химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 68664-alyuminij-stroenie-i-svojstva.doc

Разработка урока по химии для 9 класса

Тема: Алюминий  строение и свойства.

 

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания обучающихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.

Показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем          металлической связи и особенностей кристаллического строения.

Сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном в состоянии присущи особые, характерные физические и химические свойства.

Развивающие:

Возбуждать интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о прошлом, настоящем и будущем алюминия.

Продолжить формирование исследовательских навыков обучающихся при работе с литературой, выполнением лабораторной работы.

Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, предоставляя сведения о возможном использовании алюминия вчера, сегодня, завтра.

Формировать умения работать коллективом у каждого обучающегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.

Знакомитьобучающихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторный.

Оборудование: алюминий металлический, сера, йод, растворы кислот и щелочей, образцы природных соединений и сплавов алюминия, штатив с пробирками, колбы, спиртовка, бенгальские свечи, кусок алюминиевого провода, наждачная бумага, фольга.                                    

Ход урока.

Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.

Слайд №2

3. Император Наполеон |||  на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки? (Из алюминия). Слайд №3

Правильно, тема урока «Алюминий»

 Мы сегодня познакомимся с алюминием, историей открытия (слайд № 5), его физическими, химическими свойствами.

Слайд №4

4.Физические свойства алюминия.

«Существует только один заменитель воображения – опыт».    Д. Берджес

Лабораторная работа по теме: «Физические свойства  алюминия».

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам.

Изучение алюминия начинаем с определения его физических свойств.

Цель исследовательской работы: изучить физические свойства алюминия, выявить  закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

 Инструктивная карта.

  Задание

Изучите физические свойства по плану:

Определите агрегатное состояние вещества при н. у.

Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?

Определите плотность по справочным таблицам и сделайте вывод: является ли алюминий лёгким или тяжёлым?

Определите пластичность.

Является ли проводником тока?

Обладает ли ковкостью?

Определить: тугоплавкий или легкоплавкий.

Выявите  закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

Слайд №6

Результат исследований поместите в таблицу.

 

          Физическое свойство

           Область применения

Лёгкий

Самолётостроение

Пластичный

Кухонная посуда

Хороший проводник электрического тока

Электрические провода

Ковкий

Фольга для пищевых продуктов

Учащиеся рассматривают металлический алюминий и характеризуют его физические свойства: белый, лёгкий, пластичный, хороший проводник электрического тока, ρ = 2,702 г/см3 , tплавл = 660 0С. Следовательно, этот металл тугоплавкий или легкоплавкий?

Ответ – легкоплавкий. Ковкий, он легко вытягивается в тончайшую проволоку и прокатывается в тонкие листы. Демонстрирую фольгу для пищевых продуктов.

Вывод.

Т.о. мы видим, что алюминий используется во многих областях народного хозяйства. Слайд № 7

 И изделия из алюминия производят в Хабаровском крае на заводе строительных алюминиевых конструкций.

Слайд № 8

5.  Строение и свойства атома алюминия.

  характеризуют положение элемента в ПСХЭ, составляют электронную формулу, дают общую характеристику элемента. (Протонов 13, электронов 13, нейтронов 14, электронных слоёв 3, число электронов на внешнем уровне 3). Слайд № 9, 10.

Следовательно, алюминий с лёгкостью отдаёт 3 электрона, проявляя при этом постоянную ст. ок. +3. Алюминий сильный восстановитель. Легко окисляется.

6.   Хим. свойства Al.

Какую информацию о свойствах металлов можно получить на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов?

металлы в нём расположены в порядке убывания восстановительных свойств при реакциях в водных растворах в стандартных условиях. Металлы, стоящие до Al, взаимодействуют с водой  с образованием щелочей. Они очень активны.

Слайд № 11

Al – единственный активный металл, который используется в быту в чистом виде, т. к. он покрыт тонкой оксидной плёнкой очень прочной. Используется как абразивный материал.

Слайд №12

План рассмотрения хим. свойств алюминия:

взаимодействие с неметаллами (кислородом, бромом, йодом, серой, углеродом, азотом.) Демонстрирует учитель.

(Демонстрация горения бенгальской свечи)

Слайд №13

А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория.

С помощью самостоятельных исследований вы должны ответить на вопрос: является алюминий амфотерным металлом? 

Обучающиеся делятся на группы и проводят исследования.

Лабораторная работа: «Химические свойства алюминия».

Работу можно выполнять парами, можно индивидуально. Это зависит от обеспеченности кабинета оборудованием и реактивами.  Проводится инструктаж по правилам безопасного проведения эксперимента:

- работа с кислотами и щелочами,

- нагревание веществ,

- чистота и порядок на рабочем месте,

- внимательность.

Инструктивная карта.

1. Возьмите две пробирки. В каждую положите по кусочку алюминия. Прилейте в одну из них

1-2 мл раствора соляной кислоты, а в другую столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Пробирки слегка нагрейте. Запишите уравнения соответствующих реакций.

2. Кусочек алюминия поместите в пробирку. Прилейте 1,5 мл концентрированной серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

3. В пробирку поместите  кусочек алюминия и прилейте  раствор щёлочи. Содержимое пробирки нагрейте. Что происходит? Запишите уравнение реакции.

4. Результаты проделанной работы оформите в таблицу:

 

№ опыта

Исходные вещества

Результат

Уравнения реакций

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске записываются уравнения реакций.

Слайд №14, 15.

 Вывод: алюминий амфотерный, т. к. реагирует и с кислотами и со щелочами.

Закрепление

Слайд № 16, 17, 18.

Домашнее задание

обязательное: прочитать §13, задание № 1 на стр. 75;

дополнительное: задание № 2 на стр. 75;

творческое: создать презентацию на тему «Алюминий».

Слайд №19

 

 

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

Слайд №20

Пиротехнический состав бенгальских свечей представлен следующими веществами: барий азотнокислый, железный и титановый порошок, алюминиевая пудра, технический углерод (сажа), мел, калиевая селитра. Также включают кукурузный или картофельный декстрин или крахмал, метилцеллюлозу, фенолформальдегидную смолу