Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Урок 4. Химия с древности до наших дней.rtf
ХИМИЯ: С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
У р о к 4
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : Периодическая система химических
элементов, группы и периоды Периодической системы химических
элементов.
О б о р у д о в а н и е : Периодическая система (на столах учащихся).
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса).
– Какие явления называются физическими, химическими? Приведите
примеры (упр. 1).
Проверка упражнений 2–5. Как вы поняли, что такое наблюдение,
описание, эксперимент, моделирование?
II. Изучение нового материала (в форме рассказа учителя и
беседы).
(Можно привлечь диафильм или видеофильм об истории химии.)
По всей видимости, химия зародилась в Древнем Египте, где за 3–4
тысячи лет до нашей эры получали металлы, стекло, керамику, краски и
духи.
Очень долго шел этап накопления химических сведений, на
основании которых в V веке до н. э. Демокрит высказал идею об атомах.
Древние химики умели проводить не только наблюдения и описания,
они ставили эксперименты, путем проб и ошибок, а иногда случайно,
получали нужные им вещества. Объяснить, как и почему происходят
превращения веществ, они не могли.
В Средние века появляется наука – алхимия, целью которой
является превращение всех металлов в золото с помощью
философского камня.
Алхимики также пытались получить эликсир вечной молодости и
универсальный растворитель. Их цели, как мы теперь понимаем, были
антинаучны. Но алхимики принесли очень много пользы для развития
медицины, промышленности, методов работы с веществами. Они
изобретали новые химические приборы и открывали химические вещества и элементы.
В XVIII веке ученые пытались объяснить причины происходящих с
веществами изменений.
Огромен вклад в химическую науку М. В. Ломоносова: он
продолжил развитие атомномолекулярного учения и сформулировал
закон сохранения массы веществ: «масса веществ, вступивших в
реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее». На
основании чего становилось понятно, что сущность химической
реакции заключается в перегруппировке атомов веществ, вступивших
в нее.
К середине XIX века человечеству было известно 63 химических
элемента, возникла необходимость систематизации знаний о них. В 1869
г. Д. И. Менделееву удается создать систему химических элементов, в
которой каждому элементу нашлось место в соответствии с выведенной
Д. И. Менделеевым закономерностью. Эта таблица элементов
дополняется по сей день. Теперь уже люди не ищут химические
элементы в природе, а сами синтезируют их.
Периодическая система – главный справочник химика, и вы должны
научиться пользоваться им.
Для этого давайте рассмотрим структуру периодической системы. У
каждого элемента – своя «клетка», в которой указаны: название и
символ элемента, его порядковый номер и масса. «Клетки» имеют свои
координаты по вертикали и горизонтали. Они называются периодами
(горизонтальные ряды), их 7, в 1м периоде – 2 элемента, во 2 и 3м – по
8, в 4 и 5м по 18, в 6м – 32, в 7м также будет 32 элемента. Группы –
вертикальные столбцы, их 8. Они делятся на подгруппы: главные и
побочные. В главные подгруппы входят элементы с 1го по 7й
периоды, а в побочные – только начиная с 4го периода.
Вы должны уметь определять «координаты» химических элементов и
находить элемент по заданным координатам.
III. Игра «Цепочка».
Учитель называет координаты, первый ответивший ученик имеет
право назвать следующий элемент или его координаты и т. д. Д о м а ш н е е з а д а н и е : читать § 3, 4, упр. 5 (письменно).
ХИМИЯ: С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
ХИМИЯ: С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
ХИМИЯ: С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.