храм

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 14 (4 кл).docx

Урок 14. Храм.

Проверка д/з

Слайд 1. Правила поведения.

5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Новая тема

Слайд 2. Название урока.

Вы узнаете:

- Что люди делают в храмах

- Как устроен православный храм

Слайд 3. Повторение ранее пройденного материала.

Давайте вспомним с вами, что такое религия? (дети отвечают)

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога.

А какая цель у религии? (дети отвечают)

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (дети отвечают)

(щелчок, Васнецов В.М. Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу.

Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. (щелчок) Послушайте стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

 

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

 

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

 

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

 

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

 

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

Слайд 5. Внешнее устройство храма.

Давайте посмотрим внешнее устройство храма.

(щелчок) Вход в храм начинается с паперти. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

(щелчок) Далее проходим через притвор. Здесь раньше молились оглашенные, т.е. те, кто собирается принять Крещение.

(щелчок) Над притвором обычно строится колокольня.

(щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.

Слайд 6. Внешнее устройство храма.

Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 7. Внутренне устройство храма.

А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Слайд 8. Символическое значение частей храма.

Щелчком по цветному блоку с надписью вызывается выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

 

Слушаем текст и смотрим иллюстрации

Слайд 9. Иконы, свечи.

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 10. Священник.

И священники.

- Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

- А что это за служба? - спросила Леночка.

- Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать.

Слайд 11. Свеча.

Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 12. Свеча.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

 

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

 

Слайд 13. Свеча.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

 

Слайд 14. Свеча.

Свеча горит, как символ веры,

А вера — это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

 

Слайд 15. Кадило.

Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

- Кадило! - шепнул Ваня.

- А зачем вы чадите в храме? – не удержалась Лена.

Слайд 16. Кадило.

- Да, это кадило, - подтвердил отец Алексий. - Им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 17. Кадило.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Слайд 18. Панихида.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 19. Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 20. Канун.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 21. Голгофа, канун, поминание.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

ВРЕЗКА:

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

А дальше – муж, невыжившие дети,

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 22. Записки.

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 23. Записки.

Слайд 24. Записки.

Слайд 25. Молитва.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 26. Храм, иконы.

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 27. Иконы.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Слайд 28. Иконы.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.

Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 29. Священник.

Мужская часть 4 класса тут же уточнила:

- А вы можете помолиться, чтобы Россия стала чемпионом мира по футболу?

- Помолиться мы можем. Но Бог лучше нас знает, что полезнее для нашей страны. Знаете, и отец может не исполнить просьбы своего ребенка. Например, если уже простуженный ребенок просит купить ему мороженое…

Слайд 30. Крестное знамение.

- А почему люди перед иконами машут руками?

Слайд 31. Крестное знамение.

- А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

Слайд 32. Крестное знамение.

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Слайд 33. Благословение.

Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Слайд 34. Благословение.

Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро  осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Слайд 35. Благословение.

Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 36. Иконостас.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

Слайд 37. Иконостас.

Иконостас, как мы с вами уже видели на схеме храма, отделяет мир божественный от мира человеческого. И в то же время иконостас объединяет оба эти мира в одно целое, показывая на образах святых, что разделение это преодолимо в примирении человека с Богом.

Иконостас является также образом всей истории Церкви – от сотворения человека до нынешних дней.

И еще иконостас олицетворяет собой собрание всей Церкви в единой молитве. Почившие в вере ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, мученики, исповедники, праведники. И как продолжение – стоящие в храме верующие.

Слайд 38. Царские врата.

В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Слайд 39. Царские врата.

Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Слайд 40. Царские врата.

Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 41. Священник.

- Постойте, отец Алексей! Нам говорили, что Бог – это начало всех вещей. Как же тогда у Него может быть мать? Значит, раньше Бога был еще кто-то?!

Слайд 42. Богородица.

 - Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария - Богоматерь.

Слайд 43. Богородица.

Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна. Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

Слайд 44. Богородица.

При переходе на этот слайд автоматически начинается песнопение «Богородице Дево, радуйся»

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

Слайд 45. Алтарь.

А за иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

- Это секретная комната?

Слайд 46. Алтарь.

- Нет, никаких секретов у нас нет. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Работа с текстом (врезка)

Слайд 47. Богослужебный язык.

Найдите в тексте, на каком языке ведется богослужение в русских православных храмах? (дети ищут в тексте и отвечают)

Слайд 48. Равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Найдите в тексте, кто создал церковнославянский язык? (дети ищут в тексте и отвечают)

ВРЕЗКА:

В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии... Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий и их ученики.

ВРЕЗКА:

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

А дальше – муж, невыжившие дети,

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

 

Вопросы и задания

Слайд 49. Иконостас.

1. Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

Слайд 59. Икона.

2. Может ли православный христианин молиться без иконы?

Слайд 51. Казанская икона  Пресвятой Богородицы.

3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

Слайд 52. Пчела и свеча.

4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

 

Благословлённая Вечной природой,

Ставшая телом живым благодать,

Кружит пчела, чтобы воском и медом

За сотворенье природе воздать.

 

Пусть мне простят – но ни много, ни мало

Быть на пчелу я похожим хочу,

Чтоб и мое бытие даровало

Мёд - человеку, и Богу - свечу.

В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Слушаем песню

Слайд 53. Храм Твой, Господи, в Небесах. Исполнители Александр и Елена Михайловы

При переходе на этот слайд автоматически начинается воспроизведение аудиофайла и смена картинок.

Давайте посмотрим небольшой клип о мольбе Церкви Христовой к Господу Иисусу Христу и о самом главном  бесценном даре Господа людям – о Таинстве Причастия.

____________________________________________________________________________________

Методическое обеспечение экспериментальных уроков  по Основам православной культуры для 4-5 классов, урок 14 - http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/14 .

_____________________________________________________________________________________

 

http://azbyka.ru/tserkov/o_tserkvi/zachem_tcerkov_bog_v_dushe/ : Когда современный человек говорит о Боге в душе, то он лишь использует слова, принадлежащие его христианским предкам. Для него эти слова совсем не означают реального Богообщения, вовсе не означают живого присутствия Бога в его сердце.

Да, цель христианской жизни – реальное пребывание в Боге. Задача христианина – соединиться с Богом, ощутить Царство Божие в своей душе как реальное Божественное присутствие.

Но чтобы действительно соединиться Богом человеку нужно участвовать в таинствах, установленных Самим Богом. Таинственное питание человеческой души Божественной благодатью осуществляется в храме. Именно в храме христианин получает живое соединение с Богом, приобретает Божественную благодать, которая укрепляет его в повседневной жизни. Именно в храме преподаются таинства, соединяющие человека со своим Творцом.

Таинственна и сама храмовая молитва и человеческое предстояние Богу в храме. В этом предстоянии пребывает Сам Бог, сказавший: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 28: 20), И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

___________________________________________________________________________

 

Что есть такого в Церкви, чего не найти нигде больше? Зачем человек ходит в храм?

Протоиерей Алексий Уминский

http://www.pravmir.ru/zachem-xodit-v-xram/

«Зачем ходить в церковь?» На это ответить невозможно, потому что вопрос задан слишком по существу.  Как на этот вопрос ни отвечай, никакого абсолютно полного ответа, наверное, дать невозможно. До конца на этот вопрос ответить нельзя, потому что тайна церкви – неисчерпаема, и что такое церковь не так-то просто объяснить.

Хотя у церкви есть масса разных внешних и внутренних признаков,  по которым она определяется как церковь, поэтому она узнаваема, люди знают, что такое церковь, но совершенно не до конца себе представляют, что же в церкви происходит и, действительно, зачем же нужно ходить в церковь?

Дело в том, что церковь представляется многими из нас, большинством из нас, даже теми, кто давно ходит в церковь, как некое место, которое, прежде всего, отвечает твоим потребностям. То есть в церковь ходить надо для того, чтобы получить то, что я нигде кроме церкви получить не могу. Тогда в каком-то смысле ответ на этот вопрос «Зачем ходить в церковь?» может быть дан: в церкви ты получишь то, что нигде никогда в другом месте ты не получишь.

И, собственно говоря, люди за этим в церковь и идут. Они идут в церковь, потому что нигде как в церкви ты не сможешь покрестить своего ребенка, нигде как в церкви ты не сможешь отпеть своего усопшего родственника, повенчать свой брак, подать записки на молебен, освятить воду и масса-масса других вещей, ради которых люди ходят, вернее, не ходят, а приходят в церковь.

Но оказывается, одновременно с этим, если человек поставит вопрос немножко глубже, то он может сказать: «А мне это как раз от церкви не надо. Мне не нужна святая вода, я могу и без нее обойтись. Мне не нужно подавать записки, я и сам помолюсь. Мне не нужно ничего такого от Бога внешнего, потому что, если я верю в Бога, то я могу и сам без церкви сказать Ему главные слова, почитать Его Святое Евангелие, понять как мне жить». И он будет абсолютно прав.

Потому что когда человек немножечко глубже и серьезнее начинает относиться к своей вере и понимать, что, собственно, зажженная свеча перед иконой – это еще не есть вера, это еще не есть осуществление твоей веры. Что заказанный молебен водосвятный – это не есть еще твой путь ко Христу.

Даже крещение, которое совершается в храме, даже те таинства, которые  совершаются в храме (когда человек их воспринимает для себя как такие отношения, что «мне это нужно, и я это получу»), когда церковь становится неким таким «комбинатом по оказанию особых услуг», духовных услуг, которые никакой иной институт или комбинат оказания услуг в этом мире не окажет.

Но церковь тогда оказывается очень земным комбинатом по оказанию неземных услуг. И тогда вопрос «Зачем ходить в церковь?», с одной стороны, получает свой маленький ответ, а, с другой стороны, этот вопрос «Зачем ходить в церковь?» начинает звучать еще более и более серьезно. Потому что, если мы ходим в церковь за этим, значит, мы еще в церковь не ходим. Значит, в общем-то, чего-то мы о церкви не знаем того, зачем она существует, для чего вообще она нужна, что это такое – церковь?

К сожалению величайшему, этот стереотип нашего мышления выработан веками, тысячелетиями. Он такой, что за оказанную услугу надо чем-то заплатить. И, если я хочу что-то получить, то это мое приобретение должно быть чем-то отблагодарено, что-то должно быть эквивалентом того, что я получаю. И в церкви люди как-то очень быстро придумали, как можно найти этот эквивалент своим духовным нуждам. И эквивалент оказался тем же самым – деньги, обычные деньги.

И тогда интересным становится, что, когда человек приходит в церковь, главным местом для него становится не алтарь, где совершается самое важное (потому что то, что там совершается, во-первых, никому не понятно в большинстве случаев, а, значит, и не очень интересно, потому что, если бы было интересно, сразу стало бы понятно), а церковный ящик, только церковный ящик!

Именно там  происходит самая активная жизнь в церкви, именно там самое интересное. Именно там тебе могут что-то объяснить, что-то рассказать, куда-то направить, потому что там человек получает знание – перед какой иконой ставить свечу, какому святому при каком случае надо молиться,  где «за здравие», где «за упокой», сколько стоит сорокоуст… И все! И тогда это оказывается центром нашей жизни. Кому-то именно это и нужно от церкви. К сожалению, большинству людей, огромному  количеству людей именно это в церкви больше всего и нужно, и понятно, и очевидно, что, если я прихожу в церковь за этим, мне надо в церкви что-то получить и взять.

Но есть люди, которым это не нужно, которые от Бога хотят иного и от веры своей хотят иного. И тогда они ставят вопрос: «А зачем нужна церковь,  если это в церкви мне не очень нужно, я могу и сам молиться. Я понимаю, что оттого, что я поставлю свечу перед иконой в храме или зажгу лампадочку у себя дома, разница невелика. Я и Бог. Зачем церковь?» Этот вопрос надо почаще ставить перед собой всем людям – и верующим, и неверующим – и обязательно искать на него ответ.

Потому что церковь существует не для того, чтобы мы здесь что-то могли вот таким образом приобрести. В церкви ничего нельзя приобрести по одной простой причине: церковь – это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы, не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ.

Когда Господь раздает свои дары, Он от человека ничего не требует, Ему не нужно, чтобы за это Ему платили, нельзя заплатить за самое главное в церкви – за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное, когда Господь раздает дары.

Вот только дары Божии не похожи на то, что мы хотим приобрести. Потому что обычно человек приходит в церковь именно за тем, что он обычно желает своим близким на Новый год: крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни. Вот эти три позиции – неистребимые позиции, которые составляют, собственно говоря, сущность нашего представления о счастье, благополучии, правильности нашей жизни. Действительно,  прежде всего, человек в этом нуждается: в крепком здоровье, в хорошей работе и в счастье в личной жизни. Что еще надо человеку? Ничего не надо.

Человек исчерпывает себя этими тремя просьбами, пожеланиями, а Бог-то дает совсем другое. Может Господь подать и счастье, и здоровье, и успехи до какой-то степени, до какого-то определенного периода, на какое-то определенное время, когда человеку это необходимо, но вообще-то Он в мир пришел не за этим.

И если человек читает Евангелие, кроме того, что он за ящик подает записки, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь в Евангелии никому, во-первых, не обещает, не гарантирует и даже не желает.  Какие же тогда дары человек может получить от Бога и хочет ли он этих даров, желает ли он этих даров? Или он от Бога всегда хочет получить только то, что нужно ему в данный момент?

Так чаще всего и бывает, что человек приходит в церковь  не потому, что он ждет от Бога даров, а за тем, что «мне нужно сегодня вот столько, а все остальное не надо, ровно настолько мне надо сегодня от Тебя получить, дальше Ты в мою жизнь не вмешивайся, дальше Ты ко мне не стучись».  И тогда получается, конечно, нелепость полная, потому что церковь – то место, где Бог встречает человека.

Вообще-то человек встречает Бога обычно вне церкви. И чаще всего так с нами случается, с людьми, которые обратились к Богу, пройдя через какой-то жизненный путь, свои ошибки, через какие-то скорби человеческие, что мы встречаем Бога совсем не в церкви, а встречаем Бога в самых неожиданных местах. Иногда в таких местах, о которых люди неверующие могут только сказать: «Там Бога нет». А вот именно часто человек встречает Бога там, где другим, большинству,  кажется, что там Бога быть не может или спрашивают: «Ну, где же Ты, Бог?»

Встречают Бога в жутких, страшных местах, где не место Богу, но человек может там встретить Бога, и эта встреча с Богом может его, и должна, и так обычно бывает, перевернуть, сделать его жизнь совсем иной. И вот так человек после встречи с Богом очень сильно меняется внутренне, если эта встреча произошла.

И понятно – Бог слышит человека везде. Не надо ходить в церковь, чтобы быть услышанным, это же понятно. Будешь ты в самолете лететь на небе – Бог тебя услышит. Будешь ты под землей в шахте замурованным с шахтерами – Бог тебя услышит. Будешь ты в подводной лодке – Бог тебя услышит. Где б ты ни был – на земле, под землей, под водой, на воде, на другой планете вместе с космонавтами, – Бог тебя услышит, потому что Бог рядом с тобой всегда и везде. И, конечно же, когда люди говорят, что Бог у меня в душе – да, в том числе и…

А второй момент, очень важный – Бог-то тебя слышит, а как ты Его слышишь? А важно ли теперь тебе услышать Бога? А нужно ли тебе услышать Бога? Или теперь тебе достаточно того, что Бог тебя услышал, ты Его встретил и теперь как бы все, точка, главное в твоей жизни определено, все  стоит на своих местах?

Вот теперь надо понять: а что значит – слышать Бога? А что значит – идти к Нему? Что значит – жить в вере? И тогда вопрос «Зачем ходить в церковь, зачем нужна церковь?» приобретает свою актуальность, потому что церковь – то место, где Бог встречает человека не для того, чтобы тот служил Ему молебны, не для того, чтобы тот ставил Ему свечи перед иконами, не для того, чтобы совершались какие-то атрибуты обрядов, атрибуты веры, из которых человек может взять себе нечто удобное, удобоносимое, и вот сейчас, в данный момент, ему необходимое.

А это то место, где Бог дает человеку дары. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ДАР, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ – ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. БОГ СЕБЯ ВРУЧАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.  И ЭТО ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ. И больше нигде. Потому что церковь – это обиталище Божественных даров и то место на земле, которое сам Бог определил как место, где Он отдает Себя людям, чтобы люди смогли Его воспринять.

Можно всю жизнь ходить в церковь, как очень многие об этом думают, многие смотрят, и совершенно к этому не имеют никакого отношения.  Потому что когда человек приходит к Богу таким образом, те слова, которые Христос сказал на Тайной Вечере своим ученикам, в молитве обращаясь к Своему Отцу, когда Он говорит: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое – Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, отдать себя Богу, в руки Божии, вручить себя Богу.

Но ведь на эти слова такой ответ Христос говорит: «Все Мое – твое». И когда для человека становится очевидным, что Господь ему готов отдать «все Мое – твое», то вообще-то очень часто человек обычно отвечает: «А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое – это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо».  Но ведь это и есть дары Божии. Когда человек приходит на исповедь, таинство покаяния, что человек думает, что человек говорит? «Я приобретаю или я отдаю? Конечно, таинство исповеди существует для того, чтобы я снял с себя свои грехи, чтобы я очистил свою душу».

Когда человек к таинству покаяния подходит, что обычно с нами происходит? Ведь для нас же это таинство необходимо для нашего спасения, мы же хорошо понимаем, что без покаяния, без очищения души, без раскаяния человек не может войти в Царствие Небесное. Но ведь когда, например, мы каемся, Господь прощает наши грехи, какое чувство мы испытываем? Чувство облегчения, ведь, правда? Прежде всего,  нам важно почувствовать, что мы освобождены, что с нас снят этот груз греха.

А ВООБЩЕ-ТО, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТО ТОГДА НИКАКОГО ПРОЩЕНИЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Потому что, если человек способен забыть, что он прощен, с легкостью отойти и не воспринимать прощение как бремя, как тяжесть, как тяжелый благодатный дар, тогда он никогда не поменяется. Тогда с ним ничего не произойдет, тогда он будет брать только то, что нужно ему теперь, он никогда не будет отдавать себя после этого.

То же самое происходит в таинстве причащения Святых Христовых тайн с нами, людьми воцерковленными. Потому что мы же сами знаем, когда нам это нужно – причащаться Святых Христовых тайн.  И мы даже знаем, зачем нам это нужно, потому что мы воспринимаем таинство причащения Тела и Крови Христовых как тоже благодатный дар, как благодатную помощь нам в нашей жизни. Мы освящаемся, мы наполняемся благодатью, нам Господь дает силы, Он приходит к нам, чтобы очистить нас, чтобы нас с Собою соединить, но мы не понимаем самого главного – почему говорятся слова: «Тело ломимое, кровь изливаемая»?

Что это – причастие? Мы не понимаем и даже не хотим понять о том, что мы причащаемся страданиям Христовых, Его Креста, Смерти, Сошествия в ад и Воскресения.  Это значит, что мы говорим, вот сейчас перед причастием мы читаем молитву Иоанна Златоустого: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго…» А за этой молитвой стоят слова Апостола Петра: «Господи! с Тобой я готов и в темницу и на смерть…» (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).

Вот, когда человек причащается Христовых тайн, что он должен мыслить, что он должен говорить. Потому что, если я причастился Страданий Христовых, значит, я буду готов, что вместе с этим причастием мне Господь подаст весь Свой дар, всего Себя отдаст! Не ту часть, которую я хочу получить как приятное благодатное состояние, а вот то, самое главное, что за этим стоит – путь к Воскресению через Крест, страдания и ад. Но вот второй части мы не хотим, нам надо только это, в причастии нам надо только это, в исповеди нам надо это,  в Соборовании – здоровья прежде всего, и так далее и тому подобное. И тогда понятно, зачем мы ходим в церковь.

Но за тем ли мы ходим в церковь и затем ли церковь существует, чтобы обслуживать наши религиозные потребности, как это совершенно замечательно поняли для себя советские атеисты, записав это в закон о религиях, что «культ обслуживает…» и так далее. А священник тогда – профессионал, тот, кто раздает и за это деньги получает. И такая церковь, и такое место, конечно, многих может ужасать и многим может не нравиться, потому что там, где торгуют благодатью, там Христа-то нет.  Потому что Христос таких из церкви изгоняет, как в Евангелии написано.

А если человек приходит за дарами к Богу, готов сказать «Все мое – Твое» и в ответ не побояться услышать от Бога слова «Все Мое – твое», то церковь может существовать для человека, потому что церковь существует только за одним – церковь то место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

Вот так в свое время пришел в церковь князь, воин, женолюб, любитель пиров, вина, грозный, с одной стороны, наказатель и судья, и, с другой стороны, щедрый раздаятель всевозможных почестей, а через какое-то время стал святым равноапостольным князем Владимиром, которого стали звать Красно Солнышко. Вот каким он стал – похожим на Христа.

Вот также пришла в храм страшная отъявленная блудница, гадкая и мерзкая. Пришла в церковь, а потом стала преподобной Марией Египетской.

И таких людей, которые приходили в церковь одни и говорили: «Все мое – Твое, Господи! Мое страшное, ужасное, отвратительное, возьми меня таким, какой я есть, но до конца», а в ответ были готовы принять Христа, их – миллиарды, миллиарды, которые стали похожими на Христа. Церковь только ради этого и существует. Никакой другой задачи у церкви нет, как делать нас похожими на Христа.

______________________________________________________________________

«Есть три разряда людей: одни – обретшие Бога и служащие Ему, другие – не нашедшие Его, но стремящиеся к тому, третьи – которые живут без Бога и не ищут Его. Первые рассудительны и счастливы, последние безумны и несчастны, средние несчастны, но разумны»

(Паскаль Б. Мысли о религии. Статья XXII: «Различные мысли о религии»).

_______________________________________________________________________

 

СВЕЧА

Арсений Тарковский (1926 г.)

 

Мерцая желтым язычком,

Свеча все больше оплывает.

Вот так и мы с тобой живем

Душа горит и тело тает.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

СВЕЧА

Олег Воротынский

 

От теплой красоты Калуги,

До ветреной Камчатки вдалеке.

Цветы растут по всей округе,

На нежном и зеленом стебельке.

 

Под яркими лучами солнца,

Питаясь влагой, от родной земли.

Нектар, цветку дает природа,

Чтоб пчелы собирать его могли.

 

И целый день трудясь, не уставая,

Пчелиный рой, несет нектар к себе.

Потом в дупле все соты заполняя,

К зиме готовится заранее уже.

 

А на Медовый Спас, не опасаясь,

Укуса пчел, качает бортник мед.

А то, что с медом воск ему достался,

Он в монастырь с молитвою несет.

 

Зайдя в обитель, крестик прижимает,

К своей груди, натруженной рукой.

Монаху приношение он вручает,

И помолясь идет к своей людской.

 

Приняв от бортника, святое приношение,

Служитель Господу, молитву превознес.

И получив архимандрита разрешение,

Для рукоделья, в келью воск принес.

 

Зажгя лучину, и пришив заплаты,

Веревкой волос, повязал себе.

И закатав рукав широкой рясы,

Свечу стал делать на своем столе.

 

И много раз, шепча свою молитву,

Фитиль из пакли, он в посуду окунал.

Где воск расплавленный томился,

Затем на воздухе, студя его держал.

 

И только воск, застыв янтарью,

Он снова Богу, помолясь в тиши.

Его в посудину макал рукой умелой,

И делал это он, от всей своей души.

 

Все время, он трудился беззаветно,

Проливши множество, натруженных потов.

Пока волокна фитиля не превратились,

В венец заслуженных, намоленных трудов.

 

И вот свеча на свет явилась,

Молитвы инока, впитав в себя.

Чтоб мы зажгя ее молились,

Не зная благостней огня.

 

Чтоб в храме ярко пламенея,

Сердца не опаля, зажечь.

Чтобы тревожные унять волненья,

Слова в молитву к Богу нам облечь.

 

Огонь и свет, в свече соединили,

Дыхание Земли, и запахи цветов.

Тепло божественной любви и благодати,

И послушание, и к Господу любовь.

 

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

 

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

 

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

 

Свеча горит, как символ веры,

А вера — это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

 

18 августа 2011 г.

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  -


 

Скачано с www.znanio.ru