Химия за пределами учебника
Оценка 4.8

Химия за пределами учебника

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
химия
7 кл—8 кл
17.07.2023
Химия за пределами учебника
Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося.
Программа(внеурочка) 8 кл 2022-2023.docx

                                                                                                     

г. Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

 

                                                                               

 

                                                                                «Утверждаю»

                                                                                Директор МБОУ СОШ № 23

                                                                                Приказ от                        №

                ______________П.А.Петровсков

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 

«ХИМИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УЧЕБНИКА»

 

Уровень общего образования - 8 класс

Количество часов -  34

Учитель: Семёнычева Лариса Витальевна

 

 

 

Программа разработана на основе

 

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса создана на основе нормативных документов:

·        Закон РФ «Об образовании»

·        Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС)

·        Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010г №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011г, регистрационный номер 19682.

·        «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление от 10.07.2015 № 26

·        «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228;

·        Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (2017)

·        Методические рекомендации АППО по преподаванию «Истории и культуры Санкт-Петербурга» в 2017-2018 году

·        Методические рекомендации по изучению основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Историко-культурного стандарта в основной школе (2016 г.)

·        Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №23 от 18.09.2013 года № 171-ОД;

·        Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №23 на 2022- 2023 учебный год;

·        Устава МБОУ СОШ №23.

 

Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося.

Методологической основой построения программы дополнительного образования детей по химии является идея интеграция занятий кружка и уроков по химии, а также внутри предметная интеграция учебной дисциплины «Хи­мия». Изучение основ химии позволяет формировать представление о ней как о це­лостной науке, показать единство ее понятий, за­конов и теорий, универсальность и примени­мость их как для неорганической, так и для орга­нической химии. Другая идея — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяю­щая на химической базе объединить знания фи­зики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформиро­вать целостную естественнонаучную картину ми­ра. Третья идея курса — это интеграция хими­ческих знаний с гуманитарными дисципли­нами: историей, литературой, мировой художе­ственной культурой, что по­зволяет показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности.

Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной деятельности в области химии, считаю наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке. В комплекс химических способностей входят очень многие компоненты - логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества.

Внеклассная работа по химии ведется в следующих направлениях: практическом (химический эксперимент, занимательные опыты, творческая работа, исследовательская деятельность, синтез веществ) и теоретическом (изучение теоретических вопросов, истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работу с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, мини-проектов).

Содержание программы дополнительного образования детей подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, систематичность, добровольность, актуальность и практическая значимость, занимательность.

Форма и вид внеклассной работымассовая – олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, конференция, экскурсия, химические общества, групповую – выпуск стенной газеты, изготовление стенда, индивидуальную – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета.

Внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества.

При планировании и проведении занятий учитываются следующие аспекты: психологические особенности учащихся, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся.

Оживление индивидуальной творческой деятельности школьников в этом плане способствуют конкурсы лучших докладов, рефератов, стенгазет, фотовыставок. Заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей.

В условиях угрозы распространения и профилактики коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также при введении режима повышенной готовности, программа (или ее часть) может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

Цель: помощь учащимся в определении устойчивых интересов к химии; выявление склонностей, способностей и дарований;

Задачи:

Ø расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, доступных пониманию учащихся;

Ø развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории;

Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, ее вклада в развитие цивилизации;

Ø использование полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач

 

Сроки реализации программы – учебный год 2022-2023

Программа по химии рассчитана на учащихся 8-х классов 1 час в неделю (34 ч.)

 

Формы обучения:

Ø исследовательский лабораторный практикум, самостоятельная работа;

Ø проблемное обучение, создание проблемных ситуаций и их разрешение - "вопрос - задача - проблема".

Ø игровые методы обучения (познавательные и ролевые игры);

Ø программированное обучение - программирование для контроля за усвоением знаний и оценки результатов обучения.

Ø алгоритмизированное обучение (понятие алгоритма - формулировки законов, правил, принципов, определений и т. п.), алгоритм при проведении лабораторных практикумов;

Ø компьютеризация обучения (использование методов программированного обучения);

Ø развития способностей к самообучению и самообразованию;

Ø формы обучения: лекция, семинарское занятие, практическая и лабораторная работа, самостоятельная работа.

Ø лабораторный практикум, индивидуальное, групповое выполнение лабораторных работ;

Ø экскурсии;

 

Ожидаемые результаты:

ученик познакомиться:

ü какой вклад внесли выдающиеся ученые в развитие химической науки;

ü физические и химические явления,

ü при­меры практического использования изучаемых химических явлений и законов.

научиться объяснять:

ü роль химии в формировании научного мировоззрения;

ü вклад химических теорий в формирование естественнонаучной картины мира;

ü решать химические задачи;

ü находить информацию о химических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

владеть универ­сальными способами деятельности:

ü умения самостоятельно и мотивированно ор­ганизовывать свою познавательную деятельность,

ü использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

ü определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

ü оцени­вать и корректировать своё поведение в окружающем мире;

ü овладе­ние учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности

ü овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

Формы подведения итогов реализации программы по химии

 

Итоговый контроль включает: семинары; отчеты; конференции; чтение химической научно-популярной литературы; подготовка рефератов, мини-проектов; творческая работа по моделированию и конструированию; выпуск стенных газет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план курса

 

 

 

 

Тема

 

Практическая часть

Виды деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Тема №1. Предмет химии. В мире веществ. Вводный инструктаж по технике безопасности. (8ч)

1

1. Вводное занятие.

Вводный инструктаж по технике безопасности

Оборудование кабинета химии.

 

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 05.09

 

Б    01.09

 

2

2. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

 

Беседа, задания по презентации

АВ 12.09

 

Б    08.09

 

3

3. Реактивы, их классификация, хранение, фасовка.

 

Классифицировать реактивы по техническим показателям,

 

АВ 19.09

 

Б    15.09

 

4

4. Химическая посуда.

Приготовление растворов.

 

 

Классифицировать посуду, правила ее мытья размещения, хранения и нагревания.

Ознакомиться с приемами взвешивания и фильтрования.

АВ 26.09

 

Б    22.09

 

5

5. История химии

 

компьютерной презентации

АВ 03.10

Б    29.09

 

6

6. История химии. Знакомство с биографией ученых

 

компьютерной презентации

АВ 10.10

Б    06.10

 

7

7.Основы химического анализа: аналитическая химия.

 

компьютерной презентации

АВ 17.10

Б    13.10

 

8

8.Основы химического анализа: техника лабораторных работ.

 

компьютерной презентации

АВ 24.10

Б    20.10

 

Тема №2. Химия в быту. (4ч)

9

1. Ядовитые соли и работа с ними.

 

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 07.11

 

Б    10.11

 

10

2. Ядовитые соли и работа с ними. Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначение.

 

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 14.11

 

Б    17.11

 

11

3. Химия в быту

Практическая часть. Изучение моющей способности, твердых и жидких моющих средств различного назначения.

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 21.11

 

Б    24.11

 

12

4. Занимательные опыты. Химия в нашем доме.

Исследование свойств веществ и значения их для человека.

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 28.11

 

Б    01.12

 

Тема №3. Химия и пища. (5ч)

13

1. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека.

 «Исследование этикеток. Какую информацию она несет?»

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 05.12

 

Б    08.12

 

14

2. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

Решение задач.

Беседа механизмом обмена веществ в организме

АВ 12.12

 

Б    15.12

 

15

3. Витамины.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Решение задач

Выпуск буклетов, газет.

АВ 19.12

 

Б    22.12

 

16

4. Возможные загрязнители. 

Занимательная химия, знакомство и выполнение опытов занимательного характера

«Вулкан» на столе,

«Звездный дождь»,

«Зеленый огонь»,

вода зажигает бумагу,

разноцветное пламя,

волшебные палочки самовоспламеняющаяся жидкость,

водакатализатор

самовоспламенение парафина.

Выпуск буклетов, газет.

АВ 26.12

 

 

Б    24.12

 

17

5. Защита (мини) проектов

«Вторая жизнь твердым бытовым отходам»

Изготовление поделок из ТБО.

Выпуск буклетов, газет.

АВ 12.01

Б    14.01

 

Тема №4. Химические средства гигиены и косметики. (5ч)

18

1. Вещества которые входят в состав зубной пасты.

«Среда ротовой полости, что влияет на эмаль зубов?»

Выпуск буклетов, газет.

АВ 19.01

 

Б    21.01

 

19

2. Вещества используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств.

«Получение кислорода.»

Выпуск буклетов, газет.

АВ 26.01

 

Б    28.01

 

20

3. Современные лаки.  Польза и вред для человека.

 

Выпуск буклетов, газет.

АВ 02.02

Б    04.02

 

21

4. Состав косметических кремов. Польза и вред для человека.

Выполнение опытов занимательного характера

Выпуск буклетов, газет.

АВ 09.02

 

Б    11.02

 

22

5. «Химические средства гигиены и косметики»

Выполнение опытов занимательного характера

Семинар

АВ 16.02

 

Б    18.02

 

Тема №5. Химия в фармацевтической промышленности. (8ч)

23

1. Обязательные компоненты домашней аптечки. Средства анестезии. Жаропонижающие,

успокаивающие средства. 

Выполнение опытов занимательного характера

 

АВ 02.03

Б 25.02

 

24

2. Антибиотики и сильнодействующие препараты

Классификация и спектр действия на организм человека.

 

Выпуск буклетов, газет.

АВ 09.03

Б 04.03

 

25

3. Аспирин: за и против.

Исследование лекарственных препаратов.

Практическая часть

«Наличие аспирина в таблетках разных производителей»

Выпуск буклетов, газет.

АВ 16.03

Б 11.03

 

 

26

4. Правила хранения и использования лекарственных средств.

Практическая часть. «Правила хранения и использования лекарственных средств.»

 

АВ 06.04

Б 18.03

 

 

27

5. Влияние вредных привычек на организм. Токсическое действие этанола на человека.

 

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 13.04

Б 01.04

 

28

6. Влияние вредных привычек.

Курить – здоровью вредить!

Наркомания – опасное пристрастие.

 

Беседа, компьютерной презентации

Выпуск буклетов.

АВ 20.04

 

Б 08.04

 

29

7. Антидепрессанты.

 

Беседа, компьютерной презентации

АВ 24.04

 

Б 15.04

 

30

8. Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.

Выполнение опытов

 

АВ 04.05

 

Б    22.04

 

Тема №6. Профессиональная ориентация. (4ч)

31

1. Распространенные профессии, связанные со знанием химии.

Наука. Медицина

Выполнение опытов занимательного характера

Беседа, задания по компьютерной презентации

АВ 11.05

 

Б    24.04

 

32

2. Химик исследователь. Химик-технолог и биотехнология.

Химик-эколог

Выполнение опытов занимательного характера

Выпуск буклетов, газет.

АВ 18.05

Б    06.05

 

33

3. Медицина.

Врач. Провизор и фармацевт

 

Выпуск буклетов, газет.

Б  3.05

 

34

4. Разгадывание кроссвордов по химии «Химические профессии»

 

Выпуск буклетов, газет.

Б 20.05

 

Литература

 

1.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

2.     Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ – М.: Просвещение, 2008.

3.     Методика преподавания химии в средней школе. М..

4.     Химия. Современный краткий курс. М., 19с.

5.     Школьный эксперимент по неорганической химии. М..

6.     Хомченко Г. П. Химия. Общая и неорганическая химия. М.,

7.     На­стольная книга учителя. Химия. 9 кл. — М.: Дрофа. 

8.     Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.: Дрофа.

 

Технические средства обучения

1.     Компьютер.

2.     Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.     Набор шаростержневых моделей для составления моделей молекул.

2.     Лабораторный штатив с принадлежностями.

3.     Штативы для пробирок.

4.     Штативы металлические.

5.     Пробирочные зажимы.

6.     Спиртовка.

7.     Стеклянные трубки.

8.     Воронка.

9.     Химические стаканы на 50, 100 мл.

10. Колбы на 100 мл.

11. Круглодонные колбы.

12. Мерные цилиндры.

13. Плоскодонные колбы на 100 мл.

14. Пробирки.

15. Стеклянные палочки.

16. Ступка с пестиком.

17. Пробки с газоотводной трубкой.

18. Асбестовая сетка.

19. Весы с разновесами.

20. Марлевые повязки.

21. Бенгальские огни

22. Свечи.

23. Носовые платочки.

24. Ментол, ацетилсалициловая кислота, глюконат кальция, наборы витаминов, аспирин УПСА.

Химические реактивы и материалы:

1.     Кислоты: соляная, серная, азотная, уксусная, лимонная, аскорбиновая.

2.     Основания: гидроксид натрия, известковая вода;

3.     Металлы: магний, железо, цинк, медные монеты, гранулированный цинк.

4.     Неметаллы: кислород, сера, йод.

5.     Соли: перманганат калия, хлорид железа(III), красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, хлорид натрия, хлорид аммония, нитрат калия, иодид калия, хлорид кальция.

6.     Этиловый спирт, глицерин.

7.     Индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный.

8.     Мрамор, мел, растительное масло, нефть, активированный уголь, смесь поваренной соли с песком.

9.     Вода, черная тушь, чернила.

10. Куриный белок, молоко.

11. Карбонат натрия, карбонат кальция, гидрокарбонат натрия, мрамор.

12. Хлорид кальция.

13. Роданид аммония.

14. Малахит.

15. Смесь серы и песка.

16. Оксид кальция.

17. Бензол.

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                   СОГЛАСОВАНО

Зам директора по ВР                                               Протокол заседания

                                                                                   методического совета

__________Н.А. Кривошапкина                            ______________ М.М. Ивошина

 ______________ 2022 года                                    ______________ 2022 г

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Новочеркасск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 «Утверждаю»

Новочеркасск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 «Утверждаю»

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса создана на основе нормативных документов: ·

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса создана на основе нормативных документов: ·

Другая идея — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяю­щая на химической базе объединить знания фи­зики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т

Другая идея — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяю­щая на химической базе объединить знания фи­зики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т

Заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей

Заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей

Ожидаемые результаты: ученик познакомиться: ü какой вклад внесли выдающиеся ученые в развитие химической науки; ü физические и химические явления, ü при­ меры практического использования изучаемых…

Ожидаемые результаты: ученик познакомиться: ü какой вклад внесли выдающиеся ученые в развитие химической науки; ü физические и химические явления, ü при­ меры практического использования изучаемых…

Учебно-тематический план курса №

Учебно-тематический план курса №

Занимательные опыты. Химия в нашем доме

Занимательные опыты. Химия в нашем доме

Тема №5. Химия в фармацевтической промышленности

Тема №5. Химия в фармацевтической промышленности

Литература 1. Пахомова

Литература 1. Пахомова

Неметаллы: кислород, сера, йод

Неметаллы: кислород, сера, йод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2023