Христианские образы в повести "Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя
Оценка 4.7

Христианские образы в повести "Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
23.05.2021
Христианские образы в повести "Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя
Христианские образы в повести "Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя
Христианские образы в повести Ночь перед Рождеством Н. В. Гоголя.doc

 

ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ

В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

VI КЛАСС

 

Актуальность темы для учителя: Гоголь-христианин прочно вошел в современное литературоведение: изданы его духовные произведения, тщательно изучена переписка, мемуары о нем. Между тем, его творчество, особенно «раннего периода» продолжают рассматривать исключительно в контексте романтической традиции с ее мифологическими мотивами и образами. Не отрицая влияние романтизма на формирование творческого метода писателя, интереса Гоголя к фольклору с его языческим содержанием, полагаем необходимым обратиться к христианскому составляющему, в том числе его сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и, в этой связи, раскрыть перед учащимися глубину и разнообразие художественного наследия писателя.

Цель урока: рассмотреть основные темы и образы повести, сюжетные линии, посредством которых в произведении реализуются диады «жизнь-смерть», «победа-поражение», «мужество-трусость» в преломлении к образу личности христианина, подвижника, мастера.

Задачи:

1) обучающие: научить анализировать образы повести; дать представления о некоторых христианских ценностях, понимании добра и зла, сущности Рождества;

 2) развивающие: формировать умение мыслить; излагать свое видение художественного текста, вырабатывать навыки работы с текстом;

3) воспитательные: воспитывать у учащихся положительные нравственные качества, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Методы: коммуникативный, интерактивный, аналитическая беседа, частично-поисковый.

Оборудование: фрагмент мюзикла «Ночь перед Рождеством», аудиозапись калядных песен «Эта ночь святая», «Рождество Христово, Ангел прилетел…», Икона Рождество Христово, Икона Страшный суд, изображение св. Антония Великого.

Опережающее домашнее задание: Один или несколько учащихся могут заранее получить задание по подготовке сообщения «Праздник Рождества», мультимедийную презентацию.

 

 

Ход урока

 

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Беседа о личных наблюдениях детей.

Какие христианские праздники знают? Что им известно о Рождестве? Какие ассоциации у них вызывает Рождество?

2. Выступление учащихся, подготовивших сообщения о Рождестве.

3. Прослушивание колядных песен.

В беседу о Рождестве уместно будет включить прослушивание колядных песен.

Колядные песни – это традиционные обрядовые песни религиозного характера, прославляющие рождение Иисуса Христа, а также повествующие о других лицах и событиях Ветхого завета.

II. Основной этап.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с Вами погрузились в атмосферу дивного Праздника Рождества Христова, и совсем не случайно мы заговорили именно об этом праздничном событии. Ведь сегодня мы поговорим о повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831, 1832 гг). Но сначала посмотрим фрагмент мюзикла по этому произведению.

2. Просмотр фрагмента мюзикла из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Беседа об увиденном.

Учащиеся смотрят фрагмент и делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

– какое настроение у Вас вызывает увиденное?

– чем отличается музыка фрагмента от услышанных Вами ранее колядных песен?

Действительно, ребята, современные новогодние шоу (спектакли, мюзиклы, программы) на ТВ пестрят постановками по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Еще в момент их издания наборщики издательства прыскали от смеха: настолько живо и красочно, образно и с юмором они были написаны. И сегодня читателям и зрителям нравится «такой Гоголь», который смешит и поднимает настроение. Но мало кто помнит, что во вторую половину своего творчества в 1840-е гг. Гоголь не хотел даже включать эти произведения в собрание сочинений. Более того, когда видел их на полке у своих друзей, да еще и во время Великого Поста накануне Пасхи, просил, чтобы убрали, сам забирал.

– Как Вы полагаете, почему?

Учитель путем постановки проблемного вопроса приглашает учащихся к дискуссии.

3. Дискуссия. В ходе дискуссии выяснится, что причина такого негативного отношения писателя к своим ранним произведениям заключается в обилии образов нечистой силы, которые в них вывел автор.

4. Слово учителя (продолжение).

Действительно, тема нечистой силы, получившая такой резонанс в рассматриваемом сборнике, огорчала Гоголя-христианина. Если раньше он думал, что над чертом можно посмеяться: «Как черта выставить дураком», это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и всего творчества[5]. «Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом» (Письмо Шевыреву из Неаполя от 27 апреля 1847 года.) [3, т. 14, с. 511]; то теперь как христианин он иначе взглянул на этот образ. Слово может материализоваться, автор, который пишет о чертях, о монстрах, всякой нечисти как бы оказывает им уважение, отдает им честь, наконец, «вызывает» их из небытия – и этим множит зло в мире. О том, что Гоголь реально ощущал и видел зло, свидетельствует и его личное признание, которое он сделал своему современнику Д.К. Малиновскому в конце 1840 гг. Так, на вопрос, как ему удается так мастерски представлять «всякую пошлость. Очень рельефно и живо!», Гоголь с улыбкой ответил: «Я представляю себе, что бес большею частью так близок к человеку, что без церемонии садится на него верхом и управляет им, как самою послушною лошадью, заставляя его делать дурачества за дурачествами» [2,с.280]. Вслед за Пушкиным, который назвал главное свойство гения Гоголя – изображать пошлость человека, Ап. Григорьев, отвергая все толки о «переломе» писательского дара, еще в 1847 году писал, что это свойство Гоголя началось еще с «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: «Ни один писатель не обдает вашей души такою тяжелою грустью, как Гоголь, когда он <…> обливается <…> негодованием над утраченным образом Божиим в человеке, образом вечно прекрасного» [4, с.111–112]. Итак, Гоголь искал прекрасное в человеке, всю жизнь стремился изобразить человека прекрасного, возвышенного, возрожденного.

– Что такое, по-вашему, прекрасный человек?

5. Подбор синонимов к слову прекрасный: хороший, великолепный, добрый, отзывчивый, красивый, честный, милосердный, божественный, чудесный и пр.

6. Слово учителя (продолжение):

Для Гоголя, как для любого верующего человека – прекрасный человек – это человек, который несет в себе образ Божий, то есть который стремится к свету, а не к темноте, который ищет добра, а не зла. Давайте обратимся к центральным образам повести.

– Кто в повести является положительным персонажем? Можно ли назвать Вакулу прекрасным человеком? Настоящим христианином?

7. Групповая работа. Одна группа ищет подтверждения в тексте положительных черт кузнеца, другая – отрицательных, «сомнительных» с точки зрения образа цельного христианина.

8. Слово учителя (продолжение):

Итак, мы выяснили, что образ Вакулы противоречив, он слаб, как и всякий человек, его слабость объяснима также любовью к Оксане, но, пожалуй, главное оправдание Вакулы перед Богом – это его творчество, его талант мастера. Во-первых, Вакула – кузнец, а значит, он по роду своей профессии помогает людям, но он еще и  художник, причем, не простой художник – он мастер-иконописец.

– Какую картину нарисовал Вакула для Церкви?

9. Рассмотрение иконы Страшный суд.

Страшный суд в христианском понимании – суд Иисуса Христа, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, когда определится окончательная вечная участь каждого человека и духа (по некоторым представлениям, Страшный суд окончательно погубит сатану, от того так не любят его бесы). Страшный суд занимал большое место в формировании мировоззрения Гоголя как христианина. В детстве сценами Страшного суда пугала Николая мама Мария Ивановна, очень набожная аскетическая женщина; перед смертью о наказании грешников в аду много рассказывал писателю его духовник – священник Матвей Константиновский.

Поэтому черта и разозлила это изображение, которое нарисовал Вакула для церкви.

В процессе рассмотрения качеств Вакулы мы заметили, что его обращение за помощью не к Богу, а к колдуну Пацуку, а затем и к черту, не приемлемы для христианина.

– Как меняется отношение черта к кузнецу к финалу повести?

10. Беседа.

– Почему черт испугался Вакулу и даже стал слушаться его?

В ходе беседы выясняется, что это случилось потому, что:

1)кузнец совершил крестное знамение;

2)вера Вакулы оказалась сильнее козней дьявольских, верой можно победить зло, обрести счастье, гармонию;

3)бесстрашие Вакулы. Он не испугался нечистой силы.

Христианская история знает немало примеров подвижников, которые не боялись злых духов, даже вступали с ними в открытое противостояние. Так, например, святой Антоний Великий (251 г. – 356 г) – египетский отшельник, основатель монашества, написал первый очерк демонологии. Есть такой эпизод в житии Антония Великого, когда ему явился демон в образе великана, огромного и страшного. Скрежеща зубами, пугая Антония, он шел навстречу великому старцу. Антоний: осенил себя крестным знамением и бросился на великана с кулаками! И великан исчез![7]. Самое сильное оружие против демонов – это крестное знамение и мужество, бесстрашие, которое должно быть в сердце христианина всегда в совокупности с чистым и непорочным образом жизни.

Гоголь с детства очень хорошо знал житийную литературу. Так, В. Н. Мочульский писал: «Несомненно, что многие верования из языческой поры еще тлеют в душе народа <…> Но <…> вера в бесов, в бесовские наваждения, которым уделено значительное место в повестях Гоголя, носит, несомненно, характер позднейших культурных наслоений. <…> Жизнь Украйны всегда тесно была связана с матерью русских городов – Киевом, его Печерской Лаврой <…> Неудивительно, что многие сказания о Киевских святых, где говорится о кознях диавольских, о борьбе с ними святых и о победе их над бесовской силой, перешли в верования народные и вошли, так сказать, в их плоть и кровь. Вот почему Гоголь и захватил так глубоко народную жизнь, что сумел проникнуть в самые недра народного духа» [6,с.13].

Гоголь, конечно, знал и житие Антония Великого и другие жизнеописания великих подвижников. «Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало, и на этой дороге, нечувствительно, почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе человека…», – писал он из Рима [1, с. 211]. Гоголевский кузнец такой же бесстрашный верующий человек.

 

III. Обобщение.

Заключительное слово учителя: при изучении текстов любого писателя мы должны учитывать волю самого автора: его отношение к созданному, его мнение по поводу написанного. Как христианин Н. В. Гоголь стремился к свету и просвещению, спасению души. В повести «Ночь перед Рождеством» он хотел донести до нас мысль, что человек оказывается побежденным нечистой силой, злом, только если сходит с пути добра, теряет веру в Бога, не любит людей. Давайте увидим в этой повести победу добра над злом, света над тьмой, язычества над христианством – в память о Гоголе.

 

IV. Рефлексия.

«ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО»

Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» – «минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» – учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

 

VI. Домашнее задание.

1.      Выучить наизусть колядную песню (или переписать ее в тетрадь);

2.      Написать мини-сочинение «Чудеса на Рождество» (по выбору учителя).

 


ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ

ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ

Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя.

Итак, Гоголь искал прекрасное в человеке, всю жизнь стремился изобразить человека прекрасного, возвышенного, возрожденного

Итак, Гоголь искал прекрасное в человеке, всю жизнь стремился изобразить человека прекрасного, возвышенного, возрожденного

И великан исчез![7]. Самое сильное оружие против демонов – это крестное знамение и мужество, бесстрашие, которое должно быть в сердце христианина всегда в совокупности с…

И великан исчез![7]. Самое сильное оружие против демонов – это крестное знамение и мужество, бесстрашие, которое должно быть в сердце христианина всегда в совокупности с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021