химия

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 79945-metodicheskaya-razrabotka-uroka-reaktsii-ionnogo-obmena.doc

Тема урока  «Ионные уравнения реакций»

Тип урока :формирование предметныхзнаний и умений  с элементами эксперимента 

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания о реакциях обмена в свете представлений ТЭД, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений; совершенствовать умения работать с учебником; развивать умения при  работе с химическими веществами.

Планируемые результаты: предметные. Обучающийся узнает о сущности и возможности протекания реакций ионного обмена. Научится определять ионы по их качественным реакциям, составлять полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена, применять эти знание для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей.

Универсальныеучебныедействия(метапредметные) Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получить возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательныенаучится выделять качественные характеристики объектов, заданные словами и символами; выделяют и формулируют познавательную цель; получить возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; выбирать основания и критерии для сравнения объектов наблюдения, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: научится вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получить возможность научиться устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в конструктивном

Форма организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальная, самостоятельная работа обучающего характера, поисково-эвристическая,

взаимный диктант, тестирование, самопроверка и взаимопроверка

 

Оборудование: Компьютер с проектором, экран, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

   

 Подготовка учащихся к уроку.

1. Деление  класса на группы по 7 человек.

 2. Группа получает оборудование для эксперимента.

 3. У каждого учащегося  на столе карточка для проведения взаимного диктанта (приложение №2).

    4. На каждом столе имеется алгоритм составления уравнений реакций, который спроецирован на экран (приложение №3).

 

                                          Структура урока.

   I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

  II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы).

  III.Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самопроверка и взаимопроверка)

IV. Первичная проверка понимания нового материала.  (Взаимодиктант)

V. Проверка  усвоенного на уроке. ( Тестирование)

 VI. Рефлексия (самооценка)

VII. Домашнее задание.

    Ход урока.

 I. Организационный этап. ( 1мин.)

 II. Актуализация знаний. (4 мин.)

Учитель.  На предыдущем уроке мы изучили понятия «электролиты» и «электролитическая диссоциация». 1.Вспомним, что такое электролиты, электролитическая диссоциация?

2. Какие соединения относятся к электролитам?

3. Составьте уравнения диссоциации растворов следующих веществ: серной кислоты, фосфата калия, гидроксида бария, фосфорной кислоты нитрата алюминия.

Класс работает в тетрадях, один ученик за компьютером (учитель контролирует).

 По окончании работы проецируем ответ на доску.

 Проводим самооценку выполненной работы на данном этапе.

     III. Изучение нового материала. (20 мин.)

                      Тема урока проецируется на экран.

Учитель. Вы уже знакомы с реакциями обмена и знаете, в каких случаях они возможны. До изучения теория электролитической  диссоциации реакции  обмена рассматривали как взаимодействие молекул кислот,  оснований и  солей. Подумайте и скажите, чем определяются свойства электролитов?

 Учащиеся отвечают, что в растворах электролитов присутствуют ионы, которые и определяют свойства данных веществ.

 Учитель.  Скажите, пожалуйста, какие частицы будут взаимодействовать в растворах электролитов?

Учащиеся отвечают, что это ионы.

Учитель. Сформулируйте определение ионных реакций.

 Учащиеся дают определение.

После этого на экран проецируем понятие реакций ионного обмена, и учащиеся записывают его в тетрадь.

     Реакции между ионами в растворах электролитов называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

 Учитель. Эти реакции идут в том случае, если ионы связываются в недиссоциирующие или малодиссоциирующие вещества: газ, осадок, воду.                                     Проецируем на экран, а учащиеся записывают в тетрадь.

   Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество.

Подготовленный ученик демонстрирует взаимодействие растворов электролитов, а все учащиеся называют признаки реакций.

Демонстрационные опыты:

   - соль + соль (Na2CO3 + CaCI2)

    - кислота + соль (HCI + K2CO3)

    - щелочь + кислота (KOH + HCI)

После каждого демонстрационного опыта  учащиеся называют наблюдаемый признак реакции и составляют  молекулярные уравнения реакций.

 На экран проецируем алгоритм составления уравнений реакций (приложение №3).

 Все работают в тетрадях, а один ученик за компьютером (учитель контролирует выполнение работы).

 По окончании работы сравниваем результаты.

 Учитель. Электролиты в растворах находятся в виде ионов, поэтому реакции, составленные в молекулярном виде, можно записать и в ионном виде. Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.

 Проецируем на экран алгоритм составления ионных уравнений (приложение №3)

Учащиеся в группах составляют уравнения реакций.

 На интерактивной доске показываем правильно составленные уравнения, проверяем выполненное задание, и группа выставляем каждому  оценку.

Учащиеся в группах проводят эксперимент (предварительно проведен инструктаж по технике безопасности) по вариантам (приложение №4).

После проведения опытов,  учащиеся составляют уравнения реакций в трех видах, обсудив их написание в группе. ( На экран проецируем  правильно составленные уравнения реакций). Группа выставляет каждому учащемуся оценку за выполненную работу.

Учащиеся делают вывод: таким образом, сокращенные ионные уравнения выражают сущность химической реакции и показывают, какие ионы реагируют между собой, и какое вещество образуется в результате.

  IV. Первичная проверка понимания нового материала (взаимный диктант)  (5 мин.)

Для проведения диктанта (приложение №2)  используем работу в парах. Порядок работы следующий: 1) один учащийся читает уравнение реакции по своей карточке, употребляя названия веществ, другой записывает его с помощью химических символов; 2) затем свое задание читает второй учащийся, а первый, ранее диктовавший, пишет; 3) каждый берет тетрадь соседа и проверяет выполнение задания; 4) учащиеся открывают карточки с правильно выполненным заданием и проверяют сначала одно задание, а потом другое; затем учащиеся анализируют ошибки.

(Условия задания и правильное решение обозначены на карточке разным цветом.)

            После проверки  диктанта проводим обсуждение результатов работы, разбираем допущенные ошибки, затем  за выполненную работу  выставляется оценки в тетрадь.

 V. Проверка  усвоенного на уроке (тестирование) (8 мин)

 Выполняем тест (приложение № 5); проводим самопроверку, для этого проецируем на экран правильные ответы. Каждый учащийся выставляет себе оценку за работу по известным критериям. Если есть ученики, которые не смогли себя оценить, то разбираем ответы устно, поясняя те моменты в выполнении работы, где были трудности.

 VI. Рефлексия (самооценка).(1 мин.)

Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок  и отвечает на вопрос: Какие  были трудности? Удалось ли их преодолеть? Учащиеся отмечают, что на уроке им было интересно, материал ими понят. Каждый учащийся получил оценку за урок.

  Итоговые оценки: «5» - 12,  «4» - 14, «3»-2.

  VII. Домашнее задание. (1мин.) п.15, упр. 3,5. Предложите три различных реакции  ионного обмена,   используя таблицу растворимости (доп. задание).     

                                                                                                     

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация знаний и постановка цели урока

1.Организует деятельность по проверке знаний предыдущей темы

 

 

-

 

 

 

 

 

- подводит итог опроса

 

Вызванныеучащиеся отвечают на вопросы учителя  обосновывают свои ответы.

Остальные учащиеся: слушают ответы одноклассников

Обсуждают ответы одноклассников.

Исправляют ошибки в выполненных заданиях (в случае необходимости).

Слушаютзаключение учителя

Использовать знаковосимволические средства в процессе решения учебно-познавательных задач.

Обобщать и интерпретировать информацию в виде схем (аспект смыслового чтения)

Знать области применения изучаемых веществ

 

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

Адекватно воспринимать оценку учителя

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя

 

 

Понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни.

 

 

2.Организует деятельность учащихся по актуализации знаний о важнейших соединениях галогенов:

 

Контролирует процесс выполнения задания

Вызванные учащиеся:

- записывают уравнения диссоциацииназванных веществ;

 

Остальные учащиеся: выполняют задание в тетради

Использовать знаково-символические средства в процессе решения учебно-познавательных задач.

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выполнять учебные действия в материализованной форме

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

 

Взаимодействовать с учителем в процессе выполнения задания

Воспитывать ответственное отношение к учебе, целеустремленность, трудолюбие самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

 

II. Изучение нового материала

1.Организует деятельность учащихся по определению рекций ионного обмена

- организует обсуждение возможного протеканий реакций ионного обмена

Демонстрирует процеес

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за ходом  монстрационного эксперимента.

Обсуждают результаты эксперимента.

Составляют уравнение реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводить наблюдение.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Объяснять наблюдаемые явления.

Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Составлять уравнения реакций

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

 

2.Организует деятельность учащихся по экспериментальному изучению реакций ионного обмена

- предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;

 

- предлагает в парах выполнить опыты,  оформить и обсудить их результаты;

 

- вводит понятие «реакции ионного обмена»;

- организует проведение лабораторного опыта по вариантам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

 

 

Проводят опыты по вариантам приложение1

Отмечают признаки реакций

Составляют уравнения реакций.

Дают названия исходным веществам и продуктам реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 

 

 

 

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

 

Описывать проведенные эксперименты, используя язык химии.

Составлять уравнения реакций.

Строить логические рассуждения, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.

Характеризовать, классифицировать объекты и явления. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

 

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить понятные для собеседника речевые  высказывания.

 

 

 

 

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

 

 

 

 

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории.

 

 

 

Управлять своей познавательной деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управлять своей познавательной деятельностью

 

                                   111      Первичная проверка понимания нового материала (взаимный диктант)  (5 мин.)

3. Организует работу в парах по первичной проверке  нового материала

 

 

 

 

Слушает и записывает уравнения реакций

по заданию приложение 2.

Обобщать и интерпретировать информацию.

нением.

Строить логические рассуждения, делать выводы на основе имеющейся информации.

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

 

 

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.

оить речевое ; уметь слушать собеседника

Понимать значимость и практическое применение химических знаний в быту, медицине, в практической жизни

Понимать границы своего знания и «незнания»

IVПроверка усвоения  нового материала

1.Организует деятельность по усвоения новых знаний:

- предлагает выполнить тест  приложеие 3

 

Контролирует процесс выполнения задания

Учащиеся

 выполняют задание и пооводят самопроверку

Задания, вызвавшие затруднение,разбираем устно

Структурировать знания.

Анализировать информацию, строить логические рассуждения, делать выводы на основе имеющейся информации.

Использовать знаково-символические средства для выполнения задания

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

 

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Вызванные учащиеся -  строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь

Формировать добросовестное отношение к учению, умение управлять своей познавательной деятельностью

V Рефлексия

Организует работу

Выставляю себе итоговую оценку за урок

Делать выводы на основе имеющейся информации

Осуществлять самоконироль

Строить взаимоотношения

Формировать добросовестное отношение

IV. Домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: п.15, упр. 3,5. Предложите три различных реакции  ионного обмена,   используя таблицу растворимости (доп. задание).     

                                                                                                        

 

              Приложение №2

                                 Задания для взаимного диктанта

1вариант. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций между растворенными в воде сульфатом меди(2) и хлоридом бария.

            CuSO4 + BaCI2 = BaSO4 + CuCI2

Cu2+ +SO42- + Ba2+ + 2CI- = BaSO4 + Cu2+ + 2CI-

               Ba2+ + SO42- =BaSO4

  2вариант. Напишите в молекулярном и ионном виде  уравнения реакций между гидроксидом меди (2)  и серной кислотой в растворе.

            Cu (OH) 2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Cu (OH) 2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O

          Cu (OH) 2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

3вариант. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций между хлоридом алюминия и гидроксидом калия в растворе.

           AICI3 + 3 KOH = AI (OH) 3 + 3KCI

AI3+ + 3CI- + 3K+ + 3OH- = AI (OH) 3 + 3K+ +3CI-

           AI3++ 3OH- = AI (OH) 3

4вариант. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций между гидроксидом бария и соляной кислотой в растворе.

            Ba (OH) 2 + 2HCI = BaCI2 + 2H2O

BA2+ + 2OH- + 2H+ +2CI- = Ba2+ + 2CI- + 2H2O

               2H+ + 2OH- = 2H2O

5вариант. Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций между карбонатом калия и соляной кислотой в растворе.

           K2CO3 + 2HCI = 2KCI + CO2 + H2O

2K+ + CO32- + 2H+ +2CI- = 2K+ +2CI- + CO2 + H2O

                    2H+ + CO32- = CO2

           Приложение №3

Алгоритм составления уравнений реакций.

       В молекулярном виде:

1. Записать исходные вещества.

2. Записать продукты, поменяв местами первые части формул исходных веществ.

3. Расставить степени окисления и составить формулы продуктов реакции.

4. Расставить коэффициенты

       В ионном виде:

1. Определяем по таблице растворимости, являются ли вещества электролитами.

2. Все электролиты записываем в ионном виде с учетом коэффициентов и индексов.

3. Формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных веществ записываем в молекулярном виде.

4. Вещество, выпадающее в осадок, выделяем стрелкой, направленной вниз, газ отмечаем стрелкой, направленной вверх.

5. Сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения.

6.Записываем оставшиеся частицы, учитывая, что вначале записываем катионы, а затем анионы.

       Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3 + 2NaCI

       Э                  Э         НЭ           Э

     2Na+ + CO32- + Ca2+ + 2CI- = CaCO3 + 2Na+ + 2CI

             Полное ионное уравнение

                Ca2+ + CO32- = CaCO3

               Сокращенное ионное уравнение                                                                                                           

 

                                                                                             Приложение №4

                                        Лабораторная  работа.

         Условия протекания химических реакций до конца.

 Оборудование: штатив с пробирками, растворы веществ.

Инструкция к работе. Получите задание с указанием номера варианта.

Возьмите три пробирки.  В каждую налейте по 2-3 мл указанных пар растворов. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Внимание! При проведении опытов пользуйтесь таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

Задания

Осуществите реакции между растворами:

 

Вариант 1

1. CuSO4 u NaOH;   2. Na2CO3 u HNO3; 3. NaOH u HCI.

Вариант 2

1. AI2 (SO4)3 u BaCI2; 2. Na2CO3 u HCI; 3. KOH u H2SO4.

 

 

                                                                                                                 Приложение №5

Вариант 1.

   Выпишите номер правильного ответа.

1. Условия протекания реакции ионного обмена до конца – образование:

1) осадка;

2) осадка, газа;

3) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества;

4) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества, изменение окраски раствора.

  Установите соответствие.

2. Исходные вещества:

1) Na2SiO3 u H2SO4;

2) CuSO4 u NaOH;

3) NaOH u H2SO4.

сокращенные ионные уравнения:

а) 2H+ + S2- = H2S                            г) 2H+ + SiO32- = H2SiO3

б) 2H+ + CO32- = H2O + CO2            д) Ba2+ + SO42- = BaSO4

в) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2                е) H+ + OH- = H2O

Выпишите номер правильного ответа.

3. Вещества, между которыми возможна реакция нейтрализации:

1) Cu (OH) 2 u H2SiO3;                      2) NaOH u FeCI3

3) Na2CO3 u BaSO4                          4) Fe (OH) 3 u H2SO4

4. Уравнение реакции ионного обмена:

1) 2FeCI2 + CI2 = 2FeCI3;              3) Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2;

2) CaCO3 = CaO + CO2;                 4) 3NaOH + AI (NO3)3 = AI (OH) 3 + 3NaNO3

Дополните.

5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения для процесса, схема которого Na2CO3 + H2SO4   ----, равна…

Вариант 2.

Установите правильную последовательность:

1. Ионное уравнение реакции-

  []   - формул                              [] - запись

  []   - ионами                              []  - между                                                                                                    

  []    - реакции                            [] - с помощью

Установите соответствие.

2. Исходные вещества:

1) Na2S u H2SO4

2) Ba (NO3)2 u Na2SO4

3) Na2CO3 u HCI

сокращенное ионное уравнение:

а) 2H+ + S2- = H2S                        г) SiO32- + 2H+ = H2SiO3

б) CO3-2 + 2H+ = H2O + CO2       д) Ba2+ + SO42- = BaSO4

в) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2           е) H+ + OH- = H2O

Выпишите номер правильного ответа.

3. Уравнение реакции нейтрализации:

1) Cu (OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O     3) Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2

2) CaCO3 = CaO + CO               4) 3NaOH + AI (NO3)3 = AI (OH)3 + 3NaNO3

4. Формулы исходных веществ реакции ионного обмена

1)  Cu (OH) 2 u H2SiO3                   3) Na2CO3 u BaSO4

2)   NaNO3 u FeCI3                        4) Fe (OH) 2 u O2

5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения реакции, схема которой  H3PO4 + NaOH  -----, равна