Художественная литература как средство формирования нравственно патриотического воспитания дошкольников.
Иванова Галина Николаевна, Речевое развитие, СП ГБОУ СОШ с. Белозерки «Детский сад № 15 «Колобок», Воспитатель, galochka-ivanova-66@mail.ru
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда. Родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, и художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины. Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
«Чтение рассказа А. Митяева «Почему армия всем родная ?».
Задачи: Расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины. Сформировать у них представления о родах войск, о защитниках Отечества. Развивать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, чувства гордости за их подвиг, желание быть на них похожими. Развивать умение конструировать солдатскую пилотку, складывая бумагу прямоугольной формы в разных направлениях по словесной инструкции.
Методы и приемы:
Практические: физминутка, игровая деятельность.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: вопросы, беседа, чтение.
Материалы и оборудование: иллюстрации о военных разных родов войск, сюжетные картинки серии «Защитники Отечества».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Двигательные паузы «Солдаты выстроились в ряд».
|
Коммуникативная |
Участие в беседе. Чтение рассказ «Почему армия всем родная» А. Митяева.
|
Художественно-эстическая |
Конструирование пилотки. |
Игровая |
Создание игровой ситуации, игра «Продолжи предложение».
|
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Предлагает рассмотреть выставку «Виды войск». Уточняет, в каких войсках хотели бы служить, когда вырастут? Почему именно в этих войсках? Чем привлекает их профессия военного человека? Труд военного - это постоянный риск. Все профессии военных почетны и важны. Наша страна гордится своей Армией.
|
Рассматривают выставку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
Привлечено внимание детей. |
Воспитатель предлагает встать всем в круг: давайте поиграем в игру «Продолжи предложение». Танком управляет… танкист. Из пушки стреляет… артеллерист. Из пулемета строчит… пулеметчик. В разведку ходит… разведчик. Границу охраняет… пограничник. На подводной лодке несет службу… моряк подводник. С парашютом прыгает… парашютист десантник. На корабле служит… моряк. За штурвалом самолета сидит… пилот. |
Дети стоят в кругу играют в игру. Чье имя называет воспитатель, тот ребенок отвечает на вопрос. |
Сформированы представления о родах войск, о защитниках Отечества.
|
Воспитатель привлекает внимание детей на доску, к которой прикреплены плакаты с надписью «Наша Армия» Вопросы к детям. -Что необходимо для мирной жизни? -Что нужно, чтобы люди спокойно жили? -Чтобы дети могли спокойно ходить в детский сад, школу? (ответы детей) Должен быть мир. Наш покой и мир охраняет армия. Когда была война, наша армия воевала с фашистами и победила. |
Де Стоят хаотично около доски, рассматривают плакаты и отвечают на вопросы. |
Развито любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, чувства гордости за их подвиг. |
А знаете ли вы, почему армию нашу называют родной? Об этом есть рассказ. Воспитатель читает рассказ «Почему армия всем родная» А. Митяева.
|
Сидят хаотично на паласе. Слушают рассказ. |
Расширены знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины. Развито представление о родах войск, о защитниках Отечества. |
Физкультурная минутка Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад. Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее, Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише, Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, опустились. Мы на месте покружились и остановились.
|
Стоят хаотично, выполняют движения согласно тексту. |
Снимается мышечное напряжение. |
Беседа по прочитанному . - Кто в этом рассказе часто задавал вопрос? - У кого первого Лена спросила? - Как она спросила? - Почему Лена загрустила после ответа Коли? - Что она спросила у тети Маши? Послушайте, что ей ответила тетя Маша (чтение отрывка из рассказа). - Что узнала Лена из рассказа её папы? Папа ей ответил, что другие папы также могут в нужный час стать военными. Папа Лены "Сержант запаса". Танкист. Кто-то летчик, кто-то разведчик, моряк. - Поняла ли Лена, почему Армия всем родная? Как вы думаете, а вам армия родная? (да, потому что она всех защищает). Воспитатель дополняет:
|
Сидят на паласе полукругом отвечают на вопросы по содержанию. |
Развита речь, память, мышление, воображение, внимание. |
А теперь ребята предлагаю вам пройти за столы, и как будущим защитникам научиться делать солдатскую пилотку. Хотите научиться делать пилотки? Положите прямоугольный лист бумаги перед собой, сложите вдоль пополам и разложите вновь, после чего сложите лист поперек пополам .Оба угла (верхних, по сгибу) загните к намеченной вертикальной линии, причем один – на одну сторону, а другой – на другую. Выступающие после сгиба углов концы листа надо раздвоить и загнуть вверх в противоположные стороны. Образовавшиеся при этом выступающие за пределы треугольника уголки отгибов загните по бокам треугольника, причем каждый из них в противоположную сторону. Две вершины при основании образовавшегося треугольника сложите вместе так, чтобы образовался квадрат, раздваивающиеся вершины квадрата загните вверх, вновь получая треугольник. Пилотка готова. Замечательные пилотки получились у вас ребята. |
Проходят, присаживаются за столы. По инструкции воспитателя конструируют пилотку. |
Развито умение конструировать солдатскую пилотку, складывая бумагу прямоугольной формы в разных направлениях по словесной инструкции.
|
Ребята хочу у вас взять интервью. Чем вы сегодня занимались? Что интересного вы узнали? Что больше всего понравилось? Какая военная профессия вам понравилась? О чем вы можете сегодня рассказать своим родителям? Спасибо вам за интересное интервью. |
Делятся впечатлениями |
Привито чувство гордости за свою армию и вызвано желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, привита доброта, умение дружить. |
Литература:Гербова В.В. Занятия по развитию речи в
старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. –
С. 60—61.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.