Хохломская роспись

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 13.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация об истории возникновения, технологии и видах росписи хохломских изделий.
Иконка файла материала Хохломская роспись.ppt

История развития хохломского промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе у крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,
сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом или серебром. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом.

деревни, где родилась Хохлома.

Река Узола, вдоль которой расположены

В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных центрах.
Старейший из них – фабрика художественных изделий в селе Семине Нижегородской области; второй и третий – в городе Семенове.

Хохломские изделия

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом.

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота



Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".

Подготовка к покраске

Изделие обмазывают льняным маслом.
Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи.
Шлифуют.
Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

Технология росписи

«БЕЛЬЁ»

ГРУНТ

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ

РОСПИСЬ

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.

Хохломские художники рисуют:


- Растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются.
В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
- Самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой.
«Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.
- Зооморфные орнаменты: диковинные птицы и рыбы.
- В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.

Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) . Иногда травный орнамент дополняют припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.

Фоновое письмо

или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.

Процесс фоновой росписи


Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;

Отписка - окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.

Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.


«Кудрина» - это разновидность росписи под «фон».

Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Инструменты и материалы

Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
Хохломская роспись выполняется масляными красками.
Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.

Основные цвета хохломской росписи

Красный, черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

Элементы росписи: узор «травка»

Выполняется легким движением
кончика кисти сверху вниз

Мазки с небольшим плавным
утолщением

Рисуются приемом прикладывания
кисти к бумаге

В виде непрерывной линии
одинаковой толщины, закрученной в спираль

Выполняются с легким нажимом в
середине элемента

«Кустик» - состоит из более простых симметрично
расположенных элементов

Этапы построения травного орнамента

Элементы росписи: узор «Ягодки»

Этапы построения орнамента с ягодками и листочками