Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века.
Оценка 4.7

Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века.

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
10 кл—11 кл +1
07.06.2024
Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века.
Рассказывается о путях развития СССР после вступления на пост руководителя партии и государства Н.С.Хрущёва и его внутренней политике.
Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века..docx

Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века.

Основные вопросы изучения материала.

1) Смерть Сталина и настроения в обществе.

2) Борьба за власть в советском руководстве. Н. С. Хрущёв.

3) ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.

4) Реабилитация жертв политических репрессий.

5) Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

6) Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока: Учебник, § 5. Хрестоматия

Основные понятия и термины: десталинизация. Реабилитация. «Оттепель». Волюнтаризм. Субъективизм. Совнархозы.

Основные даты, периоды: 5 марта 1953 г. — смерть И. В. Сталина. 1953—1964 гг. — Н. С. Хрущёв —первый секретарь ЦК КПСС. 1956 г. — XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина. 1961 г. — XXII съезд КПСС. Принятие Программы построения коммунизма. 1964 г. — смещение Н. С. Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС. 1964—1982 гг. — первый (с 1966 г. — Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Персоналии: Л. П. Берия. Г. К. Жуков. Л. М. Каганович. В. М. Молотов. И. В. Сталин. Л. И. Брежнев. Н. А. Булганин. А. Н. Косыгин. Г. М. Маленков. Н. С. Хрущёв.

Домашнее задание: § 5 учебника. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, дайте развёрнутую характеристику деятельности Н. С. Хрущёва.

Модули

урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оценивание

образовательных

результатов

Мотивационно-

целевой

Как в политике Н. С. Хрущёва сочетались демократизация советского

общества и задачи строительства коммунизма?

Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов

Беседа

Ориентационный

(актуализации/

повторения

Сравните характерные особенности общественно-политической жизни страны до и после XX съезда КПСС,

выделив общие черты и различия

Использовать приём сравнительного

анализа для выявления общих черт

и различий в общественно-политической жизни страны

Сравнение

Содержательно-операционный

В чём заключалось содержание доклада Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС? В чём заключалась ограниченность доклада Хрущёва? Чем это можно объяснить?

Прочитайте п. 4 параграфа и расскажите о процессе реабилитации, его особенностях. Почему реабилитация не коснулась некоторых деятелей партии? Составьте таблицу «Внутрипартийная борьба за власть в 1953—1957 гг.: этапы, участники, итоги». Какие изменения произошли в государственном строительстве за годы правления Н. С. Хрущёва?

Составьте схему управления СССР к 1964 г. Объясните слова Н. С. Хрущёва: «Нынешнее поколение советских

людей будет жить при коммунизме». В чём заключались экономические и политические предпосылки смены курса?

Определите позитивные и негативные последствия введения территориального принципа управления хозяйством. Почему введение совнархозов не коснулось отраслей промышленности, связанных с обороной страны?

Выделять главные идеи в историческом документе.

Определять информационную ценность документа. Выявлять особенности исторического явления, процесса. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу.

Составлять схему управления государством, выявлять изменения в государственном устройстве.

Комментировать и разъяснять смысл

высказывания государственного деятеля. Определять предпосылки исторических явлений, процессов.

Выявлять противоречивость реформ

Беседа.

Работа с текстом

учебника, таблицей, схемой

Контрольно-оценочный

(в том числе рефлексивный

Выскажите аргументированное мнение по точке зрения о последствиях борьбы с культом личности И. В. Сталина: «Была снижена значимость достижений советского народа, началось очернение модернизации сельского хозяйства и промышленности, Великой Отечественной войны».

Проанализируйте слова И. Г. Эренбурга, автора повести «Оттепель»: «25 февраля 1956 года стало для меня, как для всех моих соотечественников, крупной датой»

Высказывать аргументированное собственное суждение.

 

 

 

Разъяснять смысл высказывания исторической личности

Познавательное

задание

Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Расширены права союзных республик в экономической  и правовой сферах, восстановлена национальная государственность балкарского, карачаевского, калмыцкого, чеченского, ингушского народов. Принято Постановление об улучшении деятельности Советов, расширении их прав в хозяйственной и культурной деятельности, реорганизован ВЦСПС, расширены его права, сокращён аппарат.

Дополнительный материал: Из воспоминаний Булата Окуджавы. «Я был слепым романтиком» …Произошёл взрыв. Открылись шлюзы, и накопления в искусстве получили возможность выразиться. Вот и я возник в то время. А прежде я был сталинистом, как и многие в моём

поколении. Удивляться нечему. Сначала было подавление всякой возможности сомнения. Это вызывало страх. Страх укоренился, создал новый тип человека. Мои родители были репрессированы. Но я считал, что они в чём-то виноваты, потому что наши замечательные чекисты не ошибаются. Я пережил два обыска, ночные аресты и, как многие тогда, жил под гнётом страха. К этому примешивалось желание быть человеком, верить, что происходящее — хорошо, что в нём есть свой резон. Хотелось верить — вот самое страшное. Я был слепым романтиком, типичным продуктом эпохи, и очень просто для себя объяснял зловещие факты, связанные с культом личности Сталина. Я считал, что всё происходящее — помимо него…  И вдруг — трагическая ломка. Но у меня она произошла очень быстро. Неожиданно выяснилось, что мои родители, которых я тайно любил, ни в чём не виноваты. Это уже было грандиозным подспорьем. Если так, то и всё остальное могло быть ошибкой. Я по-новому начал воспринимать и наш мир, и нашу жизнь, и наше будущее…


 

Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов

Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов

Содержательно-операционный

Содержательно-операционный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024