химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 60592-periodicheskij-zakon--atomov.doc

Тема урока. Обобщение знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов с точки зрения

строения атомов». 11 класс.

 

Учитель Мацанова Анна Мариковна.

Тип урока.  Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

“Будущее не грозит

периодическому закону разрушением,

а только надстройки и развитие обещает»

Цель урока. Обобщить и углубить знания учащихся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Задачи образовательные.

актуализировать навыки составления электронных формул элементов;

укрепить представление о взаимосвязи положения элемента в Периодической системе химических элементов, его строения и свойств с точки зрения строения атомов

Задачи развивающие.

совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное;

развивать логическое мышление, умения анализировать и систематизировать, обобщать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы;

развивать познавательный интерес к химии;

формировать научное мировоззрение;

развивать навыки научного познания методами исследовательской деятельности.

Задачи воспитательные.

формировать естественнонаучное мировоззрение;

совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;

развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

способствовать воспитанию потребности в знаниях, повышению познавательных интересов;

прививать интерес к химии.

Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • План характеристики химического элемента с точки зрения строения атома;
  • Экран, проектор.

Ход урока.

I.                  Организационный момент (1-2 минуты)

II.              Актуализация знаний и опыта, подготовка к восприятию нового материала.

 

На предыдущих уроках мы  опирались на знания из курса физики, химии, говорили о явлениях, доказывающих сложное строение атомов, знакомились с эволюцией научных взглядов на строение атома, современными представлениями о строении атома, его электронных оболочек, учились на основании строения атомов элементов прогнозировать свойства их соединений.

Фронтальная работа с классом по плану

 

На экране и на столах вам предложен соответствующий план.

План  строение атома:

·       Атом (определение).

·       Состав ядра. 

·       Элементарные частицы, из которых состоит атом. 

·       Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

·       Изотопы (определение, примеры).

·       Изобары (определение, примеры).

·       Химический элемент (определение).

·       Электронная оболочка.

·       Атомная орбиталь.

·       Электронные облака, их форма.

·       Квантовые числа. Главное квантовое число.

·       Энергетический уровень.

·       Подуровни.

·       Побочное орбитальное квантовое число.

·       Магнитное квантовое число.

·       Графическое изображение орбитали.

·       Принцип  Паули.

 

III. Мотивационно – ориентировочный этап.

Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов с точки зрения строения, запишите тему урока.

Сформулируйте цель нашего урока, спрогнозируйте его результат.

Таким образом, мы на уроке обобщим изученный материал, повторим методику составления электронных формул элементов, укрепим представление о взаимосвязи положения элементов периодической системе, его строения и свойств, подготовимся к контрольной работе.

Самостоятельная работа

Итак, к доске я приглашаю трех учеников. Вы выполняете предложенные Вам  задания, готовьтесь дать полный развернутый ответ. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях по вариантам (три варианта), затем все вместе проверяем.

Задание.  Построить электронную и графическую формулы атомов элементов №№ 20, 30, 34. Определить семейство, к которому принадлежит данный элемент.

Дополнительное задание классу.  Назовите элемент и определите,  к какому семейству он относится:

     2         2        6         2                    2          10             6             2            10             6            2            7

1s,   2s,  2p,  3s,  3p,  4s,  3d,  4p,   5s,  4d,  5p,  6s,  4f.

Теперь, когда мы повторили закономерности заполнения электронами  энергетических уровней атомов элементов, более полно и ясно представляется связь периодического закона и периодической системы с теорией строения атома.

Мы выяснили что в зависимости от того какой подуровень заполняет очередной электрон различают    spdf  элементы. В главных подуровнях находятся s  и   p- элементы.

Вернемся к плану и продолжим нашу работу.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения строения атома.

III.             Фронтальная работа с классом по плану.

1.                 Современная формулировка периодического закона  Д.И. Менделеева.

2.                 Зависимость свойств атомов элементов и их соединений от строения и положения в периодической схеме химических элементов (ПСХЭ)

А)  в периоде,

Б)  в подгруппе.

Давайте рассмотрим эту зависимость на конкретных примерах.

Дайте характеристику элементу по его положению в ПСХЭ (20, 34), составьте формулы высшего оксида и гидроксида, определить их характер, сравнить с соседями по подгруппе.

 

III. Операционно – исполнительный этап.

На этом этапе осуществляются:

Самостоятельная работа с учебными материалами;

сбор необходимой информации и построение умозаключений;

формирование выводов, обобщений.

Итак, мы обобщили и систематизировали знания о периодическом законе и ПСХЭ с точки зрения строения атома.

В заключени  урока я предлагаю вам задания, при решении которых вы сможете использовать знания, полученные при изучении темы.

Давая правильный ответ, прокомментируйте его.

 

Задание №1. Какая частица имеет больше протонов, чем электронов?

 

1)    атом натрия

3)    сульфид - ион

2)    атом серы

4)    ион натрия

 

Задание №2. Электронная формула атома

1S2,   2S2,   2P6,   3S2,   3P2,

Формула его водородного соединения:

1)    PH3                                                                                                                  3) PH

2)     H2S                                                                                                                4) SiH4 

 

Задание № 3. Ряд элементов расположенных в порядке возрастания металлических свойств

1)    Na, Mg, Al                                                                                                 3) Rb, k, Na 

2)      Ca, Mg, Be                                                                                               4) Al,  Mg, Na 

 

Задание № 4. Характер оксидов в ряду Р2О2 SiО2, Al2О2, MgО  изменяется

1)    от основного к кислотному                    3) от основного к амфотерному

2)    от кислотного к основному                        4) от амфотерного к кислотному

Итак, мы обобщили и систематизировали знания о периодическом законе и ПСХЭ с точки зрения строения атома.

В заключении урока я предлагаю Вам задания, при решении которых Вы сможете использовать знания, полученные при изучении темы.

Вопросы на экране

1.                 Основная функция некоторого элемента в организме – перенос кислорода и участие в окислительных процессах. Этот химический элемент в организме человека концентрируется главным образом в гемоглобине крови. Электронная формула атома этого элемента 1s22s22p63s23p64s23d6.

2.                 Этот элемент усиливает иммунную защиту организма, способствует увеличению продолжительности жизни. В организме человека он концентрируется главным образом в костном мозге. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p64s23d104p4.

3.                 Содержание этого элемента в крови человека незначительно, однако когда оно уменьшается, человек начинает «чувствовать погоду». Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p2

4.                 Этот элемент в сочетании с другими замедляет процессы старения. Преимущественно концентрируется в ногтях. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p64s23d3.

5.                 Этот элемент известен как противострессовый биоэлемент, способный создавать положительный психологический настрой. Максимальное содержание этого элемента отмечено в твердых тканях зубов. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s2.

 

IV.            Рефлексивно-оценочный этап.

 

На этом этапе учащиеся совместно с учителем обсуждают предметно-содержательные учебные результаты, степень достижения цели урока, а также способы достижения полученных результатов.

Наш урок цели достиг. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активны, добросовестно отнеслись к выполнению всех предложенных вам заданий.

 

Запишите домашнее задание:

- повторить §1,2, вопрос 8, стр. 24