«
Хорошее настроение»
Арт-терапия как метод психо-коррекционной работы с детьми с ограниченными
возможностями
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».
Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния.
Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арт-терапии. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. В Российской энциклопедии указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
Арт-терапия применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
· Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.
· Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.
· Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
· Компенсирует недостающие возможности.
· Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.
· Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.
· Оптимизирует личностные качества.
· Обеспечивает социальную адаптацию.
В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:
· Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
· Сказкотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)
· Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
· Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
· Куклотерапия -
· Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на развитие детей. Позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Техники арт-терапии:
Изотерапия
- один из популярных и доступных методов познания себя. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.
На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
С детьми с ОВЗ с неразвитой моторикой рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Детей с более развитой моторикой знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, «волшебные» веревочки. А дети с развитой моторикой могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Музыкатерапия
В данном методе музыку используют в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей дошкольного возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции.
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы в коррекционной школе является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей с интеллектуальными нарушениями, «упорядочивает» их психику.
Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства.
Рисование под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных ахроматических цветов к светлым, ярким.
Сказкотерапия
- это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
переноса сказочных смыслов в реальность;
активизации ресурсов, потенциала личности;
экологического образования и воспитания ребенка;
улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Для прослушивания и обсуждения используются сказки:
- народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему).
Посредством сказочных образов, их действий, дети могут:
найти выход из различных сложных ситуаций;
увидеть пути решения возникших конфликтов;
усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.
Игротерапия
Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного "я", успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.
Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребёнком возникают различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. Рекомендуется детям поочерёдно меняться ролями.
Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения.
Сказочная куклотерапия
В рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В сказкотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Работа с куклой позволяет:
Совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений;
Нести ответственность за управление куклой;
Проявлять через куклу те эмоции и чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
Развивать произвольное внимание;
Совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Песочная терапия
К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
Какие дети особенно нуждаются в этом виде терапии? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" .
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Основные результаты, которые были достигнуты
Анализируя результаты своей деятельности, были достигнуты следующие результаты:
Повысился уровень адаптированности в социуме у обучающихся.
Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов.
Сформирована мотивация к обучению.
Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.