Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
Оформление сцены: висят плакаты с изображением караваев хлеба, с
пословицами о хлебе. В центре – высказывание: «Хлеб – всему голова».
Выставка мучных и хлебных продуктов , которые производит хлебозавод,
выставка книг о хлебе. На стенах газеты. Зал украшен вырезанными из
бумаги колосьями пшеницы. В центре стоит стог из колосьев пшеницы,
обвязанный красной лентой.
Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашева, слова Бокова.
Ведущий 1. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого
труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка»,
«Хлеб – это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба –
нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об
истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали
в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей
трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец,
выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий 2. Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края
– Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и
большой город. У целинников были свои песни.
Звучит куплет из песни на музыку Е. Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут
новоселы».
Чтец.
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Ведущий 1. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай.
Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан
хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Г. Г рубин
Чтец.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... теплый, золотистый,Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ведущий 2. Хлеб! Какое привычное и всетаки необычное слово. В самом
деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения,
зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Л. Татьяничева
1й чтец.
2й чтец.
3й чтец.
4й чтец.
5й чтец.
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
И. Токмакова
Ведущий 1. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
1й чтец.
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.2й чтец.
3й чтец.
Вместе.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, –
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
Ведущий 2. Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь
давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли?
Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Чтец. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не
могли дать ответ, почему. Оказывается, потому, что в нем много питательных
веществ – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученыемедики
подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а
при тяжелой работе – 800 г. В хлебе от 4,7 до 7 % белка, 40–45 % углеводов,
ежедневно обеспечивающих человека 1000–1600 ккал энергии. Это значит, что
почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности,
человек получает от хлеба.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Ведущий 1. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не
одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки,
бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус
хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды
и др.
Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и
из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941–1944 гг. в стране было
заготовлено 4312 млн пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди
самоотверженно трудились, выращивая его.
Звучит куплет песни «Слава русскому хлебу!», слова Н. Папькина, музыка
К. Массалитинова.
Чтец.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущий 2. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время
рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города – 125 г.
В. Суслов
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г
черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслейсада № 5
г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.
Ведущий 1. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один
кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его
на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде
найти хоть какуюнибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую,
худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную,
обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной
пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце
ненавистью к войне».
Ведущий 2. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани
Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в
поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла
(звучит «Реквием» В.А. Моцарта).
Ведущий 1. Никто из нас не остается равнодушным к историческим
документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки»
хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что
ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек в их
поселке за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба
в 50 г), это составит 200 кг, т. е. около 200 буханок хлеба окажутся
выброшенными.
«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».
Звучит «Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана.
Ведущий 2. «При сытости помни голод» – это завет, предостережение наших
предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалостисердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на
помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с
пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба.
Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному
богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они
знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются
булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для
них».
Чтец.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий 1. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.
Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых
качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и
пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
Чтец.
Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Хлеба крошка
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Ведущий 2. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен
делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся
им.
X. Сапаров
Чтец.
Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
(В руках у мальчика каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят
почетные гости, и благодарит этим караваем.)
Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например «Расти,
колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.