Хрущёвская «оттепель» 1950- начала 1960-х годов XX века.
Основные вопросы изучения материала.
1) Смерть Сталина и настроения в обществе.
2) Борьба за власть в советском руководстве. Н. С. Хрущёв.
3) ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.
4) Реабилитация жертв политических репрессий.
5) Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
6) Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: Учебник, § 5. Хрестоматия
Основные понятия и термины: десталинизация. Реабилитация. «Оттепель». Волюнтаризм. Субъективизм. Совнархозы.
Основные даты, периоды: 5 марта 1953 г. — смерть И. В. Сталина. 1953—1964 гг. — Н. С. Хрущёв —первый секретарь ЦК КПСС. 1956 г. — XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина. 1961 г. — XXII съезд КПСС. Принятие Программы построения коммунизма. 1964 г. — смещение Н. С. Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС. 1964—1982 гг. — первый (с 1966 г. — Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
Персоналии: Л. П. Берия. Г. К. Жуков. Л. М. Каганович. В. М. Молотов. И. В. Сталин. Л. И. Брежнев. Н. А. Булганин. А. Н. Косыгин. Г. М. Маленков. Н. С. Хрущёв.
Домашнее задание: § 5 учебника. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, дайте развёрнутую характеристику деятельности Н. С. Хрущёва.
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно- целевой |
Как в политике Н. С. Хрущёва сочетались демократизация советского общества и задачи строительства коммунизма? |
Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/ повторения |
Сравните характерные особенности общественно-политической жизни страны до и после XX съезда КПСС, выделив общие черты и различия |
Использовать приём сравнительного анализа для выявления общих черт и различий в общественно-политической жизни страны |
Сравнение |
Содержательно-операционный |
В чём заключалось содержание доклада Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС? В чём заключалась ограниченность доклада Хрущёва? Чем это можно объяснить? Прочитайте п. 4 параграфа и расскажите о процессе реабилитации, его особенностях. Почему реабилитация не коснулась некоторых деятелей партии? Составьте таблицу «Внутрипартийная борьба за власть в 1953—1957 гг.: этапы, участники, итоги». Какие изменения произошли в государственном строительстве за годы правления Н. С. Хрущёва? Составьте схему управления СССР к 1964 г. Объясните слова Н. С. Хрущёва: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В чём заключались экономические и политические предпосылки смены курса? Определите позитивные и негативные последствия введения территориального принципа управления хозяйством. Почему введение совнархозов не коснулось отраслей промышленности, связанных с обороной страны? |
Выделять главные идеи в историческом документе. Определять информационную ценность документа. Выявлять особенности исторического явления, процесса. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Составлять схему управления государством, выявлять изменения в государственном устройстве. Комментировать и разъяснять смысл высказывания государственного деятеля. Определять предпосылки исторических явлений, процессов. Выявлять противоречивость реформ |
Беседа. Работа с текстом учебника, таблицей, схемой |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный |
Выскажите аргументированное мнение по точке зрения о последствиях борьбы с культом личности И. В. Сталина: «Была снижена значимость достижений советского народа, началось очернение модернизации сельского хозяйства и промышленности, Великой Отечественной войны». Проанализируйте слова И. Г. Эренбурга, автора повести «Оттепель»: «25 февраля 1956 года стало для меня, как для всех моих соотечественников, крупной датой» |
Высказывать аргументированное собственное суждение.
Разъяснять смысл высказывания исторической личности |
Познавательное задание |
Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах, восстановлена национальная государственность балкарского, карачаевского, калмыцкого, чеченского, ингушского народов. Принято Постановление об улучшении деятельности Советов, расширении их прав в хозяйственной и культурной деятельности, реорганизован ВЦСПС, расширены его права, сокращён аппарат.
Дополнительный материал: Из воспоминаний Булата Окуджавы. «Я был слепым романтиком» …Произошёл взрыв. Открылись шлюзы, и накопления в искусстве получили возможность выразиться. Вот и я возник в то время. А прежде я был сталинистом, как и многие в моём
поколении. Удивляться нечему. Сначала было подавление всякой возможности сомнения. Это вызывало страх. Страх укоренился, создал новый тип человека. Мои родители были репрессированы. Но я считал, что они в чём-то виноваты, потому что наши замечательные чекисты не ошибаются. Я пережил два обыска, ночные аресты и, как многие тогда, жил под гнётом страха. К этому примешивалось желание быть человеком, верить, что происходящее — хорошо, что в нём есть свой резон. Хотелось верить — вот самое страшное. Я был слепым романтиком, типичным продуктом эпохи, и очень просто для себя объяснял зловещие факты, связанные с культом личности Сталина. Я считал, что всё происходящее — помимо него… И вдруг — трагическая ломка. Но у меня она произошла очень быстро. Неожиданно выяснилось, что мои родители, которых я тайно любил, ни в чём не виноваты. Это уже было грандиозным подспорьем. Если так, то и всё остальное могло быть ошибкой. Я по-новому начал воспринимать и наш мир, и нашу жизнь, и наше будущее…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.