"Хорошее настроение" Арт-терапия как метод психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
Оценка 4.8

"Хорошее настроение" Арт-терапия как метод психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
психологическая работа +1
17.08.2021
"Хорошее настроение" Арт-терапия как метод психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
Арт-терапия - это технология, несущая особые коррекционные и развивающие возможности. Применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в том числе при аутизме, зпр, ум, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Хорошее настроение.docx

« Хорошее настроение»
Арт-терапия как метод психо-коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.  Необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.  Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».

     Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния.

Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арт-терапии. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. В Российской энциклопедии указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

      Арт-терапия применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

·        Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.

·        Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.

·        Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

·        Компенсирует недостающие возможности.

·        Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

·        Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

·        Оптимизирует личностные качества.

·        Обеспечивает социальную адаптацию.

В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:

·        Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

·        Сказкотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)

·        Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.

·        Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

·        Куклотерапия -

·        Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на развитие детей. Позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Техники арт-терапии:

Изотерапия

 -  один из популярных и доступных методов познания себя. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.

     На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что  чувствует, чего боится, кого и что любит.  Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

   С детьми с ОВЗ  с неразвитой моторикой рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Детей с более развитой моторикой  знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, «волшебные» веревочки. А дети с развитой моторикой   могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Музыкатерапия

В данном методе музыку используют в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей дошкольного возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.

Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы в коррекционной школе является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей с интеллектуальными нарушениями, «упорядочивает» их психику.

Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства.

Рисование под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных ахроматических цветов к светлым, ярким.

Сказкотерапия

- это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;

образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;

переноса сказочных смыслов в реальность;

активизации ресурсов, потенциала личности;

экологического образования и воспитания ребенка;

улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Для прослушивания и обсуждения используются сказки:

- народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему).

Посредством сказочных образов, их действий, дети могут:

найти выход из различных сложных ситуаций;

увидеть пути решения возникших конфликтов;

усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

Игротерапия

Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного "я", успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.

Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребёнком возникают различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. Рекомендуется детям поочерёдно меняться ролями.

Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения.

Сказочная куклотерапия

В рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В сказкотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Работа с куклой позволяет:

Совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений;

Нести ответственность за управление куклой;

Проявлять через куклу те эмоции и чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;

Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

Развивать произвольное внимание;

Совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Песочная терапия

К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Какие дети особенно нуждаются в этом виде терапии? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" .

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Основные результаты, которые были достигнуты

Анализируя результаты своей  деятельности, были достигнуты следующие результаты:

Повысился уровень адаптированности в социуме у обучающихся.

Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов.

Сформирована мотивация к обучению.

Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.


 

Хорошее настроение» Арт-терапия как метод психо-коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

Хорошее настроение» Арт-терапия как метод психо-коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как: ·

В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как: ·

А дети с развитой моторикой могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия…

А дети с развитой моторикой могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия…

Для прослушивания и обсуждения используются сказки: - народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему)

Для прослушивания и обсуждения используются сказки: - народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему)

Нести ответственность за управление куклой;

Нести ответственность за управление куклой;

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2021