? Из каких веществ получают кислород в лаборатории? Как определяют наличие кислорода?

В)Доказать, что в пероксиде водорода содержание кислорода (в %) больше, чем в оксиде водорода.

 

6)Экологический этап

Слайд-шоу, чтение стихов, экологическая ситуация в регионе. Вопросы:1) Назовите основные «загрязнители воздуха». 2)Какие мероприятия вы можете предложить по охране воздушного бассейна?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи с экологическим содержанием: Сколько литров углекислого газа образуется при сжигании 500 граммов угля?

(на интерактивной доске)

Индивидуальная работа: учащиеся отвечают (если речь в предложении относится к кислороду, то ответ- молекулярная формула кислорода; если не относится к кислороду, то прочерк)

(Карточка №1)

 

 

 

 

 

 

Работа в парах (Карточка №2)

 

 

 

Работа «цепочкой»: выбор из формул химических веществ формул оксидов, чтение формул, доказательство

 

Самостоятельная работа (Карточка №3)

 

 

 

 

Представители каждой группы (ряда) выбирают задание, выполняют группой, защищают свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся:

Основные загрязнители воздуха: промышленные предприятия, автотранспорт, теплоэлектростанции, т.д.

Мероприятия по охране воздуха: установка фильтров на промышленных предприятиях, замена жидкого топлива в автомобилях на газообразное, замена твердого топлива на теплоэлектростанциях газообразным или жидким, получение нового экологически чистого топлива (например, водорода)

 

Коллективная работа: составление краткой записи, уравнения реакции

Самостоятельная работа: выполнение расчетов. Самопроверка (на интерактивной доске), оценка

«Ассистенты» (учащиеся 9-11 классов) собирают карточки, проверяют по «ключу», оценивают, результаты вносят «Лист результатов» (используя интерактивную доску)

 

 

 

 

 

 

Работа «ассистентов»

 

 

 

 

Работа «ассистентов»

 

 

 

 

Работа «ассистентов»

(контроль, отметки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа «ассистентов»

(отмечают активных учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ассистенты» заносят отметки в «Лист результатов урока»

Итого урока

Достигли ли мы целей урока? Что нам удалось? Над чем нужно еще поработать? Кого из своих товарищей  вы могли  бы отметить особенно? С каким настроением вы закончили работу на уроке?

Высказывают свое мнение о работе на уроке (успехи, над чем нужно поработать), самооценка, оценивание других, смайлики

«Ассистенты» подводят итоги и объявляют результаты по  «Листу

результатов урока»

Информация о домашнем задании

Повторить параграфы 20-24, подготовиться к практической работе №3 (с.206-207) (на интерактивной доске)

Записывают в дневниках

 

 

Приложение (примерные задания для карточек):

Карточка №1. Химический диктант (да – «О2», нет – «--»)

Варианты вопросов-предложений -  на усмотрение учителя.

Карточка №2. Химик-эрудит

1)    ? + Cl2= AlCl3                         3) H2O2= H2O + O2

2)    FeO + H2= Fe + ?                    4)  P + ? = P2O5

Карточка №3.

1)Составить формулы оксидов:

Ca     , Zn    , K   , S   , Al

2)Определить валентность химических элементов в оксидах:

Cu2O, Cl2O7, NO, Fe2O3, P2O5

Восточно-Казахстанская область

Зыряновский район село Путинцево

телефон 56109 (872335)