Химико-физический фейерверк
Цели: прививать интерес к предметам химия и физика; развивать практические навыки учащихся, сообразительность, логическое мышление, устную речь, любознательность и повышать их общую культуру; воспитывать у учащихся веру в свои силы.
Ход мероприятия
Учащиеся готовят занимательные опыты по физике и химии, показывают эти опыты гостям и предлагают объяснить увиденное. Ученики предлагают свои версии объяснения опытов. Авторы правильных ответов получают небольшие призы.
Преподаватель химии
Добрый вечер, почтеннейшая публика!
Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической и физической. Нас поведет в свои владения чародейки Химия и Физика, покажут свои чудеса, зададут загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия и Физика благосклонны лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии и Физики, к тому она будет очень щедра. Итак, мы начинаем!
1. Какие чудеса возможны без волшебной палочки?! Сейчас мы с ее помощью добудем огонь.
(Учащийся предварительно готовит смесь из слегка растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В качестве волшебной палочки лучше использовать пластмассовую трубочку. Один ее конец можно украсить пером павлина, в другой набрать приготовленную смесь и затем этим концом прикоснуться к влажному фитилю спиртовки. Спирт загорается. Опыт следует повторить несколько раз. Тушить пламя – закрывая колпачком спиртовки. После проведения опыта конец трубочки с остатками смеси следует отрезать ножницами, а палочку использовать для следующего опыта.)
2. Итак, мы получили огонь, но что-то не видно дыма. Горячее пламя! Пламя без дыма! А дым без огня?! Все знают, что так не бывает! И только Химии подвластно все!
(Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония.)
Преподаватель физики.
3.А может ли "кипеть" холодная вода? Сейчас ребята нам это покажут.
(Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.
Намочим и выжмем носовой платок. Нальём полный стакан холодной воды. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".)
Оказывается Физика может заставить кипеть и холодную воду и создать непромокаемую бумагу.
4. Непромокаемая бумага
(Воздух можно использовать в самых разных магических трюках. Вот один из способов, которыми можно удивить зрителей при помощи воздуха.
Реквизит : бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан
Подготовка: Разложи всё необходимое на столе)
Начинаем научное волшебство!
Объявляется зрителям : "C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим».
(Сминается бумажное полотенце и ложится на дно стакана.
Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.
Произнеси над стаканом какие-нибудь волшебные слова, например: «магические силы, оградите бумагу от воды». Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.
Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.
Результат. Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.
Объяснение
Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.)
5. Известно, что огонь можно затушить с помощью воды, а зажечь пламя водой кому под силу?! Только Химии!
(Учащийся в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание.)
Физика покажет, что не всегда можно заполнить пустой сосуд водой.
6. Упорная воронка
(Может ли воронка «отказываться» пропускать воду в бутылку? Проверь сам!
Реквизит: 2 воронки, две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру, пластилин, кувшин с водой
Подготовка. Вставь в каждую бутылку по воронке.
Замажь горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.
Начинаем научное волшебство!
Объяви зрителям : «У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку»
Возьми бутылку без пластилина и налей в неё через воронку немного воды. Объясни зрителям : «Вот так ведёт себя большинство воронок».
Поставь на стол воронку с пластилином. Налей воды в воронку до верха. Посмотри, что будет.
Результат. Из воронки в бутылку протечёт несколько капель воды, а затем она прекратит течь совсем.
Объяснение
Это ещё один пример действия атмосферного давления. В первую бутылку вода течёт свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через неё. Из-за этого его давление в бутылке будет падать, и вода сможет течь в неё.)
Физик может быстро сделать фонтан из подручного материала.
7.Фонтан
(Мы берем пластиковую бутылку, наливаем в неё не до верха холодную воду, закрываем пробкой с вставленной в пробку трубкой от шариковой авторучки. Предварительно из шариковой трубки нужно вынуть шарик. Ставим бутылку на поднос. Обливаем сверху бутылку горячей водой из чайника. Из трубки начинает бить фонтан воды.)
8. А может ли Химик разжечь настоящий костер одним только усилием воли? Конечно!
(Учащийся на дне фарфоровой чашки делает предварительно кашицу из растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты вокруг смеси, не касаясь ее помещает сухие деревянные стружки. Между пальцами незаметно для зрителей ведущий держит ватку, смоченную спиртом. В нужный момент фокусник проделывает пассы над костровищем и надавливает на ватку таким образом, чтобы капли спирта попали в окислительную смесь. Костер моментально разгорается.)
9. Но чудеса Химии на этом не кончаются. Сейчас мы получим пламя в жидкости.
(Ведущий предварительно наливает в цилиндр концентрированную серную кислоту слоем 3-4 см, затем осторожно с помощью воронки с длинным носиком приливает этиловый спирт таким образом, чтобы жидкости не смешивались. Измельченные кристаллы перманганата калия всыпает небольшими порциями в цилиндр. На границе с серной кислотой они образуют окислительную смесь, которая взаимодействует со спиртом. Появляются яркие, непрерывно потрескивающие вспышки. Внимание! Смесь нельзя встряхивать! Затем осторожно нейтрализовать!)
Физик может при помощи небольшого пламени сделать мотор.
10. Парафиновый мотор
(Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.
Этапы проведения опыта
Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.
Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить. Зажечь свечу с обоих концов.
Объяснение опыта
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.)
11. Химии огонь подвластен. Он может все сжигать на своем пути, а может быть ласковым, кротким.
(Ведущий предварительно мочит в воде и отжимает носовой платок, затем смачивает его спиртом или эфиром и поджигает, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель. Мокрый платок не загорается.)
12. Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А могут ли служители Химии сотворить извержение вулкана?
(Ведущий насыпает в тигель горкой бихромат аммония, в центр холмика капает несколько капель этилового спирта. Тигель можно поставить на коническую колбу, имитируя гору. Под колбу с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. С помощью большой горящей лучины ведущий зажигает смесь. Реакция экзотермична, протекает бурно. Раскаленные частицы зеленого оксида хрома разлетаются, создавая впечатление извержения вулкана.)
13. Химия может сотворить даже огненную метель.
(В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% -ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать.)
14. Но самое удивительное огненное чудо – это рождение в химическом пламени змей.
(Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения из горки начинают вылезать черные змеи.)
Физика может заставить змейку вертеться.
15. Вертящаяся змейка
(Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Этапы проведения опыта
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Объяснение опыта Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.)
Наши физики могут поднимать предметы не прикасаясь к ним руками.
16. Как поднять тарелку, не прикасаясь к ней руками
(Для показа опыта имеем обычную фаянсовую тарелку, алюминиевую чашку с плоским дном, кубики льда, воду, соль, ложку.
Нальём немного воды в тарелку. Поставим на неё чашку и положим в чашку лёд. Хорошо посолим лед и будем перемешивать лед и соль ложкой. Подождем немного. Через две-три минуты, касаясь руками только чашки, поднимем её. Но за чашкой поднимается и тарелка, т.к. она примерзла к чашке. Таким образом, мы подняли тарелку, не прикасаясь к ней руками.)
Они могут заставить тела катиться не вниз, а вверх.
17. Катимся вверх
(Из двух верхних частей пластиковых бутылок делается конусообразное с двух сторон тело. На столе устанавливается необычная наклонная плоскость: на подставку из двух брусков кладутся узкие рельсы (используются строительные уголки). Уголки прикасаются друг к другу концами внизу на столе, а наверху наклонной плоскости уголки находятся на расстоянии.
Сначала показываем, что по такой плоскости спокойно скатывается обычная пластиковая бутылка. Затем ставим на плоскость снизу её наше тело. Оно катится вверх!)
Физики такие сильные, что могут и из соломинки сделать рапиру.
18. Соломинка-рапира
(Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.
3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.
Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину)
А также они очень ловкие.
19. Пятнадцать спичек на одной
(Приборы и материалы: 15 спичек.
Этапы проведения опыта
Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?
Объяснение опыта
Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку)
А еще сообразительные.
20. Подставка для кастрюли
(Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.
Этапы проведения опыта
Поставить три вилки в кольцо. Поставить на данную конструкцию тарелку.
На подставку поставить кастрюлю с водой.)
21.Надувательство
(Надуваем два воздушных шарика, перетягиваем зажимом доступ воздуха и надеваем шарики на трубку. Шарики имеют разный размер. Если отпустить зажимы, то будет сдуваться… маленький шарик, а надуваться большой!
Это объясняется тем, что давление воздуха внутри меньшего шарика больше.)
Итак, почтеннейшая публика, кудесницы Химия и Физика представили вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на их загадки. А может быть кто-то захочет стать их помощниками?
Мы все ждем новых чудес!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.