Тема урока. Обобщение знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов с точки зрения
строения атомов». 11 класс.
Учитель Мацанова Анна Мариковна.
Тип урока. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
“Будущее не грозит
периодическому закону разрушением,
а только надстройки и развитие обещает»
Цель урока. Обобщить и углубить знания учащихся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Задачи образовательные.
актуализировать навыки составления электронных формул элементов;
укрепить представление о взаимосвязи положения элемента в Периодической системе химических элементов, его строения и свойств с точки зрения строения атомов
Задачи развивающие.
совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное;
развивать логическое мышление, умения анализировать и систематизировать, обобщать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы;
развивать познавательный интерес к химии;
формировать научное мировоззрение;
развивать навыки научного познания методами исследовательской деятельности.
Задачи воспитательные.
формировать естественнонаучное мировоззрение;
совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
способствовать воспитанию потребности в знаниях, повышению познавательных интересов;
прививать интерес к химии.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент (1-2 минуты)
II. Актуализация знаний и опыта, подготовка к восприятию нового материала.
На предыдущих уроках мы опирались на знания из курса физики, химии, говорили о явлениях, доказывающих сложное строение атомов, знакомились с эволюцией научных взглядов на строение атома, современными представлениями о строении атома, его электронных оболочек, учились на основании строения атомов элементов прогнозировать свойства их соединений.
Фронтальная работа с классом по плану
На экране и на столах вам предложен соответствующий план.
План строение атома:
· Атом (определение).
· Состав ядра.
· Элементарные частицы, из которых состоит атом.
· Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
· Изотопы (определение, примеры).
· Изобары (определение, примеры).
· Химический элемент (определение).
· Электронная оболочка.
· Атомная орбиталь.
· Электронные облака, их форма.
· Квантовые числа. Главное квантовое число.
· Энергетический уровень.
· Подуровни.
· Побочное орбитальное квантовое число.
· Магнитное квантовое число.
· Графическое изображение орбитали.
· Принцип Паули.
III. Мотивационно – ориентировочный этап.
Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов с точки зрения строения, запишите тему урока.
Сформулируйте цель нашего урока, спрогнозируйте его результат.
Таким образом, мы на уроке обобщим изученный материал, повторим методику составления электронных формул элементов, укрепим представление о взаимосвязи положения элементов периодической системе, его строения и свойств, подготовимся к контрольной работе.
Самостоятельная работа
Итак, к доске я приглашаю трех учеников. Вы выполняете предложенные Вам задания, готовьтесь дать полный развернутый ответ. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях по вариантам (три варианта), затем все вместе проверяем.
Задание. Построить электронную и графическую формулы атомов элементов №№ 20, 30, 34. Определить семейство, к которому принадлежит данный элемент.
Дополнительное задание классу. Назовите элемент и определите, к какому семейству он относится:
2 2 6 2 6 2 10 6 2 10 6 2 7
1s, 2s, 2p, 3s, 3p, 4s, 3d, 4p, 5s, 4d, 5p, 6s, 4f.
Теперь, когда мы повторили закономерности заполнения электронами энергетических уровней атомов элементов, более полно и ясно представляется связь периодического закона и периодической системы с теорией строения атома.
Мы выяснили что в зависимости от того какой подуровень заполняет очередной электрон различают s, p, d, f элементы. В главных подуровнях находятся s и p- элементы.
Вернемся к плану и продолжим нашу работу.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения строения атома.
III. Фронтальная работа с классом по плану.
1. Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева.
2. Зависимость свойств атомов элементов и их соединений от строения и положения в периодической схеме химических элементов (ПСХЭ)
А) в периоде,
Б) в подгруппе.
Давайте рассмотрим эту зависимость на конкретных примерах.
Дайте характеристику элементу по его положению в ПСХЭ (20, 34), составьте формулы высшего оксида и гидроксида, определить их характер, сравнить с соседями по подгруппе.
III. Операционно – исполнительный этап.
На этом этапе осуществляются:
Самостоятельная работа с учебными материалами;
сбор необходимой информации и построение умозаключений;
формирование выводов, обобщений.
Итак, мы обобщили и систематизировали знания о периодическом законе и ПСХЭ с точки зрения строения атома.
В заключени урока я предлагаю вам задания, при решении которых вы сможете использовать знания, полученные при изучении темы.
Давая правильный ответ, прокомментируйте его.
Задание №1. Какая частица имеет больше протонов, чем электронов?
|
1) атом натрия |
3) сульфид - ион |
|
2) атом серы |
4) ион натрия |
Задание №2. Электронная формула атома
1S2, 2S2, 2P6, 3S2, 3P2,
Формула его водородного соединения:
1) PH3 3) PH3
2) H2S 4) SiH4
Задание № 3. Ряд элементов расположенных в порядке возрастания металлических свойств
1) Na, Mg, Al 3) Rb, k, Na
2) Ca, Mg, Be 4) Al, Mg, Na
Задание № 4. Характер оксидов в ряду Р2О2 SiО2, Al2О2, MgО изменяется
1) от основного к кислотному 3) от основного к амфотерному
2) от кислотного к основному 4) от амфотерного к кислотному
Итак, мы обобщили и систематизировали знания о периодическом законе и ПСХЭ с точки зрения строения атома.
В заключении урока я предлагаю Вам задания, при решении которых Вы сможете использовать знания, полученные при изучении темы.
Вопросы на экране
1. Основная функция некоторого элемента в организме – перенос кислорода и участие в окислительных процессах. Этот химический элемент в организме человека концентрируется главным образом в гемоглобине крови. Электронная формула атома этого элемента 1s22s22p63s23p64s23d6.
2. Этот элемент усиливает иммунную защиту организма, способствует увеличению продолжительности жизни. В организме человека он концентрируется главным образом в костном мозге. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p64s23d104p4.
3. Содержание этого элемента в крови человека незначительно, однако когда оно уменьшается, человек начинает «чувствовать погоду». Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p2.
4. Этот элемент в сочетании с другими замедляет процессы старения. Преимущественно концентрируется в ногтях. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s23p64s23d3.
5. Этот элемент известен как противострессовый биоэлемент, способный создавать положительный психологический настрой. Максимальное содержание этого элемента отмечено в твердых тканях зубов. Электронная формула атома данного элемента 1s22s22p63s2.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
На этом этапе учащиеся совместно с учителем обсуждают предметно-содержательные учебные результаты, степень достижения цели урока, а также способы достижения полученных результатов.
Наш урок цели достиг. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны, активны, добросовестно отнеслись к выполнению всех предложенных вам заданий.
Запишите домашнее задание:
- повторить §1,2, вопрос 8, стр. 24
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.