химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 68073-otnositelnaya-atomnaya-massa.docx

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы

 

Школа: ХБН г.Караганда

Дата:

ФИО учителя: Т.Бектемирова

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

  Относительная атомная масса

 

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке

7.1.2.8 понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет;

7.1.2.9  понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами;      

7.1.2.10 –знать определение  относительной атомной массы химических элементов.

Цели урока

 - сформировать понимание того, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет;

-   понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами;

- уметь рассчитывать значение относительной атомной массы по известным процентным соотношениям природных изотопов; - знать определение  относительной атомной массы химических элементов.

Критерии оценивания

 - формулирует определение относительной атомной массы;

 - рассчитывает значение относительной атомной массы элемента по содержанию изотопов в природе,

- объясняет, почему величина относительной атомной массы имеет дробное значение. 

Языковые цели

 

Формулирует определение «относительная атомная масса».

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Атом, изотоп, процент, химический элемент.

Полезные выражения для диалогов и письма:

 Смесь изотопов химического элемента, массовая доля.

Привитие ценностей

Уважение и сотрудничество – диалоговое обучение; академическая честность – правильное поведение во время проведения любых форм оцениваемых работ.

Межпредметные связи

Математика – процент, доля, математические вычисления.

Предварительные знания

 

Учащиеся:

- знают, что атомы одного химического элемента представлены изотопами в природе;

- понимают отличие в составе изотопов одного химического элемента;

- знают понятие массовое число;

- умеют записывать состав в атома в отношении протонов, нейтронов, электронов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность

на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

1-2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-8 минуты

        I.            Организационный момент: постановка целей урока и формулирование ожидаемых результатов обучения.

Учащиеся могут участвовать в определении целей урока и способов достижения поставленных целей, осуществлять самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Совместное обсуждение целей обучения может способствовать повышению мотивации деятельности учащихся на уроке.

         II.        Актуализация знаний, цель:  7.1.2.7- знать понятие «изотоп».

Техника проведения: фронтально устно.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Середина урока

 

9 - 17 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18-22 минуты

 

 

 

23-25 минуты

 

 

 

 

23-36 минуты

 

 

 

 

 

 

 

        I.            Знакомство с понятием относительная атомная масса. 

     II.            Вопрос учащимся: обсудите в парах и сформулируйте  ответ на вопрос:

       i.             Массовое число атома определяется числом нуклидов. Масса протона численно равна массе нейтрона = 1. Как объяснить тот факт, что в таблице значения относительной атомной массы записаны как дробные числа.

 

Например, бром

 

 

 

Ответ: учащиеся могут предположить, что зависит от суммы всех частиц в атоме (т.к масса электронов условно принимается за «0», но реально = 9.10938356 × 10-31 килограмма. Масса нейтрона больше массы протона:

 

Частица

Масса/кг

Протон

  1,672 621 898(21)·10−27 кг

Нейтрон

1,674 927 471(21)·10−27 кг

                  ii.            Учитель корректирует ответы учащихся и вводит понятие «относительная атомная масса» и способ её расчета.

Относительная атомная масса химического элемента рассчитывается как средняя масса   изотопов химического элемента с учётом их распространённости в природе.

 

Для расчета относительной атомной массы элемента, представленного в природе в виде смеси изотопов, необходимо умножить процент каждого изотопа на его атомную массу и сложить их вместе.

  III.            Демонстрация способа решения задачи для расчета относительной атомной массы брома.

  IV.            Деление на пары.

Учащимся предлагаются карточки с описанием состава изотопов, учащиеся выбирают карточки и формируют группы для работы в классе.

    V.            Закрепление

Организация работы учащихся в группах.

На этом этапе урока учащиеся выполняют дифференцированные задания, оказывают поддержку менее способным учащимся. 

 Организуйте самопроверку работ учащихся по образцу или взаимопроверку по критериям.

Самооценивание/взаимооценивание по критериям позволяет учащимся соотнести ожидаемые результаты с уровнем достижения целей обучения и ставить ближайшие цели в самообразовании (развитии навыка составления уравнений реакций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

Приложение 4.

Конец урока

37-40 минут

В конце урока учащиеся проводят рефлексию.

Техника проведения:  закончить одно

предложение:

ü    сегодня я узнал...

ü    было трудно…

ü    я понял, что…

ü    я научился…

учащиеся выборочно зачитывают свои записи, анализ информации позволяет оценить уровень достижения ЦО, эмоционального состояния и прогресса учащихся.

Домашнее задание.

Предлагаемые задания направлены на отработку навыка решения задач на определение относительной атомной массы и развития представлений об изотопах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация выражена в подборе заданий, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся при работе в паре со стороны более способного ученика - консультанта (учителя), в подборе   ресурсов.

Оценивание знаний учащихся проводится на всех этапах уроках, форма контроля знаний: фронтально, индивидуально; контроль учителя, взаимоконтроль.

Правила техники безопасности на данном уроке поддержка здоровью учащихся в смене деятельности, создании психологически – комфортном взаимообучении учащихся через диалоговое обучение. 

 

 

Приложение 1. 

ЦО: 7.1.2.7- знать понятие «изотоп»

 

Критерии оценивания

Дескриптор

Учащийся:

Формулирует определение понятия “изотопы”

объясняет, в чём заключается различие между изотопами;

объясняет, в чём заключается сходство между изотопами;

формулирует определение понятия«изотопы»;

приводит пример изотопного состава одного химического элемента;

По изображению выбирает изотопы  

Выбирает изотопы гелия на основании состава атомов

 

Вариант 1.

Задание:

На рисунке показаны природные изотопы углерода:

(а) В чём заключается различие между изотопами углерода?

(b) В чём заключается сходство между изотопами углерода?

(с) Сформулируйте определение понятия «изотопы»

(d) Приведите пример изотопного состава другого химического элемента.

 

 2. Гелий имеет два изотопа 32He и 42He.

            Какие две диаграммы показывают расположение частиц в этих двух изотопах?

 

Приложение 2.

Образец:

Бром в природе встречается в виде двух изотопов: бром-79 (55%) и бром-81 (45%).

Задание:

(i) Рассчитайте относительную атомную массу брома.

Аr (Br) = (55%/100%)   79+ (45%/100%   81) = (0.55   79) + (0.45   81) = 43.45 + 36.45

= 79.9

Ответ: Аr (Br) =79.9

(ii) Предложить учащимся сравнить с   табличным значением

 

Приложение 3.

 

Деление на группы.

Задание: выберите карточку и сформируйте группы изотопов химических элементов.

Цели обучения:  - знать понятие изотоп;

- знать строение атома (p, n, e) и состав атомного ядра для первых 20 элементов.

 

Критерий оценивания:      Учащийся

ü  выбирает по описанию состава атома изотопы;

ü  устанавливает состав атомного ядра первых 20 элементов

 

24Mg

14 нейтронов

12 протонов

26 Mg

Натрий

11 протонов

11 электронов

23 нуклона

Водород

1Н

2Н

1 протон

Хлор

35Cl

37Cl

17 электронов

 

Приложение 4.

Работа в группах.

Критерии оценивания

ü  Объясняет дробное значение атомной массы химических элементов и рассчитывает относительную атомную массу для заданного элемента.

ü  Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях.

ü  Вычисляет относительную молекулярную массу химического соединения.

 

Задание 1.

Вариант 1.

Природный хлор имеет два природных изотопа:

a.      хлор-35 (77,35%=0,7735)

b.       хлор-37 (22,65%=0,2265).  Рассчитайте относительную атомную массу хлора.

Решение:

Аr (Cl) = = (0.7735  35) + (0.2265  37) = 27.0725 + 8.3805= 35. 453

Вариант 2.  

Неон имеет три изотопа. Их процентное соотношение   составляет 90,92% - 20Ne, 0,26% - 21Ne и 8,82% - 22Ne.Рассчитайте относительную атомную массу неона.

https://www.onlinemathlearning.com/image-files/chem31.gifРешение:

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

В природе встречается два изотопа лития 6Li   и 7Li. Сравните табличное значение  величины относительной атомной массы лития с массовыми числами изотопов и установите какой из изотопов 6Li   или  7Li представлен в природе в большем процентом содержании. Объясните свой ответ.

 Задание 3*.

На приведенной ниже диаграмме представлено природное соотношение изотопов элемента 2 группы периодической таблицы. Каждый пик в диаграмме представляет собой изотоп этого элемента.

Изучите диаграмму и ответьте на вопросы ниже:

 (i) Что означает термин изотоп?

(ii) На основании вышеприведенного соотношения массовых значений изотопов, определите,  сколько изотопов у этого элемента присутствует в образце______________?

 (iii) Какова масса изотопа с наибольшим относительным содержанием__________?

 (iv) Рассчитайте величину относительной атомной массы элемента, используя данные графика.

(v) Назовите элемент 2 группы__________________________________.

 

Задание 4**.

Если относительная атомная масса меди составляет 63,54, а в природе встречается два изотопа меди: 63Cu   и 65Cu, то предложите способ как вычислить процентное соотношение изотопов меди в природе.

Решение:

1-й изотоп 63Cu 
2-й изотоп 65
Cu 
Пусть доля 63
Cu   x, а 65 Cu y=(100-х). 

 Относительная атомная масса меди ( Ar) = (x / 100  63) + (y / 100  65) = 63,54 
                                                                63,54 = 0,63x + 0,65y ............. (2)   
 из уравнения (1); y = 100 - x 
 заменить y в уравнении (2) выше 63,54 = 0,63x + 0,65 (100 - x) 
 63,54 = 0,63x + 65 - 0,65x 
 1,46 = 0,02x 
  x = 0,73 (= 73%) 
  напомнить; y = 100 - x 
   y = 100% - 73% 
   y = 27% 

 

Приложение 5.

Домашнее задание:

1.    В природных соединениях рубидий представлен двумя изотопами: 85Rb и 87Rb; в соотношении 77% и 23% соответственно. Вычислите среднюю относительную атомную массу рубидия.

 Ответ  запишите  с точностью до второго знака после запятой.

2.             Элемент углерод  имеет три  изотопа: углерод-12, углерод-13 и углерод-14.

Заполните таблицу, чтобы показать количество протонов и нейтронов в каждом изотопе углерод.

Изотоп углерода

Массовое число

Количество протонов

Количество нейтронов

12С

12

6

6

13С

13

 

 

14С

14

 

 

(i) Укажите, что значит термин «относительная атомная масса», Ar.

(ii) Образец углерода содержал 98,90% углерода-12  (12С) и 1,10% углерода-13 ( 13С).

Используйте эту информацию для расчета относительной атомной массы углерода в образце. Запишите ответ до двух знаков после запятой.   

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru