В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!
Цель деятельности учителя: расширить знания воспитанников о значении
хлеба в жизни человека.
Педагогические задачи:
способствовать расширению и обогащению
словарного запаса детей, пониманию обучающимися нравственного значения
бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; содействовать
формированию умения работать с текстом: понимать смысл текста, делить текст
на части, озаглавливать части.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о процессе выращивания хлеба.
Личностные: проявляют познавательный интерес к материалу, испытывают
моральное удовлетворение от результатов внеучебной деятельности;
демонстрируют уважительное отношение к труду людей, под руками которых
рождается хлеб, к хлебу как богатству и достоянию страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме;
логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – умеют задавать вопросы и отвечать на них,
поддерживают беседу, при помощи вопросов получают необходимую
информацию;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль
учебной деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы : мультимедийная презентация, толковый
словарь С. И. Ожегова (три экземпляра).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : сообщить тему мероприятия, предложить
выполнить специальное задание (в словарях найти определение слова «хлеб»,
подготовить пословицы и поговорки, рисунки о хлебе, составить устное
сочинение на тему «Береги хлеб»); провести экскурсию на хлебозавод.
I. Вступительное слово.
Х о д з а н я т и яП е д а г о г . В конце августа – 29 числа – празднуется Третий Спас, который в
народе называют Хлебным. Великое благо – иметь каждый день на столе хлеб.
Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак,
обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или
за грибами или, скажем, дальнее путешествие.
Хлеб всегда и везде сопутствует нам. В честь хлеба слагали гимны, песни,
совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора
урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного,
дорогих гостей. И сегодня хлебомсолью встречают и провожают русские люди
желанного заезжего гостя, подносят хлебсоль дорогому человеку в знак особого
уважения. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость,
уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к
поколению и прививалось человеку буквально с первых дней жизни.
Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к
хлебу и к тем, кто взрастил его? Представим себе на минуту нашу жизнь, наш
стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Как часто мы
говорим о бережном отношении к хлебу, но не всегда умеем привести такие
примеры, которые заставили бы всех задуматься, какое это богатство – хлеб!
Скажите, в какой стране принято встречать дорогих гостей хлебомсолью?
(Ответы обучающихся.)
II. Основная часть.
У ч е н и к 1. Если мы хотим когото
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
– Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлебсоль из рук!
У ч е н и к 2. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
В. БакалдинХлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
С. Погореловский
У ч е н и к 3. Дороже и злата, и соболя,
Он всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права!
И так повелось это исстари –
Изба пирогами красна.
Хлеб – самая главная исповедь
Пред жизнью во все времена.
У ч е н и к 4. Женщин, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли
каравайщицами – служительницами плодородия. Каравай в восточнославянской
мифологии – существо, олицетворяющее плодородие.
На экране слайды: «Хлеб всему голова», «Хлеб – наша гордость, наше
богатство».
У ч е н и к 1. Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить». Хлеб рожден
четырьмя стихиями: солнцем, землей, водой и огнем. Мы сегодня услышим звуки
солнца, земли, огня, воды.
У ч е н и к 2. Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
А. Коршун
У ч е н и к 3. С незапамятных времен хлеб был главной едой людей: сытно,
полезно и вкусно. Откуда же хлеб берется? Оказывается, чтобы попасть на стол,
он проходит очень длинный путь.
П е д а г о г . Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле весной,
когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая.
К о н к у р с з а г а д о к «Калейдоскоп профессий».
Кто на мельницу пришел
И зерно в муку смолол? (Мельник.)
Скажите, кто так вкусно,
Печет пирог с капустой,
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,Скажите, мальчики! (Пекарь.)
В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведет ... (комбайнёр).
У ч е н и к 4. Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла
булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном
выбирает лучшие, сильные зерна и принимает решение – когда и где их посадить.
Тракторист пашет землю, сеет зерна. Через некоторое время появляются всходы.
Чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их
обрабатывают специалисты. Затем выходят на уборку комбайны. Убрали – надо
везти в хранилище, сушить да проветривать, чтобы сохранить урожай. Потом –
на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.
У ч е н и к 5. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов так писал о
тяжком труде землепашца:
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Очи потухли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
У ч е н и к 6. Булочники, пекари были в России уважаемыми людьми.
Профессия эта считалась одной из самых почетных. Владимир Алексеевич
Гиляровский, талантливый бытописатель Москвы, оставил интересные зарисовки
о жизни трудового народа, в том числе и о деятельности очень популярного
тогда булочника Ивана Филиппова, хлебные изделия которого были любимы не
только москвичами: их доставляли ежедневно к царскому столу в Петербург и в
самые отдаленные уголки России.
У ч е н и к 7. Иван Филиппов говорил: «Хлебушко черненький труженику
первое питание».
– Почему он только у Вас хорош? – спрашивали.
– Потому что хлебушко заботу любит. Выпечкато выпечкой, а вся сила в
муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах,
на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки...
П е д а г о г . Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну
буханку! Ребята, а вы знаете, что человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи и около
половины ее составляет хлеб? Чтобы испечь одну булку нужно… А скольконужно зерен, как вы думаете? (10 тысяч зерен.) Это много или мало? (Очень
много.)
У ч е н и к 1. Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, ктото всерьез недоспал.
Н. Савенков
У ч е н и к 2. Утрами хлебный запах льется.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века был трудным хлеб.
У ч е н и к 3. Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде, так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.
А. Мишин
У ч е н и к 4. Старинная народная пословица гласит: «Если хлеб на столе, то и
стол – престол! А когда хлеба ни куска, то и стол – доска!» В народных
пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского
человека к хлебу. Недаром его ласково называли «Хлеб – наш батюшка».
У ч е н и к 5. У многих народов существовали различные представления и
поверья о пользе черствого хлеба. Так, в Древней Греции и Древнем Египте
считали, что такой хлеб полезен при заболеваниях желудка, что, впрочем, не
отрицает и современная медицина. У английских солдат в период колониальных
войн существовало убеждение, что вдыхание аромата свежеиспеченного хлеба
помогает избавиться от насморка. У русского народа во все времена было самое
почтительное отношение к хлебу: «Хлеб – всему голова».У ч е н и к 6. Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за
границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари,
не разгибая спины, трудились на полях помещиков и кулаков, ели его не вдоволь.
Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая.
У ч е н и к 7. Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям
пришли умные машины – трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание
обрушилось на наш народ: началась Великая Отечественная война. Молодое
поколение страны узнало цену военного хлеба, который выдавали по карточкам.
Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше
не будет и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли,
морил людей голодом, чтобы сломить и победить советский народ.
У ч е н и к 8. Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке, в каждой корке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем,
Им были детства дни полны.
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
П е д а г о г . Послушайте отрывок из поэмы Раисы Ахматовой «Слово о
хлебе».
У ч е н и к 1. Как рано в сорок первом мы взрослели!
От слез слепа, от голода слаба,
Я видела, как на корню горели
Созреть не успевавшие хлеба.
Горели пироги и караваи
И становились дымною золой…
Нам хлеб полупрозрачный выдавая,
Учителя качали головой.
Коптил военный фитилек в жестянке,
И вдовы скорбных не скрывали глаз,
Когда солдаты жизнь свою под танки
Бросали, как гранаты, ради нас.У ч е н и к 2. Никогда, никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали
от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на
день была лишь 250 граммов, служащего, иждивенца и ребенка – 125 граммов.
У ч е н и к 3. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого
хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек
для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать,
нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и
обстрелу. Живой – значит победа!
У ч е н и к 4. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
Р. Рождественский
У ч е н и к 5. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
У ч е н и к 6. Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной».
У ч е н и к 7. Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
У ч е н и к 8. Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь».
Н. ТихоновП е д а г о г . Вам известен полной трагической силы дневник, который вела в
нестерпимо долгую блокадную зиму 1941–1942 гг. Ленинградская школьница
Таня Савичева.
В нем всего девять страничек.
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
«Дядя Леша – 10 мая в 4 дня 1942 года».
«Мама – 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
И еще три странички:
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
У ч е н и к 1. Великая Отечественная война окончилась победой нашего
народа. Ценой 20 миллионов человеческих жизней, разрушенными городами и
селами, сожженными совхозами и колхозами, израненными полями и
уничтоженными лесами мы заплатили за победу.
У ч е н и к 2. Неисчислимы братские могилы,
Не всех солдат известны имена.
Но даже смерть победой восходила,
Как прорастает колос из зерна.
Все подвиги храним мы в сердце свято.
За павшего героя – первый сноп.
К могиле Неизвестного солдата
Прославленный приходит хлебороб*.
П е д а г о г . Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное
время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь он, хлеб,
сегодня всегда доступен: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой:
круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами,
изюмом. Зачерствела горбушка – и равнодушная рука спокойно и хладнокровно
отправляет ее в мусорное ведро.
Множество самых разных хлебобулочных изделий выпекается на
предприятиях хлебопекарной промышленности. Изобилие хлеба! Вот и не
задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу.Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!
Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле
золотое.
С л а й д «Изречения о хлебе».
«Хлеб – народное богатство».
«Хлеб – выше золота и алмаза».
«Быть выше хлеба человек не может,
Пусть даже самый главный на земле…»
«Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы».
«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».
«Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться».
«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».
«Без хлеба нет песен».
П е д а г о г . С уважением и любовью нужно относиться к хлебу. Я хочу еще
раз сказать о цене хлеба. Он – всему голова. Это самый дорогой плод нашей
материземли и рук человеческих. Хлеб – это державное богатство. Часто можно
услышать: нефть – хлеб транспорта, металл – хлеб промышленности. Одним
словом, хлеб – основа жизни. Хлеб – мощь нашего государства.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово –
«жизнь».
У ч е н и к 1. Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Н. Тихонов
III. Подведение итогов (рефлексия).
П е д а г о г . Сформулируйте выражения, близкие теме нашего клубного часа,
дополните ее содержание (слайд):
• Хлеб – наше богатство.
• Берегите хлеб!
• Хлеб – всей жизни голова.
Повторите правила, которым должен следовать неукоснительно каждый
разумный человек:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляй недоеденных кусков.3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на
земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
– Я очень надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как
дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по
новому относиться к хлебу.