Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)
Оценка 4.6

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
искусство +1
7 кл—9 кл
16.06.2018
Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)
Данный материал представляет собой внеклассное мероприятие для 8 класса. Целью его является расширение кругозора учащихся и более детальное знакомство с творчеством Карла Брюллова, Александра Иванова, Василия Поленова. Кроме этого, в ходе встречи откроются некоторые особенности иконописи. У ребят появится возможность сравнить творческий подход к изображению библейских сюжетов и каноническое изображение иконописцев.
Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи..docx
Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи. (внеклассное мероприятие для 8 класса) Цель мероприятия. Расширение кругозора учащихся и более детальное знакомство с творчеством Карла Брюллова, Александра Иванова, Василия Поленова. План. 1. Вступительное слово учителя. 2. Христианские мотивы в живописи. Выступления учащихся. o К.Брюллов «Последние дни Помпеи» - Кузнецова В., Яковлева К. o А.Иванов «Явление Христа народу» - Галич О., Строкина А. o В.Поленов «Христос и грешница» – Васильев А. 3. Особенности иконописи – о. Андрей, священник церкви Николая Чудотворца. 4. Подведение итогов. Вступительное слово учителя. Наше сегодняшнее заседание круглого стола старшеклассников посвящено теме «Христианские мотивы в русской живописи . Особенности иконописи.» Ведущие сегодняшней встречи учащиеся 8 б класса. В гостях у нас приглашённые учащиеся 7 а, 7 б классов и наш постоянный гость - отец Андрей. Тема нашего разговора возникла неслучайно. Названия картин и имена художников вам знакомы из курсов истории, литературы, искусства. Целью сегодняшней встречи является расширение вашего кругозора и более детальное знакомство с творчеством Карла Брюллова, Александра Иванова, Василия Поленова. Кроме этого, нам откроются некоторые особенности иконописи. Мы будем иметь возможность сравнить творческий подход к изображению библейских сюжетов и каноническое изображение иконописцев. История создания картины «Последний день Помпеи». 24  августа  79 года  произошло  мощное  извержение  Везувия,  уничтожившего  цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города. В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи   ошеломило   его.   Он   исходил   все   закоулки   города,   дотрагивался   до   стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий   Плиния   Младшего   к   римскому   историку   Тациту.   В   поисках   достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Почти   все   предметы   написаны   Брюлловым   с   хранящихся   в   неаполитанском   музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник   искал   наиболее   выразительную   композицию.   И   даже   когда   эскиз   будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы. В   1830   г.   художник   начал   работу   на   большом   холсте.   Он   писал   на   таком   пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово. В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. На  заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Копоть и пепел засыпает  несчастный город с его испуганными жителями. Рушатся здания, а вместе с ними рушится  привычная жизнь людей, которые пытаются спастись в бесполезном бегстве. Боль, страх и ужас  отражаются на испуганных лицах, обращенных к небу в надежде на спасение. Но гибель неизбежна.  Понимая это, матери в последний раз обнимают своих детей, влюбленные пытаются насладиться  последним поцелуем, вдыхая последний глоток жизни. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв   руку   навстречу   рушащимся   небесам,   мужчина   готов   грудью   защитить   своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся   они   друг   к   другу!   Над   ними   —   христианский   пастырь   с   крестом   на   шее,   с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой. Слева на втором   плане   —   толпа   беглецов   на   ступенях   гробницы   Скавра.   В   ней   мы   замечаем художника,   спасающего   самое   дорогое   —   ящик   с   кистями   и   красками.   Это   — автопортрет Карла Брюллова. Художник   стремится   придать   своим   героям   идеальные   черты   и   пластическое совершенство. Известно, что для многих из них позировали жители Рима. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения.   Еще   больший   триумф   ожидал   Брюллова   на   родине.   Выставленная   в Эрмитаже,   а   затем   в   Академии   художеств,   картина   стала   предметом   патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин: Везувий зев открыл ­ дым хлынул клубом ­ пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется ­ с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. Действительно,   мировая   слава   брюлловской   картины   навсегда   уничтожила пренебрежительное   отношение   к   русским   художникам,   которое   существовало   даже   в самой   России.   В   глазах   современников   произведение   Карла   Брюллова   было доказательством   самобытности   национального   художественного   гения.   Брюллова сравнивали   с   великими   итальянскими   мастерами.   Поэты   посвящали   ему   стихи.   Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне. Грандиозное полотно «Явление Христа народу» создавалось А.А.Ивановым на протяжении 20 лет,  с 1837 по 1857 год. Произведение стало настоящим подвигом живописца, находившегося в  постоянном духовном поиске. В своей картине А.А.Иванов стремился показать, как возвышенное и божественное оказывает  влияние на формирование и преображение человека. Содержание картины – евангельский сюжет, который живописец трактует как подлинное  историческое событие – приход Спасителя к толпе «скорбящих и безутешных». Готовясь к работе  над картиной, он тщательно изучил не только Евангелие, но также и литературу о Палестине и ряд  археологических сочинений, необходимых для точного изображения бытовых подробностей,  предпринял поездку по Италии ради изучения религиозной живописи средних веков и  Возрождения, посещал синагогу, изучая характерные типы евреев, и делал пейзажные этюды в  разных областях Италии, где природа, как ему казалось, напоминала палестинскую. Несколько раз  изменяет первоначальную композицию, делает множество этюдов. Их насчитывается более  шестисот, а время их исполнения падает на 1830­е, 1840­е и даже 1850­е годы, когда основные  элементы картины, казалось бы, уже определились. После трехлетней предварительной подготовки (1833—1836) замысел настолько созрел в сознании  Иванова, что уже в одном из ранних эскизов с полной четкостью определилась композиция будущей картины. Правда, в дальнейшем художник вносил в нее многочисленные изменения, но переработка  касалась главным образом деталей, а основные элементы выяснились сразу и вошли в дальнейшем в  окончательный вариант "Явления Христа народу".  Полотно имеет сложную многофигурную композицию – на нем изображены люди разных сословий,  возрастов и характеров, собравшихся на берегу Иордана вокруг пророка Иоанна Крестителя.  Почти все персонажи "Явления Христа народу" выдвинуты на первый план картины и образуют  вытянутую, ритмично построенную группу, как в античном барельефе или фризе; только в правой  части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.  Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное  пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую  торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и  простотой.  Выразителен образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины.  Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна  полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с  огромными скорбными глазами выражает неколебимую твердость духа, фанатическую  убежденность и глубокое внутреннее волнение.  Слева от пророка изображена группа апостолов — будущих учеников Христа. По глубине и  меткости психологических характеристик эта группа является, быть может, лучшей в картине.  Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и  порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис  Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры — дряхлый старик и  цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под  ними — ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.  В первой части картины показаны разнообразные типы людей, пришедших слушать проповедь  Иоанна. На заднем плане видны еврейские священники — левиты и фарисеи; их лица выражают  недоверие и злую иронию. Ниже изображены две замечательные по меткости наблюдения  обнаженные фигуры мужчины и мальчика, они только что вышли из воды и дрожат от холода.  Левее их — обнаженная фигура юноши, с порывистым вниманием обратившегося к  приближающемуся Христу, а в центре картины — группа из двух фигур: седой человек с холеным  телом, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину. Образ раба является, быть  может, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств — радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности.  Пейзаж изображает долину Иордана, пустынную и холмистую, с купой оливковых деревьев у  самого берега реки. Вдали видны оливковые рощи, и среди них едва заметны белые здания  Иерусалима. Цепь синеющих гор замыкает горизонт и сливается с чистым голубым небом. В  каждой детали пейзажа, в бурых и коричневых оттенках выжженной солнцем почвы, в глубокой и  насыщенной зелени деревьев, застывших на фоне голубого неба, в многоцветных рефлексах речных  струй художник как бы суммировал опыт многократных и тщательно проверенных наблюдений.  Новаторство Иванова заключается в своеобразном "очеловечении" природы. Палитра красок,  которую вы видите,  призвана показать все оттенки переживания человеческой души от безверия к  вере. Когда после двадцати лет уединенной и напряженной работы, Иванов, наконец, открыл для  зрителей двери своей мастерской, картина все еще казалась ему неоконченной, но он уже не  находил в себе сил ее кончить. Ему помешала болезнь глаз.  Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие. Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей. Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку. Свой долг художника Поленов видел в концентрации сил для создания евангельского цикла картин «Из жизни Христа» (1899-1909), который он мыслил себе «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой. Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница». Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)

Христианские мотивы в русской живописи. Особенности иконописи.(8 класс, литература и искусство)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2018