Химия 8 класс Тема « Типы химических реакций»
Цель урока: способствовать усвоению обучающимися знаний о типах химических реакций и умений их определять.
Задачи урока:
Образовательные: повторение знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, изучение классификаций химических реакций, научиться определять их тип; продолжить формирование умений записывать уравнения.
Развивающие: продолжение работы по развитию интеллектуальных и мыслительных умений (умение анализировать, сравнивать и обобщать); развивать познавательный интерес при выполнении лабораторных опытов.
Воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива; проводить рефлексию собственной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
Организационный этап.
Этапы урока
Вызов
Работа выполняется в группах ( основные приемы: « Ключевые слова», « Мозговой штурм»)
Введение в тему.
Прием « Ключевые слова»
Задание. Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ.
Ключевые слова: химическое явление, химическое уравнение, признаки химической реакции, закон сохранения массы.
Прием « Мозговой штурм»
После составления рассказа проходит обмен результатами работы в группах и обобщение первоначальных знаний.
определение химических явлений или химических реакций;
признаки химических реакций;
условия протекания химических реакций;
определение химических уравнений;
закон сохранения массы вещества.
Осмысление
Никакой, даже самый современный компьютер, не смог бы подсчитать число возможных химических реакций. В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество медленных и быстрых химических взаимодействий -от образования минералов, которое протекают миллионы лет, до ядерных реакций, которые завершаются в доли секунды.
Ржавление железа, окисление резины – примеры медленно протекающих реакций. Взрыв пороха, вспышка паров бензина в двигателе автомобиля – примеры быстро протекающих реакций.
И, несмотря на огромное количество реакций, все они объединены в группы, составляющие определенные классификации.
С одной классификацией химических реакций мы с вами познакомимся сегодня
На экране представлены несколько химических реакций
2H2 + O2 - 2H2O;
CaO + H2O - Ca(OH)2
3.Cu(OH)2 - CuO + H2O;
4.2HgO - 2Hg + O2
5.Zn + HCl = ZnCl2 + H2
6.AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3
Задание.
Проанализируйте состав веществ, количество реагентов и продуктов реакции и определите:
- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?
- различаются ли между собой реакции одной группы?
В ходе обсуждения сначала в группах, а потом в ходе общей дискуссии учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.
Прием « Таблица аргументов»
( На экране проецируется таблица с заполненными первой и четвертой колонками)
Задание. Пользуясь текстом учебника и предложенными реакциями, заполнить вторую и третью колонки таблицы.
1.Типы реакций. |
Определение. |
Примеры. |
4.Схема. |
1.Реакция соединения. |
Реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. |
2Mg+O2-2MgO CaO +H2O=Ca(OH)2 |
А + В = АВ АВ + СB = АCВ2 |
2.Реакция разложения. |
Реакция, в которой из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ |
2H2O=2H2+O2
Cu(OH)2=CuO + H2O |
АВ = А + В ACB2=AB+CB |
3. Реакция замещения. |
Реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном |
Mg+2HCl = MgCl2 +H2
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu |
А + ВС = АС + В |
4. Реакция обмена. |
Реакции между двумя сложными веществами, в результате которых происходит обмен их составными частями, называются обменом |
NaOH + HCl=NaCl + H2O
|
АВ + СД = АД + СВ |
После работы в группах на экране проецируется правильно заполненная таблица . Учащиеся самостоятельно проверяют правильность заполнения и отмечают знаками + или – свои результаты.
Прием « Задай вопрос» ( Обсуждение неправильных результатов в таблице)
Рефлексия
Проверка знаний, обмен мнениями.
Прием « Тест-шифровка»
Тест-шифровка На мои вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О. 1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество. 2.Образуется одно сложное вещество. 3.Образуются два сложных вещества. 4.Вступают два или несколько простых или сложных веществ. 5.Вступает только одно сложное вещество. 6.Одно из двух образовавшихся веществ - простое. 7.Образуется несколько простых или сложных веществ. 8.Вступают два сложных вещества. |
Учащиеся заполняют подготовленную таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
З |
С |
О |
С |
Р |
З |
Р |
О |
5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.
( Взаимопроверка результатов тестирования)
Подведение итогов.
Оценка работы групп и отдельных учащихся.
Подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Ответьте на предложенные вам вопросы:
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.